Большие возможности маленького знака
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Разработан сценарий для проведения мероприятия по русскому языку (в рамках элективного курса "Русский язык в формате ЕГЭ"). Мероприятие объединяло 5 школ. Праздник посвящен правилам пунктуации, рассматриваемых в тестах ЕГЭ по русскому языку. Материал подобран солгасно заданиям ЕГЭ, что помогает школьникам в игровой форме систематизировать знания по данному разделу предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 28.24 КБ |
igra.docx | 26.48 КБ |
rabochie_materialy.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Большие возможности маленького знака»
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех на нашем мероприятии, которые является своеобразным завершением работы, которая проходила в рамках сетевого взаимодействия школ города Ярославля. Целый год школы под номерами 40, 29, 90, 76, лицей 86 сотрудничали, работали, трудились, и, конечно же, эта работа принесла свои плоды.
Итак, в нашем мероприятии принимают участие 5 команд, давайте поприветствуем их!
Команды заняли места в нашем зале и уже готовы включаться в работу.
Представим учителей русского языка и литературы, которые сегодня являются членами жюри:
___
Мы рады вас приветствовать! У вас на столах лежат оценочные листы, в которые вы будете вносить всю информацию о командах: за каждый конкурс команда будет получать определенное количество баллов. Суммируя баллы в конце игры, мы сможем определить команду-победителя.
Команды! Наше мероприятие предполагает 4 конкурса, участвуя в которых вы сможете проявить как знание предмета – русского языка, так и ваш творческий потенциал.
А для того чтобы команды чувствовали себя комфортно и уверенно, попросим группы поддержки настроить участников игры на нужный лад. Итак, девизы команд озвучивают болельщики.
Итак, мы начинаем!
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
Вот что значит
Запятая!
В: Друзья, всем вам еще с детства знакомо ли вам это стихотворение. Его написал Борис Заходер - русский поэт, детский писатель, переводчик, сценарист. Называется оно «Где поставить запятую?».
Этот вопрос действительно имеет огромную важность, ведь в будущем вам всем предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку, и на этот вопрос вы обязательно должны будете найти ответ.
Вроде бы такой маленький знак – запятая, но имеет он большие возможности. Именно поэтому наше мероприятие называется «Большие возможности маленького знака». (ЭКРАН)
Прежде чем мы начнем наши интеллектуальные соревнования, предлагаю познакомиться с командами. Кто есть кто? Как как выглядит? С кем вам предстоит соревноваться, а, может быть , и спорить?!
Вам было дано домашнее задание – создать презентацию, которая расскажет о вашей команде все самое интересное. Эта презентация является своего рода визитной карточкой команды. Какие наши ребята в жизни? А какие в учебе? Посмотрим на наших игроков! .
Просмотр (ЭКРАН).
Итак, теперь мы знаем о вас все и даже больше. Жюри оценивает первое задание в оценочных листах (ЛИСТ)
А теперь пора начать интеллектуальное соревнование.
Куда поставить запятую?
Проблема эта не нова,
На загогульку, ту, кривую,
Порою не хватает зла!
Знак препинания противный,
Всю жизнь страданья мне чинит!
Я ставлю их интуитивно,
Чем в нос мне тычет эрудит..
Такая маленькая гадость,
Крючочек гнусненький такой!
Опять задумал, вижу, пакость,
Стишок испортить хочет мой!
Махну рукой, мне не освоить,
Родной грамматики азы,
И пунктуацией не строить,
Из слов красивые ряды…
Слова опять собьются в кучу,
Друг с другом снова вступят в бой,
Мирить мне их давно докучно,
Пусть разберутся меж собой….
Итак, переда вами таблица (ЭКРАН). Каждой команде необходимо будет сделать выбор: пунктуационное правило и количество баллов к заданию. Модель работы соответствует «Своей игре», надеюсь, все знакомы с этой телепередачей.
Таблица для игры (ЭКРАН)
«Мы одного рода!» Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами | «Мы - Обособленные…» Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | «Мы с главными не связаны!» Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | «Мы умеем подчинять!» Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | «Мы все такие разные…» Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Итак, знакомимся с темами, которые заключают в себе те или иные правила постановки запятой.
Приведу пример, команда школы 40 делает выбор : «Мы умеем подчинять» 20. Открывается текст, в которым вы должны расставить недостающие запятые. Если все сделано верно, то вы получаете соответствующее количество баллов, которое тем временем фиксирует жюри. Если звучит неверные ответ – право ответа переходит к команде болельщиков, но в таком случае количество набранных баллов уменьшается наполовину.
Н-р, если команда школы выбрала «Мы одного рода» - 10 и ответила неверно, а болельщики смогли найти верный ответ, то команда получает 5 баллов вместо 10.
Чтобы узнать порядок ответов, предлагаю воспользоваться метолом жребия. Перед вами цифры от 1 до 5. Номер цифры, которую тянут представители команд, будет означать очередность ответа. Итак, прошу капитанов команд подойти ко мне.
Начинаем!
_________
Следующие этап мероприятия – конкурс «Мы в театре».
Задача каждой команды – показать театрализованное представление на заданную тему.
Помните эпизод из мультфильма про Вовку, когда он не мог решить – казнить или помиловать? Ваша задача показать сценку из современной жизни школьника, когда он сталкивается примерно с такой же проблемой: не может решить чью-то судьбу, не зная правил пунктуации.
Каждая команда получает фразу, в которой не хватает запятой. Ваша задача – представить себя актерами и показать трудность выбора: КАЗНИТЬ ИЛИ ПОМИЛОВАТЬ?! Показать, перед каким выбором вы стоите. Естественно, у каждой команды будет свой текст, образца КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ, но с другими глаголами.
Пока команда показывает свое театральное выступление, другие участники игры должны угадать, о каком выборе идет речь, т.е. что написано на листочке, который вытянул капитан.
Итак, капитаны жду вас! Время на подготовку и разработку вашего сценария– 3 минуты.
Молчать нельзя говорить
Идти нельзя стоять
Работать нельзя бездельничать
Учиться нельзя спать
Улыбаться нельзя плакать
А пока – задание для болельщиков.
Наш праздник посвящен запятой (СЛОВО). В этом слове 7 букв, но 2 (а,я) повторяются. Ваша задача – назвать прилагательное на каждую букву этого слова. Это прилагательное должно характеризовать вашу команду. Вас 5 человек ,т.е. каждому по одной букву – з, а, п, я, т. Буквы А и Я повторять не надо.
ПРОСМОТР
Следующий этап - конкурс капитанов.
У каждой команды есть капитана, мы с ними уже знакомы. Просим капитанов выбрать себе по одному помощнику.
Вам мы дает по запятой (ДЕМОНСТРУЮ). Т.е. ВЫ – запятые.
Команда будет играть роль предложения. Мы раздаем вам слова, выстроив которые нужном порядке и поставив в нужное место запятые, вы получите полноценное предложение.
Т.е. Задача команды – выстроить предложение.
Задача капитана и его помощника – поставить знаки в предложение, т.е. встать на нужное место.
- Завтра вечером мы, возможно, уедем домой.
- Эти озера, по слухам, богаты рыбой.
- Эта оценка, согласитесь, вами вполне заслужена.
- Растолкуйте мне, пожалуйста, что здесь случилось.
- Он, кстати сказать, умен и практичен.
Скажите, на какое пунктуационное правило было это задание?
Итак, наш праздник подходит к концу. У жюри есть время, чтобы посчитать баллы и назвать победителя.
А пока жюри подсчитывает результаты, слово предоставляется директору школы, которая так тепло и солнечно нас сегодня встретила.
Теперь предоставим слово жюри.
А теперь приступим к самому приятному – к вручению памятных призов и подарков и нашим участникам нашим участникам.
Запятая… маленький знак, в больших возможностях которого мы сегодня убедились. Этому маленькому знаку посвящают даже стихи.
Все команды старались, показывали свои знания, возможности, демонстрировали умения и навыки, которые, несомненное, помогут вам справиться со всем экзаменами, в частности, с экзаменом по русскому языку. 11 классы имеют возможность проявить знания в этом году, 10 – в следующем, главное, в чем мы (и вы,надеюсь) убедились, это то, что каждый из вас имеет большие возможности, прочные знания, которые необходимо продемонстрировать.
Спасибо за игру! Всего хорошего и удачи!
Предварительный просмотр:
Таблица для игры
«Мы одного рода!» Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами | «Мы - Обособленные…» Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | «Мы с главными не связаны!» Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | «Мы умеем подчинять!» Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | «Мы все такие разные…» Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Задания 15. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами | Задания 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | Задания 17. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения | Задания 18. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Задания 19. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
10. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. 2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна. 3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи. 4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение. 5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку. | 10. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором. | 10. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года. | 10. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(у), на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания. | 10.Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу. |
20. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На определённом этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами и валами с деревянными оборонительными сооружениями. 2) Много желал да ничего не поймал. 3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева. 4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад. 5) Поднялась луна и тени стали чётче и длиннее. | 20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания. Владимир (1) не переставая махавший косой (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия. | 20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Норд-ост (1) по словам моряков (2) быстро слабеет и теряет разрушительную силу. Я думаю, что судить о приближающемся шторме только (3) по словам местных жителей (4) нельзя. | 20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность. | 20. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие. |
30. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. 2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике. 3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность. 4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья. 5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями. | 30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича. | 30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
У Плюшкина (1) по словам Собакевича (2) люди мрут как мухи. О хозяйственности и богатстве помещика судить только (3) по словам Собакевича (4) не стоило. | 30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. | 30. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту ( 4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы. |
Предварительный просмотр:
Школа | Конкурс презентаций (максимум 5 баллов) | «Своя игра» (10-20-30 баллов – зависит от соответствующего заданию количества баллов. Ответ болельщиков – половина от предполагаемого кол-ва баллов) | «Мы в театре» (максимум 5 баллов) | Конкурс капитанов (максимум 5 баллов) | ИТОГ | |
Набранные баллы | Промежут.итог | |||||
40 | ||||||
29 | ||||||
76 | ||||||
86 | ||||||
90 |
Молчать нельзя говорить
Идти нельзя стоять
Работать нельзя бездельничать
Учиться нельзя спать
Улыбаться нельзя плакать
- Завтра вечером мы возможно уедем домой.
- Эти озера по слухам богаты рыбой.
- Эта оценка согласитесь вами вполне заслужена.
- Растолкуйте мне пожалуйста что здесь случилось.
- Он кстати сказать умен и практичен.
- Завтра вечером мы возможно уедем домой
Эти озера
по слухам богаты рыбой
- Эта оценка согласитесь вами вполне заслужена
- Растолкуйте мне пожалуйста что здесь случилось
Он кстати сказать умен
и практичен
1 2 3 4 5
ЗАПЯТ(АЯ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большой гений маленького Моцарта
Материал для родителей...
«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.
Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...
"Большие радости "Маленькой школы"
Доклад и презентация по теме: "Большие радости "Маленькой школы"...
Презентация "Большие секреты маленьких левшей"
Презентацию можно использовать в выступлениях на родительских собраниях и на методических объединениях начальных классов....
Презентация "Большие секреты маленьких левшей"
В связи с увеличением количества леворуких детей при поступлении в первый класс мною был разработан учебно-развивающий проект "Большие секреты маленьких левшей". Участники проекта: учителя н...
Про больших и маленьких
Урок окружающего мира, 1 класс УМК ПНШ...
Буклет "Маленькая картинка-большие возможности"
Буклет "Маленькая картинка-большие возможности"...