Факультатив 9 класс "Всемогущий синтаксис"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_9_kl.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Данная рабочая программа факультатива по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, с учетом Федеральных государственных требований БУП – 2004; учебного плана образовательного учреждения. Примерной программы основного общего образования по русскому языку ( базовый уровень ) для 9 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Н.М.Божко «Всемогущий синтаксис».

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) и построена в основном на углубленном изучении главных членов.

Программа включает в себя:

- теоретический материал;

- вопросы и задания практического материала;

- вопросы и задания занимательного характера.

Цели данного факультатива:

 -  углубленное изучение синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника;

 -  умение быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, сравнивать синтаксико-стилистические явления; подготовка учащихся к редактированию и составлению связных текстов; уяснить свойства частей речи субстантивироваться (выступать в роли существительного);

 - усваивание синтаксические отношения между словами, развитие навыков сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстановление авторских текстов, конструирование, редактирование, сопоставление;

 - развитие таких психических новообразований, как мышление, память, внимание, способность к рефлексии, самооценке посредством овладения, с одной стороны, абстрактной системой языка, с другой стороны, путем запоминания конкретного языкового материала ( слов текста), анализа текстов нравственной тематики или размышлений над аналогичными темами сочинений;

 - акцентирование внимания учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; умение строить синонимические конструкции,, соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи.

   Задачи факультатива:

 - Обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

 - развитие интонационно выразительной речи;

 - активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

 - проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

 - самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера.

   Предмет русского языка входит в образовательную область- филологию. Программа выполняет две основные функции. Информационнно – методическая функция позволяет всем участникам процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Данная программа включает в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования.     Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Измерители Вид контр.

О СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (4ч.)

1

Введение. Всемогущий синтаксис

1

Урок-беседа, объяснение нового материала

Практическая работа. Составление предложений. Работа со словарем

Устный опрос. Взаимопроверка.

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.

1

Урок-беседа, урок-игра

Беседа по изученному материалу. Игра «Что? Где? Когда?»

Нахождение алгоритма «восстановления строки»

3,4

Слова. Сочетания слов. Словосоч-ия.

2

Урок-беседа, объяснение нового материала

Сообщения учащихся. Создание проектов по темам

Индивид. работа. Составление рассказа

        ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ (5ч.)

5

Согласование

1

Урок-беседа, практикум

Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа. Конструирование предложений

6

Управление

1

Урок-беседа, практикум

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа.

Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

7

Примыкание

1

Урок-беседа

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи

Формулирование принципа группировки словосочетаний

8,9

Основные виды подчинения

2

Урок-семинар

Семинар. Работа в группах. Практическая работа

Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15ч.)

10

Типы предложений. Общие сведения

1

Урок-беседа

Сообщения учащихся. Составление таблицы. Беседа

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами

11,12

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

2

Урок-беседа, практикум

Беседа. Практическая работа. Составление вопросов и заданий к теме.

Рассказ о спорте. Изложение

13

Нераспространенные и распространенные предложения

1

Урок-лекция

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы

Игра «Будь внимателен!»

14,15

Второстепенные предложения

2

Урок-семинар

Семинар. Работа в группах по заданной программе

Письменный ответ на вопрос

16,17

Односоставные предложения. Синонимия односоставных предложений

2

Урок-практикум

Практикум. Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала

Дополни ответ товарища… Игра «Свое предложение». Рассказ «Кто лучше?»

18

Неполные предложения.Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений

1

Урок-беседа

Сообщения учащихся. Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Устный опрос. Работа с текстом

19,20

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения

2

Урок-практикум

Практикум. Беседа. Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Сказка или рассказ «Животные нашего края», «Друзья и враги леса»

21,22

Обособление второстепенных членов предложения

2

Урок практикум, беседа

Практикум. Беседа. Работа в группах. Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем

Составление памятки «Частные условия обособления». Конструирование предложений

23,24

Слова, не являющиеся членами предложения (вводные слова, предложения и обращения)

2

Урок-беседа

Беседа. Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»

Взаимопроверка и взаимоконтроль

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4ч.)

25,26

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функции. Синонимия предложений разных видов

2

Урок-беседа

Сообщение учащихся. Составление таблицы «Виды сложных предложений». Редактирование стилистических текстов

Рассказ на лингвистическую тему. Взаимопроверка и взаимоконтроль

27,28

«Простое предложение»

2

Урок-игра

Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото. Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»

ПУНКТУАЦИЯ (5ч.)

29

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации

1

Урок-семинар

Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала

Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника»

30,31

Все о предложении…(или почти все)

2

Урок-беседа

Сообщения учащихся. Устный журнал

Игровой рассказ

32,33

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение»

2

Урок-игра

Угра по материалу, изученному за весь год

Определение победителей в 3-х номинациях

34,35

Обобщение знаний

2

Урок закрепления материала

Беседа по вопросам. Систематизация и обобщение изученного материала

Устный опрос

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

В результате изучения данного факультативного курса учащиеся должны уметь:

- обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

 - находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества;

 - владеть навыками стилистической правки текста;

 - самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико – стилистическую структуру предложения и использования ее в собственной речи;

 - использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.

 - логически и абстрактно мыслить;

 - проводить стилистические эксперименты (конструировать стилистические варианты и устанавливать их взаимозаменяемость);

 - обобщать, систематизировать знания о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

 - самостоятельно употреблять те или иные синтаксические структуры не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

 - строить синонимические конструкции, соотносить их с содержанием высказывания,  отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них для выражения данного содержания;

 - редактировать и составлять связные тексты;

 - сознательно употреблять слова и словосочетания в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять.

Знать:

 - свойства частей речи, главные члены предложения;

 - второстепенные члены предложения, синтаксические отношения между словами;

 - структурно – семантические различия односоставных и двусоставных предложений, виды односоставных предложений;

 - градацию однородных членов предложения, союзы для выделения каждого однородного члена;

 - случаи, когда одно и то же слово может быть то членом предложения, то вводным словом.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. О словах и их сочетаниях (4ч.)

Введение. Всемогущий синтаксис.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.   Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.   Различие слова и сочетания слов на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний. Объединение слов в словосочетания.

Раздел 2. Основные виды подчинения (5ч.)

Согласование.   Прямой порядок слов при согласовании. Названия – термины. Названия – нетермины. Определительные отношения.

Управление.  Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении.

Примыкание.  Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Раздел 3. Простое предложение (15ч.)

Типу предложений.  Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно – личные, неопределенно – личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Главные члены предложения.  Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения.  Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода.

Обособленные второстепенные члены предложения.  Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля.

Уточняющие члены предложения.   Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Слова, не являющиеся членами предложения.  Вводные конструкции. Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Раздел 4. Сложное предложение (4ч.)

Сложные предложения.  Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Раздел 5. Пунктуация (5ч.)

Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВСЕХ ТЕМ (БЛОК-МОДУЛИ)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

О СЛВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

4

1

Введение. Всемогущий синтаксис

1

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов

1

3

Слова. Словосочетания

2

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

5

4

Согласование

1

5

Управление

1

6

Примыкание

1

7

Основные виды подчинения

2

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

15

8

Типы предложений

1

9

Подлежащее и сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим

2

10

Нераспространенные и распространенные предложения

1

11

Второстепенные члены предложения

2

12

Односоставные предложения

2

13

Неполные предложения

1

14

Однородные члены предложения

2

15

Обособление второстепенных членов предложения

2

16

Слова, не являющиеся членами предложения

2

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

4

17

Виды сложных предложений

2

18

«Простое предложение»

2

ПУНКТУАЦИЯ

5

19

Трудные случаи пунктуации

1

20

Все о предложении… (или почти все)

2

21

Лингвистический карнавал

2

22

Обобщение знаний

2

ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2ч. Ч.2.-М., 1967.
  2. Блинов Г.И. Изучение связи слов на уроках русского языка. М., 1963.
  3. Грамматико – стилистические упражнения при изучении синтаксиса/сост. В.А.Мызина.-М.: Просвещение, 1976.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах: практический курс.-М.: Вербум, 2001.
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.-М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  6. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!»-М., 1982
  7. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка/под ред. П.Н.Денисова, В.В.Морковкина.-М., 1978.
  8. Постникова И.И., Зинченко Т.Н. и др. Это непростое простое предложение. М.: Просвещение, 1985.
  9. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.
  10. Одинцов В.В. Лингвистические пародоксы. – М.: Просвещение, 1976.
  11. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.

             

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...