Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор __ _____(Захарова Г.П.)
«____»_____________________2016
Рабочая программа по русскому языку
(базовый уровень)
для 5 класса
Составитель: Вострикова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы второй категории
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8, учебного плана на 2016- 2017 учебный год, с учетом авторской программы по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г. и линии учебников издательства «Просвещение», Москва, 2014 г.
Целями изучения русского языка являются:
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к языку как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; овладение важными общеучебными умениями и универсальными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из различных источников;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
- овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, освоения основных норм русского литературного языка.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метопредметные результаты обучения является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются : коммуникативные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся , прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Обучение русского языка в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека , способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Место учебного предмета в учебном плане.
На изучение предмета отводится 5 часов в неделю (170 часа в год).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Обучение русскому языку должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
1. Язык и общение (3ч)
Общение устное и письменное. Стили речи.
2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (20ч)
Понятие орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в составе морфем.
3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 ч)
Словосочетание. Разбор словосочетаний. Простое предложение. Члены предложения. Подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Обращение. Простое и сложное предложение. Прямая речь. Диалог.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч)
Гласные и согласные звуки. Алфавит. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Фонетический разбор.
5. Лексика. Культура речи (8ч)
Лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч)
Морфемика как раздел лингвистики. Приставка, суффикс как формообразующие морфемы. Правописание приставок. Варианты морфем. Чередование гласных и согласных в корнях.
7. Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (21ч)
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Изменение существительных. Число и род существительных.
Имя прилагательное (14ч)
Изменение прилагательных. Полные и краткие прилагательные.
Глагол (35ч)
Изменение глагола. Виды глагола. Корни с чередованием. Время глагола. Спряжение глагола. Морфологический разбор разных частей речи.
Повторение и систематизация изученного (7ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях. Орфограммы в окончаниях слов. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса ученик научится :
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Ученик получит возможность научиться:
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография: находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация: выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
гуманитарного цикла
«__»______________ 2016 г. №__
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_______________ (Калиновская М.А.)
«__»____________ 2016 г.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- М.Т.Баранов,Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский.. Русский язык 5-9 класс. Рабочие программы. М.Просвещение 2016.
- Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; М.: Просвещение, 2014г.
- Л.В.Шибалова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс, М.: «Экзамен», 2011г.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. М.: «Вако», 2015г.
- Е.А.Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку,5 класс, М.: Экзамен, 2014г.
- Б.А.Макарова. Проверочные работы по русскому языку 5 класс, М.: Экзамен, 2015г.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки | |||||
Язык и общение (2ч + 1ч) | |||||||||
1 | Техника безопасности в кабинете русского языка и литературы. Язык и человек. Общение устное и письменное. | Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, используя выделенные слова. Работают в группах (сочиняют продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога). | |||||||
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | Овладевают приемами работы с учебной книгой, правилами и приемами эффективного слушания устной монологической речи. | |||||||
3 | Стили речи. | Работают с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализируют тексты с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры. | |||||||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч+3ч) | |||||||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограммы. | Знакомятся с понятием транскрипции, выполняют фонетический разбор. Работают с текстом, опознают различные виды орфограмм. | |||||||
5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | Выполняют упражнения на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделяют морфемы в словах. | |||||||
6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне. | Выполняют упражнения, отрабатывая данное правило; диктант. | |||||||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Выполняют упражнения, отрабатывая данное правило; участвуют в лингвистической игре. | |||||||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. | |||||||
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывая данное правило. Составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. | |||||||
10 | Разделительные ъ и ь. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. | |||||||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Работают с текстом, выделяя орфограмм-букв и орфограмм-пробелы; работают с иллюстрацией (описание ситуации). | |||||||
12 | Что мы знаем о тексте. | Определяют признаки текста. Пишут изложение по тексту при помощи плана. | |||||||
13 | Части речи. | Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи. | |||||||
14 | Глагол. | Составляют предложения по рисунку; определяют лицо и число глаголов. | |||||||
15 | -Тся и –ться в глаголах | Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. Выборочный диктант. | |||||||
16 | Тема текста. | Анализируют темы сочинений, само сочинение, записывают исправленный вариант. | |||||||
17 | Личные окончания глаголов. Не с глаголам | Работают с таблицей; выделяют окончания, составляют предложения, определяют написание не с глаголами. | |||||||
18 | Имя существительное. | Определяют морфологические признаки имени существительного, выполняют упражнения, направленные на закрепление правила «ь на конце существительных» | |||||||
19 | Имя прилагательное. | Составляют предложения с именами прилагательными, согласовывая прилагательные с существительными, выделяя в них окончания. | |||||||
20 | Р.Р.Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» | Создают текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой . | |||||||
21 | Местоимение | Работают с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. | |||||||
22 | Основная мысль текста. | Определяют способы выражения основной мысли текста.. | |||||||
23 | Контрольная диктант по теме «Повторение изученного в 4 классе» | Пишут диктант и выполняют грамматическое задания. | |||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 ч) | |||||||||
24 | Синтаксис как раздел грамматики. | Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. | |||||||
25 | Пунктуация как раздел науки о языке. | Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. | |||||||
26 | Словосочетание. Строение словосочетаний. | Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слово в словосочетании; составляют собственные словосочетания. | |||||||
27 | Виды словосочетаний. Разбор словосочетания. | Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. | |||||||
28 | Предложение. | Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. | |||||||
29 | Сжатое изложение «Старый пень» ( на основе упр. 137) | Работают над сжатием текста. | |||||||
30 | Сжатое изложение «Старый пень» ( на основе упр. 137) | Пишут сжатое изложение. | |||||||
31 | Виды предложений по цели высказывания. | Выполняют упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеризуют их смысловые и интонационные особенности. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. | |||||||
32 | Восклицательные предложения. | Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Работают в парах. | |||||||
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Выполняют упражнения, направленные на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. | |||||||
34 | Сказуемое. | Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых. | |||||||
35 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Выполняют упражнения, направленные на отработку навыка определения главных членов предложения и постановку тире между ними. | |||||||
36 | Нераспространенные и распространенные предложения | Различают распространённые и нераспространенные предложения, составляют нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. | |||||||
37 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Распознают виды второстепенных членов предложения, анализируют схемы, иллюстрирующие связь между главными и второстепенными членами предложения. Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделяют их графически | |||||||
38 | Определение. | Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. | |||||||
39 | Обстоятельство. | Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. | |||||||
40 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | |||||||
41 | Обобщающие слова при однородных членах | Конструируют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова. | |||||||
42 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор простого предложения. | |||||||
43 | Предложения с обращениями | Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. | |||||||
44 | Письмо. | Работают с жанром письма. Пишут письмо товарищу. | |||||||
45 | Синтаксический разбор простого предложения. | Выполняют устный и письменный синтаксический разбор простого предложения | |||||||
46 | Пунктуационный разбор простого предложения. | Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор простого предложения | |||||||
47 | Простые и сложные предложения. | Различают простые и сложные предложения в тексте, читают их схемы, определяют границы частей в сложном предложении, составляют предложения по указанным схемам. | |||||||
48 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения | Выполняют устный и письменный разбор сложного предложения. | |||||||
49 | Прямая речь. | Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют знаки препинания. Составляют предложения с прямой речью, схемы | |||||||
50 | Диалог. | Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе. Моделируют диалог (описание происходящего на картине). | |||||||
51 | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | |||||||
52 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис ». | Пишут диктант и выполняют грамматические задания. | |||||||
53 | Р.Р. Выборочное изложение (упр. 261) | Работают над сжатием текста. Пишут выборочное изложение. | |||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч) | |||||||||
54 | Фонетика. Гласные звуки. | Составляют таблицу «Гласные звуки». Анализируют и применяют правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. | |||||||
55 | Согласные звуки. | Выполняют упражнения на распознавание звуков. Работают с текстом. | |||||||
56 | Изменение звуков в потоке речи. | Анализируют и применяют правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. | |||||||
57 | Согласные твердые и мягкие. | Распознают твердые и мягкие согласные. Характеризуют согласные звуки. | |||||||
58 | Повествование. | Знакомятся с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Пишут изложение. | |||||||
59 | Согласные звонкие и глухие. | Характеризуют согласные звуки. Выполняют упражнения на повторение пунктуации и орфографии. Заучивают стихотворение наизусть. | |||||||
60 | Графика. Алфавит. | Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слов. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словарях. | |||||||
61 | Сочинение. Описание предмета. | Знакомятся с описанием как функционально-смысловым типом речи. | |||||||
62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте. | |||||||
63 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | |||||||
64 | Орфоэпия | Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные и орфографические ошибки. | |||||||
65 | Фонетический разбор слова. | Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки. Выполняют устный и письменный фонетический разбор. | |||||||
66 | Контрольный диктант по теме «Фонетика» | Пишут диктант. | |||||||
67 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте. | |||||||
68 | Р. Р. Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы»). | Конструируют словосочетания и предложения по картине. Составляют план, выполняют словарную работу. | |||||||
Лексика. Культура речи (8ч) | |||||||||
69 | Слово и его лексическое значение. | Объясняют различие лексического и грамматического значения. Работают с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания | |||||||
70 | Однозначные и многозначные слова. | Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с текстом, иллюстрациями к нему. | |||||||
71 | Прямое и переносное значение слов. | Работают с толковыми словарями: выбирают слова, имеющие переносное и прямое значение, составляют словосочетания, предложения. | |||||||
72 | Омонимы. | Работают с толковыми словарями. Составляют и анализируют словосочетания и предложения с омонимами. Анализируют стихотворения, содержащие омонимы. | |||||||
73 | Синонимы. | Выполняют упражнения: подбирают синонимы к данным в упражнении словам, составляют словосочетания с синонимами, анализируют предложений, содержащие синонимы. | |||||||
74 | Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | Подбирают материал к сочинению по картине. Конструируют словосочетания и предложения. Составляют план. Выполняют словарную работу. | |||||||
75 | Антонимы. | Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Работают со словарём | |||||||
76 | Изложение «Первый снег» | Пишут изложение по плану. | |||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.) | |||||||||
77 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. | Выполняют морфемный анализ слов. | |||||||
78 | Изменение и образование слов. | Выполняют упражнения: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов. | |||||||
79 | Окончание и основа слова. | Анализируют таблицу. Выделяют в словах окончания, основы и определяют его грамматическое значение | |||||||
80 | Корень слова. | Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов. | |||||||
81 | Рассуждение | Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Анализируют текст. Высказывают свое мнение о тексте и доказывают его. | |||||||
82 | Суффикс. | Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. | |||||||
83 | Приставка. | Обозначают приставки в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, характеризуют морфемный состав слов. | |||||||
84 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика | Выделяют части текста, находят основной мысли каждой части, определяют стиль, выполняют словарную работу, воспроизводят текст. | |||||||
85 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика | Пишут изложение. | |||||||
86 | Чередование звуков. | Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделяют части слов с беглыми гласными, записать слова. | |||||||
87 | Беглые гласные. | Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделяют части слов с беглыми гласными, записывают слова. | |||||||
88 | Варианты морфем. | Работают с однокоренными словами. | |||||||
89 | Морфемный разбор слова. | Выполняют устный и письменный морфемный разбор. | |||||||
90 | Правописание гласных и согласных в приставках. | Обозначают приставки в словах , анализируют разницу между произношением и написанием приставок. | |||||||
91 | Буквы З и С на конце приставок. | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
92 | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
93 | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- | Усваивают правило написания букв а-о в корне –раст- - -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изученная орфограмма. | |||||||
94 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | Усваивают правило. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изученная орфограмма. | |||||||
95 | Буквы И – Ы после Ц. | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
96 | Повторение изученного в разделе «Морфемика» | Отвечают на вопросы и выполняют задания по темам раздела. | |||||||
97 | Контрольный диктант по теме «Морфемика | Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. | |||||||
98 | Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Подбирают материал к сочинению по картине. Конструируют словосочетания и предложения. Составляют план. Выполняют словарную работу. | |||||||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (17ч + 4ч) | |||||||||
99 | Имя существительное как часть речи. | Характеризуют морфологические признаки имени существительного. Работают с текстами упражнений: определить род, склонение, падеж имён существительных | |||||||
100 | Имя существительное как часть речи | Устанавливают какой части речи являются приведенные в тексте слова. Составляют распространенные предложения по картине. | |||||||
101 | Доказательства в рассуждении | Анализируют текст: выделяют его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Создают рабочий материал к сочинению-рассуждению. | |||||||
102 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Выделяют одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения | |||||||
103 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Распознают имена существительные нарицательные и собственные, подбирают примеры имен существительных собственных. | |||||||
104 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Рассказывают об имени существительном по плану, пишут сжатое изложение. | |||||||
105 | Род имен существительных. | Работают с таблицей учебника: заполняют примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составляют словосочетания и предложения, в которых отчётливо выявляется род имен существительных. | |||||||
106 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа | Распознают имена существительные, имеющие только форму множественного числа | |||||||
107 | Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | Выделяют части текста, находят основную мысль каждой части, определяют стиль, воспроизводят текст. | |||||||
108 | Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | Пишут сжатое изложение. | |||||||
109 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа | Распознают имена существительные, которые имеют только форму единственного числа | |||||||
110 | Три склонения имен существительных. | Определяют тип склонения имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных» | |||||||
111 | Падеж имен существительных | Определяют падежи имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже | |||||||
112 | Падеж имен существительных | Определяют падеж имен существительных. | |||||||
113 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | Выделяют падежные окончания существительных и относящиеся к существительным предлоги | |||||||
114 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | Определяют падеж имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги. | |||||||
115 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных | Определяют падеж имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги. | |||||||
116 | Множественное число имен существительных. | Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. | |||||||
117 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. | |||||||
118 | Морфологический разбор имени существительного. | Выполняют устный и письменный морфологического разбора имени существительного | |||||||
119 | Диктант по теме «Имя существительное» | Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. | |||||||
Имя прилагательное (10ч +4ч) | |||||||||
120 | Имя прилагательное как часть речи. | Определяют морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного. | |||||||
121 | Имя прилагательное как часть речи. | Анализируют словосочетания, предложений и тексты с именами прилагательными | |||||||
122 | Имя прилагательное как часть речи. | Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном | |||||||
123 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений , выделяют окончания имён прилагательных | |||||||
124 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений , выделяют окончания имён прилагательных | |||||||
125 | Буква о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений , выделяют окончания имён прилагательных | |||||||
126 | Изложение повествовательного характера с элементами описания животного ( по упр. 586) | Выделяют части текста, находят основную мысль каждой части, определяют стиль, воспроизводят текст. | |||||||
127 | Изложение повествовательного характера с элементами описания животного ( по упр. 586) | Пишут изложение. | |||||||
128 | Прилагательные полные и краткие. | Образуют краткую форму прилагательного; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными. | |||||||
129 | Прилагательные полные и краткие | Составляют словосочетания и предложения с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. | |||||||
130 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Выполняют устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. | |||||||
131 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | |||||||
132 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Пишут диктант | |||||||
133 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | |||||||
Глагол (29ч + 6ч) | |||||||||
134 | Глагол как часть речи. | Определяют глаголы-сказуемые в предложении, характеризуют их по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются сказуемые с подлежащим | |||||||
135 | Не с глаголами. | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
136 | Не с глаголами. | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
137 | Рассказ. | Создают устный рассказ по иллюстрациям | |||||||
138 | Неопределенная форма глагола. | Распознают глаголы в неопределенной форме. Составляют памятку, устное сообщение о неопределённой форме глагола. | |||||||
139 | Неопределенная форма глагола. | Образуют глаголы в неопределенной форме. | |||||||
140 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
141 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу с суффиксами -ся. | |||||||
142 | Виды глагола. | Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. | |||||||
143 | Виды глагола. | Работают с орфографическим словарем. Работают с иллюстрациями (составление рассказа). | |||||||
144 | Буквы е – и в корнях с чередованием | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
145 | Буквы е – и в корнях с чередованием | Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило. | |||||||
146 | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | Самостоятельно составляют устный рассказ о себе. | |||||||
147 | Время глагола. | Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определяют вид и время глаголов. | |||||||
148 | Прошедшее время глагола. | Определяют способ образования глаголов прошедшего времени от неопределенной формы, составляют с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём. | |||||||
149 | Настоящее время глагола. | Составляют связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня», словосочетания с глаголами настоящего времени. | |||||||
150 | Будущее время глаголов. | Составляют устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Подбирают слова на тему «Спорт». | |||||||
151 | Спряжение глаголов. | Определяют типы спряжения. Спрягают глаголы с ударными окончаниями, составляют с ними словосочетания и предложения. | |||||||
152 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Усваивают правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом | |||||||
153 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом | |||||||
154 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Пишут диктант с продолжением. | |||||||
155 | Морфологический разбор глагола. | Выполняют устный и письменный морфологически разбор глаголов. | |||||||
156 | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | Выделяют части текста, находят основную мысли каждой части, определяют стиль, выполняют словарную работа, воспроизводят текста. | |||||||
157 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | Усваивают правило написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | |||||||
158 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом | |||||||
159 | Употребление времен. | Пишут диктант с продолжением. | |||||||
160 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | Отвечают на вопрос и выполнений заданий по темам раздела. | |||||||
161 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». | Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. | |||||||
162 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Пишут диктант и выполняют грамматическое задание. | |||||||
163 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | Отвечают на вопрос и выполнений заданий по темам раздела | |||||||
Повторение и систематизация изученного (5ч + 2ч) | |||||||||
164 | Разделы науки о языке. | Систематизируют знания, полученные в разных разделах науки о языке. | |||||||
165 | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Систематизируют орфограммы в приставках и корнях слов , графически обозначают орфограммы. | |||||||
166 | Орфограммы в окончаниях слов. | Систематизируют орфограммы в окончаниях слов. Подбирают примеры на изученные орфограммы. | |||||||
167 | Употребление букв Ъ и Ь. | Повторяют и систематизируют знания об употребление букв Ъ и Ь. | |||||||
168 | Итоговый диктант по теме «Морфология» | Пишут диктант | |||||||
169 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | Составляют и анализируют обобщающую таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенными правилами. | |||||||
170 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Списывают тексты, расставляя знаки препинания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(базовый уровень) 5-9 классы
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 2010 год), Примерной программы основного образования по русскому языку дл...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/27/picture-658330-1606510164.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 6-9 классы на 2015-2016 учебный год
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общейнацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Для достижения их составле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/19/picture-806974-1471630744.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 9 класса
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса составлена в соответствии с базисным учебным планом 2004 г., на основе авторской программы по русскому языку под...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/01/picture-250651-1367382023.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163843-1568640554.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А.Тростенцовой, А.Д. Дейкиной, Москва...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/16/picture-1163843-1568640554.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 6 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Рабочая программа. Пред...