Конспект урока "Разряды имён существительных по значению".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предмет: Русский язык.
Класс: 5
Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева. М.: Вентана – Граф, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennye_i_naritsatelnye_sushchestvitelnye.docx | 197.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.
Предмет: Русский язык.
Класс: 5
Базовый учебник: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под ред. А.Д. Шмелева. М.: Вентана – Граф, 2012.
Тип урока: «открытие» новых знаний и способов учебных действий.
Тема: «Разряды имён существительных по значению».
Цель: создать условия для изучения обучающимися представлений о нарицательных и собственных именах существительных, для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о существительном как части речи, организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов.
Метапредметные УУД:
Личностные: понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные: планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
Познавательные: формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;
Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Предметные: формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные; продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки; закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного; закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте; развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к изучению предмета.
Основные понятия: имя существительное, разряды существительных, нарицательные: собирательные, вещественные, отвлеченные, конкретные.
Оборудование: презентация, лист оценивания, раздаточный материал, проектор.
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД |
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. | Приветствие. Запись в тетради: четвертое марта, классная работа. -Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу и работу одноклассников в листе оценивания. У каждого на столе лежит такой лист, где прописаны критерии оценивания и этапы работы. Каждый этап работы вы должны будете оценить.(На доске написаны критерии оценки). Обратите внимание на критерии. Критерии оценки: нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 2-3 ошибки – «2» 20 -19 баллов «5», 18-16 баллов– «4» 15-13 баллов – «3», 12 и меньше баллов – «2» | Приветствую учителя. Записывают в тетради: четвертое марта, классная работа | Регулятивные: волевая саморегуляция. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения. | Словарный диктант. - Для того чтобы определить тему урока, мы сейчас проведем словарный диктант. - Распределяем под диктовку в 2 столбика следующие слова: шоссе, баскетбол, троллейбус, Австралия, Россия, Геннадий, отражение, очевидец, Тузик. - Поменялись тетрадями и проверили работу друг друга. Поставили баллы в лист оценивания. Фронтальный опрос. - Что объединяет все эти слова? - Что такое имя существительное? - Почему существительное относится к самостоятельным частям речи? - Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. Перечислите мне их, пожалуйста. - По какому признаку мы разделили данные слова на две группы? - Давайте обратимся к истории прочитаем, как образовались данные термины. Слово «собственный» произошло от старославянского слова «собство» и обозначает своё, личное, себе принадлежащее. Например: Лиза, Николай, Москва. Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова «нарицать, нарекать», что означает называть все окружающие предметы. - Нарицательные делятся на 4 вида. - Попробуйте слова нарицательные распределить на 4 столбика. - Что вызвало у вас затруднения? - Почему? | Записывают в два столбика слова под диктовку. Определяют, какие слова собственные, а какие нарицательные. Поменялись тетрадями, проверили работу друг друга. Записали баллы в лист оценивания. + Эти слова относятся к имени существительному. + самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. + Потому что имеет морфологические признаки. + постоянные: род, одушевленный или неодушевленный, собственное или нарицательное, склонение. Непостоянные: число, падеж. + На разряды: собственные и нарицательные. 2 ученика читают подготовленный материал о возникновении терминов: собственные и нарицательные существительные. + Мы не можем разделить данные слова, потому что мы не знаем виды нарицательных существительных. | Регулятивные: планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Коммуникативные: аргументировать свое мнение; Познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами |
3.Формулировка темы и целей урока. | - Ребята, назовите тему сегодняшнего урока. - Назовите цель? Что вы должны узнать на уроке и зачем? | «Имена собственные и нарицательные» Какие существительные называются собственными? Какие существительные называются нарицательными? Чем они отличаются? Как пишутся имена собственные? Научиться находит, определять, различать разряды имен существительных. | Регулятивные: постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной Познавательные: строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации; наблюдение; слушание. Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог. |
4.Усвоения новых знаний. Проблемное объяснение нового материала. | - Как вы определи, что данные существительные делятся на собственные и нарицательные? -Давайте, ваши выводы сравним с параграфом № 4 стр.116-117. И создадим кластер. - Расскажите по кластеру параграф друг другу и оцените свою работу. - С разрядами вы познакомились, а теперь проверим, сможете ли вы применить свои знания на практике. - Запишем предложения под диктовку. Много лет она была мне надежным помощником, служила мне верой и правдой. И моя Вера хочет на фронт, сестрой. - Что вы заметили? - Что мы можем сказать об этом слове? - А теперь мы с вами обратимся к рубрике «Лингвистическая кладовая» стр.118 и узнаем, почему одно слово может быть нарицательным и собственным. | Учащиеся отвечают на вопрос. Сравнивают свой вывод с параграфом в учебнике. Вместе с учителем создают кластер «Разряды имен существительных». Рассказывают параграф по кластеру «Разряды имен существительных» и оценивают ответы друг друга. Записывают под диктовку предложения. + существительное вера встречается два раза, в первом предложении это существительное – нарицательное, во втором предложении – собственное. + По цепочке читают текст из рубрики «Лингвистическая кладовая». | Предметные: формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; корректировать поведение; осуществлять контроль; |
5. Закрепление учебного материала | - Продолжим нашу работу. Выполним упр. 18 стр.116 Здесь даны четыре группы слов. Наша с вами задача определить у каждой группы разряд имен существительных. - Почему первая группа слов относится к конкретным именам существительным? - К какому разряду относится вторая группа слов? Почему? - Называем третью группу слов. - Четвертая группа слов? - Для чего мы выполнили данное упражнение? - Поставьте себе оценки за выполненные упражнения. - Знание разрядов нарицательных существительных нам понадобиться при изучении следующей темы. | + так как данные существительные называют конкретные предметы. + Отвлеченные, т.к. по данным существительным можно определить признак предмета. +Вещественные, т.к. данные существительные называют вещества. + Собирательные, т.к. данные существительные обозначают группу предметов как одно целое. Оценивают свою работу. | Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности; самоконтроль. Познавательные: выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; аргументировать свое мнение; осуществлять контроль; |
6.Объяснение домашнего задания. | - Запишите домашнее задание. 1) упражнение 22 стр. 119. Вам необходимо слова распределить в три столбика, в зависимости от разряда. И составить с каждым, словом словосочетание. 2) выучить правило стр.118 | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: самоконтроль. |
7. Рефлексия. | - Как звучала тема нашего урока? - Достигли ли мы целей? Я узнал (а) во время исследования… Теперь я знаю (умею)… - Сдайте лист оценки мне, я посмотрю, как выработали. | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: самоконтроль, самоанализ. |
Приложение.
Критерии оценки: нет ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
2-3 ошибки – «2»,
Больше 3-х ош. – «1»
Этапы работы | Оценка |
| |
| |
|
20 -19 баллов оценка 5
18-16 баллов оценка 4
15-13 баллов оценка 3
12 и меньше баллов оценка 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"
В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...
"Значение суффиксов имён существительных". Методические рекомендации к уроку русского языка в 5 классе
Данный ресурс включает план урока, презентацию....
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....
Разряды имён существительных по значению
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Разряды имён существительных по значению...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"
Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...