Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе (в соответствии с требованиями ФГОС ООО)
методическая разработка на тему

Федорова Наталья Алексеевна

В материале представлены примерная классификация продуктивных заданий, алгоритмы решения и самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list_uchastnika_seminara.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Личностные. Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка); смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»); морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков).

Познавательные. Работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Регулятивные. Управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность .

Коммуникативные. Речевая деятельность, навыки сотрудничества

Проанализируйте предложенные задания. Какие из них, по-вашему, относятся к продуктивным? Чем они отличаются от репродуктивных?

  • Назовите черты, присущие очерку.
  • Докажите, что рассказ «Севастополь в декабре месяце» является очерком.
  • Дайте определение сложноподчинённого и сложносочинённого предложения.
  • Составьте письменный ответ на одну из тем: «Как найти в сложноподчинённом предложении придаточную часть», «Средства связи частей сложноподчинённого предложения». Используйте в своём ответе сложноподчиненные предложения. Составьте их схемы. 

Примерная классификация продуктивных заданий

1. Выделение главного в мини-тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения.

2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию.

3. Построение умозаключений – обобщений-выводов.

4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.

5. Определение причин и следствий.

6. Группировка по заданному основанию.

7. Сравнение по указанным критериям.

8. Формулирование определения понятия по тексту.

9. Классификация (группировка с иерархией).

10. Анализ явления и формулирование обобщения-вывода.

11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к…

12. Определение личных качеств, черт характера человека по его поступкам.

Речевые модели для конструирования продуктивных заданий

Каким образом можно…использовать для…?

Что подразумевается под…?

На что похоже…?

Каким образом…связано с тем, что мы изучили ранее?

В чем разница между …и…?

Какой аргумент можно привести против…?

Что, на ваш взгляд, является причиной… и почему?

Чем вы можете аргументировать свой ответ?

Что случится, если…?

В чем сильные и слабые стороны…?

Что мы уже знаем о…?

Каким образом…влияет на…?

Объясните, почему…? Объясните, как…?

В чем смысл…? Почему важно..?

Чем похожи…и…?

Какой…является лучшим и почему?

Сравните … и … на основании…

Согласны ли вы с утверждением, что…?

(Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор. – Ростов на Дону, 2012)

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЗАДАНИЯ

  • Осмысли задание (что надо сделать?)
  • Найди нужную информацию (текст/иллюстрация)
  • Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последовательности …)
  • Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
  • Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было

получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Потом добавляются другие вопросы, в т.ч.:

Какую ты ставишь себе отметку? (Подробнее см. сборники.)

Рабочий лист участника семинара «Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе  

(в соответствии с требованиями ФГОС ООО)Подготовила Федорова Н.А.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование продуктивных заданий по русскому языку и литературе в соответствии с ФГОС ООО

В работе представлен опыт использования продуктивных заданий, классификация продуктивных задний....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...

Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Смысл технологической карты  - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому,  чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...

«Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» Авдеева Л.И.

В работе представлены методические принципы формирования основ коммуникативной компетенции школьников  на уроках русского языка и литературы....

Преподавание русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения

Выступление на II зональных педагогических чтениях в г. Рославле «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие реализации ФГОС второго поколения» на тему «Преподаван...