Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Вострикова Ольга Викторовна

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yazyk_5_kl.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8», г. Сергиев Посад

                                       УТВЕРЖДАЮ

                                                                            Директор __     _____(Захарова Г.П.)

                                                                                               «____»_____________________2016              

Рабочая программа по русскому языку

(базовый уровень)

для 5 класса

                            Составитель: Вострикова Ольга Викторовна        

                                                учитель русского языка и литературы второй категории

2016

Пояснительная записка.

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8, учебного плана на 2016- 2017 учебный год, с учетом авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, М.: Просвещение, 2016 г. и  линии учебников издательства «Просвещение», Москва, 2014 г.

     Целями  изучения русского языка являются:

  • воспитание уважения  к родному языку, сознательного отношения к языку как явлению культуры; осмысление родного языка как  основного  средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; овладение важными общеучебными умениями и универсальными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из различных источников;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и  ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Задачи:  

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков
  • овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
  • обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе  компетентностного подхода , который обеспечивает  формирование и развитие коммуникативной,  языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, освоения основных норм русского литературного языка.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метопредметные результаты обучения является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней  функционировать.

Основными индикаторами  функциональной грамотности являются : коммуникативные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия. Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся , прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Обучение русского языка в основной  школе должно обеспечить общекультурный уровень человека , способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.  

Место учебного предмета в учебном плане.

   На изучение предмета отводится 5 часов в неделю  (170 часа в год).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Обучение русскому языку должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

        

Содержание учебного предмета

1. Язык и  общение (3ч)

Общение устное и письменное. Стили речи.

2. Вспоминаем, повторяем, изучаем (20ч)

 Понятие орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в составе морфем.

3.Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 ч)

 Словосочетание. Разбор словосочетаний. Простое предложение.      Члены предложения. Подлежащее и сказуемое- грамматическая основа предложения.       Дополнение. Определение. Обстоятельство.      Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Обращение.      Простое и сложное предложение. Прямая речь. Диалог.

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч)

 Гласные и согласные звуки. Алфавит.      Двойная роль букв е, ё, ю, я.      Фонетический разбор.

5. Лексика.  Культура речи (8ч)

  Лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.      Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы.

6.  Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч)

    Морфемика как раздел лингвистики. Приставка, суффикс как формообразующие морфемы. Правописание приставок.      Варианты морфем. Чередование гласных и согласных в корнях.

7. Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (21ч)

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Изменение существительных.     Число и род существительных.      

Имя прилагательное (14ч)

 Изменение прилагательных.      Полные и краткие прилагательные.    

 Глагол (35ч)

Изменение глагола. Виды глагола. Корни с чередованием.      Время глагола. Спряжение глагола.      Морфологический разбор разных частей речи.

Повторение и систематизация изученного (7ч)

Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях. Орфограммы в окончаниях слов. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу V класса ученик научится  :

речевая деятельность:

            аудирование:

понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

        Ученик получит возможность научиться:

фонетика и орфоэпия:

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;

графика:

правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

            морфология:

различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

орфография:                                                                                                                            находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:                                                                                                       выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического

объединения учителей

гуманитарного цикла

«__»______________ 2016 г. №__

СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР

_______________ (Калиновская М.А.)

«__»____________ 2016 г.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. М.Т.Баранов,Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский.. Русский язык 5-9 класс. Рабочие программы. М.Просвещение 2016.
  2. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.;  М.: Просвещение, 2014г. 
  3. Л.В.Шибалова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс, М.: «Экзамен», 2011г.
  4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. М.: «Вако», 2015г.
  5. Е.А.Влодавская. Дидактические материалы по русскому языку,5 класс, М.: Экзамен, 2014г.
  6. Б.А.Макарова. Проверочные работы по русскому языку 5 класс, М.: Экзамен, 2015г.

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов учебной

деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки

Язык и общение (2ч + 1ч)

1

Техника безопасности в кабинете русского языка и литературы.

 Язык и человек. Общение устное и письменное.

Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают содержание, используя выделенные слова. Работают в группах (сочиняют продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога).

2  

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Овладевают приемами работы с учебной  книгой, правилами и приемами эффективного слушания устной монологической речи.

3

Стили речи.

Работают с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализируют тексты с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч+3ч)

4

 Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограммы.

Знакомятся с понятием транскрипции, выполняют фонетический разбор. Работают с текстом, опознают различные виды орфограмм.

5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Выполняют упражнения на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделяют морфемы в словах.

6

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне.

Выполняют упражнения, отрабатывая данное правило; диктант.

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Выполняют упражнения, отрабатывая данное правило; участвуют в лингвистической игре.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

9

Буквы и, у, а после шипящих.

Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывая данное правило. Составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём.

10

Разделительные ъ и ь.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Работают с текстом, выделяя орфограмм-букв и орфограмм-пробелы; работают с иллюстрацией (описание ситуации).

12

Что мы знаем о тексте.

Определяют признаки текста. Пишут изложение по тексту при помощи плана.

13

Части речи.

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи.

14

Глагол.

Составляют  предложения по рисунку; определяют лицо и число глаголов.

15

-Тся и –ться в глаголах

Выполняют упражнения, руководствуясь правилом. Выборочный диктант.

16

Тема текста.

Анализируют темы сочинений, само сочинение, записывают исправленный вариант.

17

Личные окончания глаголов. Не с глаголам

Работают с таблицей; выделяют окончания, составляют предложения, определяют написание не с глаголами.

18

Имя существительное.

Определяют морфологические признаки имени существительного, выполняют упражнения, направленные на закрепление правила «ь на конце существительных»

19

Имя прилагательное.

Составляют предложения с именами прилагательными, согласовывая прилагательные с существительными, выделяя в них окончания.

20

Р.Р.Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

Создают текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой .

21

Местоимение

Работают с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.

22

 Основная мысль текста.

Определяют способы выражения основной мысли текста..

23

Контрольная диктант по теме   «Повторение изученного в 4 классе»

Пишут диктант и выполняют грамматическое задания.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (30 ч)

24

Синтаксис как раздел грамматики.

Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте.

25

Пунктуация как раздел науки о языке.

Осознают значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.

26

Словосочетание.  Строение словосочетаний.

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слово в словосочетании; составляют  собственные словосочетания.

27

Виды словосочетаний. Разбор словосочетания.

Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.

28

Предложение.

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

29

 Сжатое изложение «Старый пень»   ( на основе упр. 137)

Работают над сжатием текста.

30

Сжатое изложение «Старый пень»   ( на основе упр. 137)

Пишут сжатое изложение.

31

Виды предложений по цели высказывания.

Выполняют упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеризуют  их смысловые и интонационные особенности. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.

32

Восклицательные предложения.

Распознают виды  предложений по эмоциональной окраске. Работают в парах.

33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Выполняют упражнения, направленные на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.

34

Сказуемое.

Определяют виды сказуемого и способы его выражения.  Описывают  действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

35

Тире между подлежащим и сказуемым.

Выполняют упражнения, направленные на отработку навыка определения главных членов предложения и постановку тире между ними.

36

Нераспространенные и распространенные предложения

Различают распространённые и нераспространенные предложения, составляют нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

37

Второстепенные члены предложения.  Дополнение.

Распознают виды второстепенных членов предложения, анализируют схемы, иллюстрирующие связь между главными и второстепенными членами предложения. Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделяют их графически

38

Определение.

Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями.

39

Обстоятельство.

Выполняют упражнения, связанные с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами.

40

Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

41

Обобщающие слова при однородных членах

Конструируют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова.

42

Пунктуационный разбор простого предложения.

Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор простого предложения.

43

Предложения с обращениями

Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.

  44

Письмо.

Работают с жанром письма. Пишут письмо товарищу.

45

Синтаксический разбор простого предложения.

Выполняют устный и письменный синтаксический разбор простого предложения

46

Пунктуационный разбор простого предложения.

Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор простого предложения

47

Простые и сложные предложения.

Различают простые и сложные предложения в тексте, читают их схемы, определяют границы частей в сложном предложении, составляют предложения по указанным схемам.

48

Синтаксический и пунктуационный  разборы сложного предложения

Выполняют устный и письменный разбор сложного предложения.

49

Прямая речь.

Выделяют в предложениях прямую речь, объясняют знаки препинания. Составляют предложения с прямой речью, схемы

50

Диалог.

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе. Моделируют диалог (описание происходящего на картине).

51

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

52

Контрольный диктант по теме «Синтаксис ».

Пишут диктант и выполняют грамматические задания.

53

Р.Р. Выборочное изложение  (упр. 261)

Работают над сжатием текста. Пишут выборочное изложение.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15ч)

54

Фонетика. Гласные звуки.

Составляют таблицу «Гласные звуки». Анализируют и применяют правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

55

Согласные звуки.

Выполняют упражнения на распознавание звуков. Работают с текстом.

56

Изменение звуков в потоке речи.

Анализируют и применяют правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

57

Согласные твердые и мягкие.

Распознают твердые и мягкие согласные. Характеризуют согласные звуки.

58

Повествование.

Знакомятся с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Пишут изложение.

59

Согласные звонкие и глухие.

Характеризуют согласные звуки. Выполняют упражнения на повторение пунктуации и орфографии. Заучивают стихотворение наизусть.

60

Графика.  Алфавит.

Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слов. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словарях.

61

Сочинение. Описание предмета.

Знакомятся с описанием как функционально-смысловым типом речи.

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Анализируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

63

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

64

Орфоэпия

Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные и орфографические ошибки.

65

Фонетический разбор слова.

Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки. Выполняют устный и письменный фонетический разбор.

66

Контрольный диктант по теме «Фонетика»

Пишут диктант.

67

Анализ диктанта и работа над ошибками.

Выполняют работу над ошибками, допущенными в диктанте.

68

Р. Р.  Сочинение по картине Ф. Толстого  «Цветы, фрукты, птицы»).

Конструируют словосочетания и предложения по картине. Составляют план, выполняют словарную работу.

Лексика. Культура речи (8ч)

69

Слово и его лексическое значение.

Объясняют различие лексического и грамматического значения. Работают с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания

70

Однозначные и многозначные слова.

Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с текстом, иллюстрациями к нему.

71

Прямое и переносное значение слов.

Работают с толковыми словарями: выбирают слова, имеющие переносное и прямое значение, составляют словосочетания, предложения.

72

Омонимы.

Работают с толковыми словарями. Составляют и анализируют словосочетания и предложения с омонимами. Анализируют стихотворения, содержащие омонимы.

73

Синонимы.

Выполняют упражнения: подбирают синонимы к данным в упражнении словам, составляют словосочетания с синонимами, анализируют предложений, содержащие синонимы.

74

Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).

Подбирают материал к сочинению по картине. Конструируют словосочетания и предложения.  Составляют план. Выполняют словарную работу.

75

Антонимы.

Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Работают со словарём

76

Изложение «Первый снег»

Пишут  изложение по  плану.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22ч.)

77

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Выполняют морфемный анализ слов.

78

Изменение и образование слов.

Выполняют упражнения: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов.

79

Окончание и основа слова.

Анализируют таблицу. Выделяют в словах окончания, основы  и определяют его грамматическое значение

80

Корень слова.

Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

81

Рассуждение

Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Анализируют текст. Высказывают свое мнение о тексте и доказывают его.

82

Суффикс.

Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

83

Приставка.

Обозначают приставки в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, характеризуют морфемный состав слов.

84

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика

Выделяют части текста, находят основной мысли каждой части, определяют стиль, выполняют словарную работу, воспроизводят текст.

85

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика

Пишут изложение.

86

Чередование звуков.

Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделяют  части слов с беглыми гласными, записать слова.

87

Беглые гласные.

Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделяют части слов с беглыми гласными, записывают слова.

88

Варианты морфем.

Работают с однокоренными словами.

89

Морфемный разбор слова.

Выполняют устный и письменный морфемный разбор.

90

Правописание гласных и согласных  в приставках.

Обозначают приставки в словах , анализируют разницу между произношением и написанием приставок.

91

Буквы З и С на конце приставок.

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

92

Буквы а – о в корнях –лаг-  -  -лож-.    

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

93

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-,  -ращ-    

Усваивают правило написания букв а-о  в корне –раст- - -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изученная орфограмма.

94

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

Усваивают правило. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изученная орфограмма.

95

Буквы И – Ы после Ц.

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

96

Повторение изученного в разделе «Морфемика»

Отвечают на вопросы и выполняют задания по темам раздела.

97

Контрольный диктант   по теме «Морфемика

Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.

98

Описание картины П. П. Кончаловского  «Сирень в корзине».

Подбирают материал к сочинению по картине. Конструируют словосочетания и предложения.  Составляют план. Выполняют словарную работу.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (17ч + 4ч)

99

Имя существительное как часть речи.

Характеризуют морфологические признаки имени существительного. Работают с текстами упражнений: определить род, склонение, падеж имён существительных

100

Имя существительное как часть речи

Устанавливают какой части речи являются приведенные в тексте слова. Составляют распространенные предложения по картине.

101

Доказательства в рассуждении

Анализируют текст: выделяют его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Создают рабочий материал к сочинению-рассуждению.

102

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Выделяют одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения

103

Имена существительные собственные и нарицательные.

Распознают имена существительные нарицательные и собственные, подбирают примеры имен существительных собственных.

104

Имена существительные собственные и нарицательные.

Рассказывают об имени существительном по плану, пишут сжатое изложение.

105

Род имен существительных.

Работают с таблицей учебника: заполняют примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составляют словосочетания и предложения, в которых отчётливо выявляется род имен существительных.

106

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа

Распознают имена существительные, имеющие только форму множественного числа

107

 Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).

Выделяют части текста, находят основную мысль каждой части, определяют стиль, воспроизводят текст.

108

Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).

Пишут сжатое изложение.

109

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа

Распознают имена существительные, которые имеют только форму единственного числа

110

Три склонения имен существительных.

Определяют тип склонения имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»

111

Падеж имен существительных

Определяют падежи имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже

112

Падеж имен существительных

Определяют падеж имен существительных.

113

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Выделяют падежные окончания существительных и относящиеся к существительным предлоги

114

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Определяют падеж имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги.

115

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных

Определяют падеж имён существительных, выделяют падежные окончания и относящиеся к существительным предлоги.

116

Множественное число имен существительных.

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам.

117

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

118

Морфологический разбор имени существительного.

Выполняют устный и письменный морфологического разбора имени существительного

119

Диктант  по теме «Имя существительное»

Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.

Имя прилагательное (10ч +4ч)

120

Имя прилагательное как часть речи.

Определяют морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

121

Имя прилагательное как часть речи.

Анализируют словосочетания, предложений и тексты с именами прилагательными

122

Имя прилагательное как часть речи.

Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном

123

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений , выделяют окончания имён прилагательных

124

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений , выделяют окончания имён прилагательных

125

Буква о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений , выделяют окончания имён прилагательных

126

Изложение повествовательного характера с элементами описания животного ( по упр. 586)

Выделяют части текста, находят основную мысль каждой части, определяют стиль, воспроизводят текст.

127

Изложение повествовательного характера с элементами описания животного ( по упр. 586)

Пишут изложение.

128

Прилагательные полные и краткие.

Образуют краткую форму прилагательного; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными.

129

Прилагательные полные и краткие

Составляют словосочетания и предложения с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине.

130

Морфологический разбор имени прилагательного.

Выполняют устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

131

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

132

Контрольный диктант по теме  «Имя прилагательное»

Пишут  диктант

133

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Глагол (29ч + 6ч)

134

Глагол как часть речи.

Определяют глаголы-сказуемые в предложении, характеризуют их по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются сказуемые с подлежащим

135

Не с глаголами.

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

136

Не с глаголами.

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

137

Рассказ.

Создают устный рассказ по иллюстрациям

138

Неопределенная форма глагола.

Распознают глаголы в неопределенной форме. Составляют памятку, устное сообщение о неопределённой форме глагола.

139

Неопределенная форма глагола.

Образуют глаголы в неопределенной форме.

140

Правописание -ться и –тся в глаголах.

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

141

Правописание -ться и –тся в глаголах.

Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу с суффиксами  -ся.

142

Виды глагола.

Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида.

143

Виды глагола.

Работают с орфографическим словарем. Работают с иллюстрациями (составление рассказа).

144

Буквы е – и в корнях с чередованием

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

145

Буквы е – и в корнях с чередованием

Выполняют упражнения на изучаемое орфографическое правило.

146

Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

Самостоятельно составляют устный рассказ о себе.  

147

Время глагола.

Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определяют вид и время глаголов.

148

Прошедшее время глагола.

Определяют способ образования глаголов прошедшего времени от неопределенной формы, составляют с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.

149

Настоящее время глагола.

Составляют связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня», словосочетания с глаголами настоящего времени.

150

Будущее время глаголов.

Составляют устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял».  Подбирают слова на тему «Спорт».

151

Спряжение глаголов.

Определяют типы спряжения. Спрягают глаголы с ударными окончаниями, составляют с ними словосочетания и предложения.

152

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Усваивают правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

153

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

154

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Пишут диктант с продолжением.

155

Морфологический разбор глагола.

Выполняют устный и письменный морфологически разбор глаголов.

156

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

Выделяют части текста,  находят основную мысли каждой части, определяют стиль,  выполняют словарную работа, воспроизводят текста.

157

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

Усваивают правило написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

158

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом

159

Употребление времен.

Пишут диктант с продолжением.

160

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».

Отвечают на вопрос и выполнений заданий по темам раздела.

161

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».

Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу.

162

Контрольный диктант  по теме «Глагол»

Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.

163

Анализ ошибок,  допущенных в контрольном диктанте.

Отвечают на вопрос и выполнений заданий по темам раздела

Повторение и систематизация изученного (5ч + 2ч)

164

Разделы науки о языке.

Систематизируют знания, полученные в разных разделах науки о языке.

165

Орфограммы в приставках и  корнях слов.

Систематизируют орфограммы в приставках и  корнях слов , графически обозначают орфограммы.

166

Орфограммы в окончаниях слов.

Систематизируют орфограммы в окончаниях слов. Подбирают примеры на изученные орфограммы.

167

Употребление букв Ъ и Ь.

Повторяют и систематизируют знания об употребление букв Ъ и Ь.

168

Итоговый диктант по теме «Морфология»

Пишут диктант

169

Знаки препинания в простом и сложном предложении

Составляют  и  анализируют  обобщающую таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенными правилами.

170

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Списывают тексты, расставляя знаки препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(базовый уровень) 5-9 классы

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, 2010 год), Примерной программы основного образования по русскому языку дл...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 6-9 классы на 2015-2016 учебный год

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общейнацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Для достижения их составле...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 9 класса

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса  составлена  в соответствии  с базисным учебным планом  2004 г., на основе авторской программы по русскому языку  под...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др.

Рабочая программа  по русскому языку (базовый уровень) для 8 класса к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовй, В.И. Капинос и др. (ФГОС)...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы  М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А.Тростенцовой, А.Д. Дейкиной, Москва...

Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) для 6 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе авторской программы  Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Рабочая программа. Пред...