Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Олимпиадные задания по русскому языку в 5,6,7,8.9,10,11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
she_russk_5_otvety.doc | 37.5 КБ |
she_russk_6_otvety.doc | 35.5 КБ |
she_russk_7_otvety.doc | 37 КБ |
she_russk_8_otvety.doc | 37.5 КБ |
she_russk_9_otvety.doc | 38.5 КБ |
she_russk_10_otvety.doc | 40 КБ |
she_russk_11_otvety.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку в 2015-2016 учебном году
5 класс
Максимальный балл - 33
Ответы
Задание 1. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. 0,5 б. за каждую орфограмму и пунктограмму. Макс.-12 б. Примечание: за лишнюю запятую-0,5 б.
1) Мы сИ(1)дели в тени; но и в тени было душно.
2) ТЯ(2)желый знойный воздух словно замер; горячее лицо с тоской искало ветра, да ветра-то не было.
3) СоЛ(3)нце так и било с потемневшего неба; прямо перед нами, на другом берегу, жЕ(4)лтело овсяное поле, кое-где проросшее пО(5)лынью, и хоть бы один колО(6)с пошевельнулся.
4) Немного пониже крестьянская лошаД(7)ь стО(8)яла в реке по колени и лениво обмахивалась мокрым хвО(9)стом; изреД(10)ка под нависшим кустом всплывала бО(11)льшая рыба, (12) пускала пузыри и тихо погружалась на дно, оставив за собою легкую зыбь.
5) Кузнечики трЕ(13)щали в порыжелой траве; перепела крИ(14)чали; ястреба плавно носились над полями и часто остА(15)навливались на месте, быстро махая крылами и распустив хвост веером.
6) Мы сИ(16)дели неподвижно, подавленные жаром.
7) Вдруг в овраге раЗ (17)дался шум: кто-то спускался к источнику.
8) Я оглЯ(18)нулся и увидал мужика лет пЯ(19)тидесяти, запыленного, в рубашке,(20) в лаптях, с плетеной кО(21)томкой и армяком за плечами.
9) Он подошЁ(22)л к ключу, (23)с жадностию напился и прИ(24)поднялся. (по «Запискам охотника» И.С.Тургенева)
Задание 2.Выпишите слова из 3 предложения, в которых звуков меньше, чем букв. 0,5 балла за каждый правильный ответ. Макс.-1 б. соЛнце, хотЬ
Задание 3. Выпишите из данного текста (задание 1) устаревшие слова 0,5 балла за каждый правильный ответ. Макс.-1,5 б. За лишнее слово-0,5 б. ЛАПТИ, КОТОМКА, АРМЯК
Задание 4. Подчеркните слова с суффиксом –чик-. 0,5 б. за правильный ответ. Макс.-1 б. За лишнее слово-0,5 б. Стульчик, карманчик
Задание 5. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее? Корейка. 1 б. за правильный ответ. 1 б. за объяснение. Макс.-2 б. Шведка, болгарка, итальянка, японка обозначают лиц женского пола соответствующей национальности. Слово же корейка обозначает не национальность, а разновидность мяса.
Задание 6. Какое из пяти перечисленных слов лишнее? Обезьяна. 1 б. за правильный ответ. 2 б. за объяснение. Итого-3 б. Слова зайчиха, львица, актриса, японка обозначают существо женского пола и соотносимы с существительными, обозначающими существо мужского пола: зайчиха-заяц, львица-лев, актриса-актёр, японка-японец. Существительное обезьяна обозначают животное независимо от пола.
Задание 7. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол? 0,5 б. за правильный ответ. За лишнее подчёркнутое слово-0,5 б. Макс.- 2,5 б. Столовая, столица, столешница, престол, застолье.
Задание 8. 1 б. за правильный ответ. Сын. 2 б. за объяснение. Макс.-3 б. Известны фразеологические сочетания: показать Кузькину мать, бить, как Сидорову козу, куда Макар телят не гонял, а также устойчивым стало название басни И.А.Крылова «Демьянова уха».
Задание 9. Какие из названий- русские по происхождению? 0,5 б. за правильный ответ. За лишнее подчёркнутое слово-0,5 б. Макс.-2 б. Простокваша, сливки, ряженка, варенец.
Задание 10. В каких словах ударение падает на окончание? 1 б. за правильный ответ. За лишнее слово-0,5 б. Макс.-2 б. СкобА, скулА
Задание 11. В каком слове в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание? 1 б. за правильный ответ. Голов. 2 б. за объяснение. Макс.-3 б.
Форма родительного падежа голов может быть образована либо от существительного женского рода голова (тогда окончание нулевое), либо от существительного мужского рода гол (тогда окончание -ов)
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку в 2015-2016 учебном году
Олимпиадные задания
Ответы
6 класс
Максимальный балл - 55
Время выполнения - ______ мин
Таволга
Задание 1. Таволга —(1) полукустарник с крупными резными листьями. ПеребираЕ(2)шься в лесу через ручей или овраг и сразу видИ(3)шь его зарО(4)сли. Таволга выбИ(5)рает самые тихие и уютные угО(6)лки леса. Ветер шумит вЕ(7)рхушками сосен,(8) лопочет лИ(9)ствой осин, (10)а в овраЖ(11)ках,(12) где она рА(13)стет, стоит тишина.
ПобродИ(14)шь в жарком бору и спускаЕ(15)шься в тЕ(16)нистый овраг. Здесь множество кустов: (17)орешник, (18)калина, (19)черемуха. Цепкий хмель обвивает стволы и образует непролазную(20) зеленую паутину. Дно овраЖ(21)ка густо покрыто таволгой и крА(22)пивой.
Оценивание: за каждую правильную орфограмму и пунктограмму -0,5 б. За «лишний» знак препинания-0,5 б. Макс.-11 б.
Задание 2.
Таволга-подлежащее, полукустарник-сказуемое. Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, между ними ставится тире.
Оценивание: за правильно подчёркнутую ПОЛНОСТЬЮ грамматическую основу-1 б. За объяснение постановки тире между подлежащим и сказуемым-1 б. Макс.-2 б.
Задание 3.Дай, ноль, куль, пара, пол, ложь.
Оценивание: за каждое правильное слов-0,5 б. Макс.-3 б.
Задание 4. «Мало»- кот наплакал, капля в море, раз -два и обчёлся.
«Много»- куры не клюют, пруд пруди.
«Бездельничать»- сидеть сложа руки, лодыря гонять, лясы точить.
«Отругать»- разделать под орех, намылить шею, дать нагоняй.
«Далеко»- куда Макар телят не гонял.
«Исчез»- был таков, след простыл.
Оценивание: за каждый верный ответ- 0,5 б. Макс.-7 б.
Задание 5. 1, 2 – подлежащее, 3 – подлежащее, 4 – сказуемое;
5 – обращение (не является членом предложения);
6 – определение
Оценивание: за каждый правильный ответ-1 б. Макс.-6 б.
Задание 6. Склоняются – юг, журавли, аисты, веселого, щебетания, ласточек, лесу, сильный, ветер, лес, деревья.
Спрягаются – улетели, слышалось, было, дул, оживал, гнулись, скрипели.
Не склоняются и не спрягаются – на, не, в, пусто, уныло, и, очень, тихо, когда, вновь.
Оценивание: за каждый правильный ответ - 0,5 б. Макс.-14 б.
Задание 7.БаловАть, бензопровОд, вОгнутый, крАны, красИвее, диспансЕр, жалюзИ, квартАл, крАлась, слИвовый, тУфля, чЕрпать.
Оценивание: за каждый правильный ответ-0,5 б. Макс.-6 б.
Задание 8. Мука- мучной- мучнистый- мучнистость. Грусть- грустный –грустноватый.
Вода-водяной-водянистый-водянистость. Масло-масляный-маслянистый.
Журнал-журналист-журналистский. Нести-поднести-преподнести.
Оценивание: за каждое правильное слово-0,5 б. Макс.-4 б.
Задание 9. Радости, сладкого, добра.
Языковое явление- антонимы: горе-радость, горькое- сладкое, худо-добро.
Оценивание: за каждое правильное слово-0,5 б. За языковое явление-0,5 б. Макс.-2 б.
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Муниципальный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку в 2015-2016 учебном году
Олимпиадные задания
Ответы
7 класс
Максимальный балл - 45
Задание 1.
АбОнЕмент, АбажУр, брОшЮра, вЕтЕринария,вИнЕгрет, импреСарио, интЕллИгент,пАлИсадник, прЕзИдент ,цЕлЛофан.
Оценивание: по 0,5 б. за каждое ПОЛНОСТЬЮ правильно написанное слово. Макс.-5 б.
Задание 2.
БАнты, включИт, исчЕрпать, мозаИчный,одолжИт, плодоносИть,сирОты, слИвовый, сОгнута, сорИт, танцОвщица, щавЕль.
Оценивание: по 0,5 б. за каждое слово. Макс.-6 б.
Задание 3.
Человек- люди, судно-суда, зуб (человека)- зубы, зуб( пилы)-зубья, порт- порты, полено-поленья, фронт- фронты, пропуск (на завод)-пропуска, пропуск (занятий)-пропуски, инженер- инженеры.
Оценивание: по 0,5 б. за каждое слово. Макс.-5 б.
Задание 4.
Боливар- широкополая мужская шляпа, бывшая в моде в 20-х годах 19 в.
Кашне- шейный платок или шарф.
Кашпо- декоративная ваза, в которую ставится цветочный горшок.
Пелерина- накидка на плечи, обычно не доходящая до пояса; воротник в форме такой накидки.
Оценивание: 0,5 б. за каждое соотнесение слова и его лексического значения. Макс.-2 б.
Задание 5.
8 слов с окончанием-О.
Оценивание: 2 б.
Задание 6.
Знать, стать
Оценивание: 2 б. только за ПОЛНЫЙ ответ. Если подчёркнуто хоть одно лишнее слово, О баллов. Если подчёркнуто одно слово, О баллов.
Задание 7.
Атмосфера
Оценивание: 2 б.
Задание 8.
Яблоко
Аргументация: все слова, кроме яблоко, имеют по два значения ( растение и плод этого растения). Яблоко имеет только значение плода, для дерева используется другое слово-яблоня.
Оценивание: 1 б.за правильный ответ+ 2 б. за аргументацию. Макс.-3 б.
Задание 9.
Льдинка- льдина, бусинка- бусина, изюминка- изюмина, пылинка- пыль. Подчеркнуть надо слово пылинка. Аргументация: все слова образованы при помощи суффикса-К, а слово «пылинка» при помощи суффикса –инк.
Оценивание: по 0,5 б. за каждое слово. Правильно подчёркнуто слово «пылинка»- 1 б. Аргументация ответа- 2 б. Макс.-5 б.
Задание 10.
Колесо, околица, кольцо, колея
Оценивание: за каждое слово-0,5 б. Внимание! За каждое лишнее слово- 0,5 б. Макс.-2 б.
Задание 11.
Серебряный, юный, крысиный, жаргонный
Оценивание: за каждое правильно подчёркнутое слово-0,5 б. Макс.-2 б.
Задание 12.
Вера, Надежда, Любовь
Имеет свою собственную уникальную грамматическую особенность имя Любовь.
Имена Вера и Надежда ведут себя так же, как и нарицательные существительные вера и надежда. Имя Любовь в родительном, дательном и предложном падежах отличается от нарицательного существительного любовь: любви, но Любови.
Оценивание: за три женских имени -1 б. За уникальную грамматическую особенность имени Любовь-1 б. За ОБЪЯСНЕНИЕ грамматической особенности-3 б. Макс.-5 б.
Задание 13.
Баба с возу- кобыле легче.
Друг познаётся в беде.
Тише едешь- дальше будешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Оценивание: по 0,5 б. за пословицу или крылатое выражение. Макс.-2 б.
Задание 14.
Коврижка, рогалик, ватрушка, карамель.
Оценивание: по 0,5 б. за каждое правильное слово. Макс.-2 б.
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку_ в 2015-2016 учебном году
Олимпиадные задания
Ответы
8 класс
Максимальный балл - 42
1. Мощь (0,5 балла). Во всех остальных словах Ь смягчает предшествующий согласный.(1 балл)
Звук [щ] – мягкий, непарный. (0,5 балла)
Макс.2 балла
2. А. В (1балл)
3. Ответ. Ъ – «еръ» Ы – «еры» Ь – «ерь» Ь – «ять»
В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного. (6б.)
4.Полишинель - в данном случае, болтун.
Секрет полишинеля. Выражение происходит от имени комического персонажа французского театра — задиры, шута и болтуна, который сообщал под секретом известные всем вещи. Неисправимый болтун, он совершенно не умеет хранить секреты. Герой кукольной комедии постоянно сообщает, что думает, не жениться ли ему. (2б.)
- В данном предложении 5 прилагательных:
тише – качественное
ребячьи – притяжательное
слышны – качественное
небольшой – качественное
соседний – относительное
За указание верного количества прилагательных – 1,5 балла.
За верное определение разряда каждого прилагательного – 0,5 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла
6. Зависеть Гореть
Ед.
1-е л. Завиш-у Гор-ю
2-е л. Завис-ишь Гор-ишь
3-е л. Завис-ит Гор-ит
Мн.
1-е л. Завис-им Гор-им
2-е л. Завис-ите Гор-ите
3-е л. Завис-ят Гор-ят
Глагол гореть относится ко II спряжению – 1 балл в соответствии со своими окончаниями- 1 балл. В исключения он не входит, так как имеет ударные окончания.и спряжение его определяется по окончаниям. (2б.) Мак. - 4б.
7. Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, Соколов В. В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…
Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т.п.: Господин Соколов В. В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…
(4б.)
8 Большинству носителей русского языка карлик кажется больше, чем лилипут, это объясняется звуковой структурой слов и их звукосимволическими характеристиками. [а] – образуется при максимальном растворе ротовой полости (гласный нижнего подъема), поэтому наличие в слове звука [а] создает ощущение чего-то большого; [и] – образуется при минимальном раскрытии рта (гласный верхнего подъема), присутствие звука [и] в слове рождает ощущение чего-то тонкого, маленького. (4б.)
9. 1. Делу время – потехе час. 2. Семь раз отрежь – один отмерь. 3. Сытое брюхо к ученью глухо. 4. В чужом глазу бревно видишь, в своем соломинку не замечаешь. 5. Что написано пером – не вырубишь и топором. 6. Каждому своё / Кесарю – кесарево. (6 б)
- Этимологические словари объясняют происхождения слов. Слова располагаются по алфавиту, сгруппированы по первообразным словам или по корням. Обязательно приводятся примеры их употребления, есть ссылки на писателей, в тексте которых встречается данное слово. (4б.)
Первым этимологическим словарём был «Корнеслов русского языка, сравнённого со всеми главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными словами» Ф.С. Шишкевича (1842 г.). В словаре разработано 1378 корней распространённых русских слов.
1880 г. – «Опыт словаря русского языка сравнительно с языками индоевропейскими» М. Изюмова.
1910-1916 г.г. – «Этимологический словарь русского языка» А.Г. Преображенского.
1961 г. - «Краткий этимологический словарь русского языка» под ред. Н.М. Шанского.
1973 г. – «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера, самый обширный словарь, 4 тома.
(5б.Макс.-9б)
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку_ в 2015-2016 учебном году
Олимпиадные задания
Ответы
9 класс
Максимальный балл - 42
1. В результате реформы 1918 года русский язык утратил букву «ер» ( Ъ ) (1 балл), которая писалась на конце слова после твёрдых согласных(1 балл) и занимала примерно 8 % текста (1 балл).
Макс.3балла.
- Овощ, рельс, погон, санаторий, ботинок, ботфорт. (3б)
- Ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив. ( по 0,5 за слово – 3,5б)
- Производными называются предлоги, образованные от самостоятельных частей речи морфолого-синтаксическим способом — путём утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Производные предлоги разделяются на наречные, отымённые и отглагольные.
Все предлоги образованы путём перехода из наречий.
При попытке объяснения исторического процесса перехода добавляется 1 балл за факт. Мак.- 5б.
- 1) обстоятельство;
2) определение;
3) дополнение;
4) подлежащее и сказуемое;
5) дополнение.
За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла.
Максимальное количество баллов – 3 балла.
- 1) В тексте — «короткое полотнище ткани во всю ширину; полотенце, скатерть, платок, обычно вышитые». Современное: «передний разрез брюк, штанов».
2) В тексте — «солдат в рассыпном строю, который первым встречался с противником». Современное: «тот, кому принадлежит инициатива в каком-нибудь деле».
3) В тексте — «хороший по качеству, отличный». Современные значения: «1. Имеющий большое, особое значение, значительный. 2. Высокий по должности, положению. 3. Горделиво-величественный, надменный».
Мак. – 6б.
- А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.
Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
В этом предложении грамматической ошибки нет.
Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия.
Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.
Мак. – 4 б.
- Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.
Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).
(4б.)
- Русские синонимы:
Апломб – излишняя самоуверенность в поведении, в речи.
Атрофия – притупление, утрата какого-либо чувства, свойства.
Инспирировать – внушать, воздействовать; подстрекать.
Корректный – вежливый и тактичный, учтивый; правильный, точный (перевод с языка, какое-либо доказательство).
Манипулировать – управлять кем-чем-либо, демонстрировать фокусы.
Наркотический – вызывающий наркоз, относящийся к наркотикам.
Санкция – придание правовой силы, меры воздействия против государств, нарушивших обязательства, принудительное воздействие к нарушителям порядка.
Фиксация – установление, регистрация, закрепление, обработка чего-нибудь.
(8б.)
- . Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.
(2,5б.)
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку в 2015-2016 учебном году
10класс
Максимальный балл -120
Ответы
Задание 1. Аплодировать - рукоплескать (книжн.), хлопать (разг.); бояться - трусить (разг.), страшиться (книжн.); грубить - хамить (прост.), дерзить (книжн.), грубиянить (разг.); откровенно - начистоту, без утайки, как на духу (разг.); торопить - подгонять (разг.), подстёгивать (разг.).
Критерий оценки: по 1 баллу за синоним и по 1 баллу за указание на стилист. окраску.
Всего: не более 30 б.
Задание 2. «Майские указы по осени считают» - замена одного лексического компонента фразеологической единицы (ср. цыплят); «Минсельхоз держит карман шире бюджета» - расширение фразеологизма за счет введения добавочных компонентов, изменение формы глагола (ср. держи карман шире); «И себе, и людям» - переосмысление фразеологизма из-за замены союза (ср. ни себе ни людям); «Вверх кармашками» - создание каламбура путем замены компонента фразеологизма созвучным словом (ср. вверх тормашками); «Не потому ли молчание - золото, что оно - знак согласия?» - контаминация двух фразеологизмов: молчание - золото + молчание - знак согласия.
Критерий оценки: по 1 баллу за первоначальный вид фразеологизма и по 1 баллу за указание на способ трансформации.
Всего: 10 б.
Задание 3. Написание бобрионокъ, поросионокъ объясняется отсутствием в алфавите буквы ё (1 б.), которая была введена в употребление только в конце XVIII века. Первое употребление данной буквы находим в альманахе Н. М. Карамзина «Аониды» (в словах зарёю, орёл, слёзы) (1 б.). Буква И в данных словах не обозначала звука, а указывала на мягкость предшествующего согласного (1 б.). Буква Ъ (твёрдый знак) в конце данных слов писалась по традиции (1 б.). Была устранена реформой графики и орфографии 1917- 1918 гг. (1 б.).
Всего: 5 б.
Задание 4. Дифференцирующие написания.
Всего: 3 б.
Задание 5. 1, 2, 3 склонения + примеры (3 б.); разносклоняемые + примеры (2 б.), по образцу прилагательных (адъективный тип склонения) + примеры (2 б.), несклоняемые + примеры (2 б.).
Всего: 9 б.
Задание 6.
Современный разбор: крыльц-о, побед-а, повесть□, подушк-а, поколени[j-э], поздрав-и-ть, зонт-ик□ (7 б.).
Этимологический разбор: кры-л-ьц-о, ср. крыло, крыть; по-бед-а, ср. убеждать, беда; по-вес-т-ь, ср. ведать, по-ду/ш-к-а, ср. дух, душа, надутое; по-колен-и[j-э], ср. колено; по-здрав-и-ть, ср. здравый, здоровый, зонтик□ (13 б.)
В слове зонтик произошло усложнение основы (1 б.), в остальных словах - опрощение (1 б.).
Всего: 22 б.
Задание 7. а) сравнительное; б) условия; в) уступки; г) присоединительное; д) сопоставительное; е) места и уступки. Ср.: Не всегда будет мрак, хотя теперь он густеет.
Всего: 7 б.
Задание 8.
[Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).
[ ], и [ ], (с. так что). (3 б.)
Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной (4 б.), состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом И (2 б.), отношения между частями перечислительные (1 б.); I часть по структуре представляет собой простое предложение (2 б.); II часть - сложноподчинённое предложение (1 б.) с придаточным следствия (1 б.); придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что (1 б.).
Сказуемые: был в садах (СИС), росли (ПГС), утопали (ПГС) (3 б.).
При луне - уточняющее обстоятельство времени (2 б.), или в составе определения, выраженного причастным оборотом.
Всего: 20 б.
Задание 9.
Памятники старославянской письменности написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей (2 б.). Происхождение кириллицы (2 б.) связано с именем Кирилла (2 б.) (Константина). Днём начала славянской письменности принято считать 24 мая (2 б.).
Всего: 8 б.
Задание 10.
а) исходите въ сърѣтение емоу - «идите (выходите) навстречу ему» (2 б.);
б) дъвѣма господинома работати - «служить двум господам» (2 б.);
в) съзьдати своѭ храминѫ на пѣсъцѣ - «построить свой дом на песке» (2 б.).
Крылатые выражения:
Служить двум господам - «работать, действовать, угождая двум противостоящим сторонам». Выражение обычно употребляется для характеристики двурушничества (2 б.).
Строить / построить (дом) на песке - «строить планы, расчеты и т. п. на очень ненадежных основаниях» (2 б.).
Всего: 10 б.
Предварительный просмотр:
Центр повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска
Школьный этап муниципальной олимпиады школьников
по русскому языку в 2015-2016 учебном году
11 класс
Максимальный балл -130
Ответы
Задание 1. 10 звуков [о] при условии безударного произношения предлога ПО (цепи) (2 б.), в данном случае предлог ПО - проклитика (2 б.); 11 звуков - если ударение падает на данный предлог, и тогда существительное ЦЕПИ - энклитика (2 б.).
В 3-ей строке на месте второго И произносится [ы] (2 б.), т.к. этот звук следует за твердым согласным [м] слова ДНЁМ (2 б.). Это аккомодация (2 б.).
Дополнительный артикуляционный признак у звуков [т] и [к] в словах том и кот (ученый) - это «выпячивание» губ вперёд и придание им округлой формы (перед лабиализованными гласными) (2 б.). Это явление называется лабиализацией (варианты: огублённостью, округлением) (2 б.).
Всего: 16 б.
Задание 2. а) лексическая, б) морфемная, в) морфологическая, г) синтаксическая.
Всего: 8 б.
Задание 3. Ошибка заключается в оформлении категории одушевленности (2 б.). В подобных случаях неодушевленные существительные употребляются в родительном падеже с предлогом от, у (2 б.).
Всего: 4 б.
Задание 4. Слова с нулевым окончанием в различных грамматических формах: гений, прорубь, свой, подсказал, принёс, волчий, разгром, рек, край, семей, удаль, сжёг, нежен, мамин, добр (15 б.).
Слова с нулевым формообразующим суффиксом: принёс, сжёг, узнай, прилягте (4 б.).
Слова с нулевым словообразующим суффиксом: прорубь, удаль, разгром (3 б.).
Всего: 22 б.
Задание 5. Это глаголы, совмещающие значения совершенного и несовершенного вида (2 б.). Их называют двувидовыми (2 б.). За свои 3 примера - 6 б.
Всего: 10 б.
Задание 6.
Только краткие формы имеют:
1) прилагательные горазд, люб, рад, надобен, должен. Последнее употребляется в полной форме в составе некоторых фразеологических словосочетаний (должным образом, в должной мере, на должной высоте) или при субстантивации – принять за должное, воздать должное.
2) прилагательные с суффиксом -енек-/-онек- : долгонек, близенек.
3) прилагательные с суффиксом -охонек-/-ошенек-, мотивированные словами рад и один: радехонек, радешенек, одинехонек, одинешенек.
4) прилагательное хороший (в значении “красивый”, “миловидный”) в составе сочетания хорош, хороша собой.
Критерий оценки: за каждый пример по 1 баллу, но не более 7.
Всего: 7 б.
Задание 7. а) временное + условное (4 б.), б) временное (2 б.), в) условное (2 б.), г) уступительное (2 б.), д) присоединительное (2 б.), е) сравнительное (2 б.).
Всего: 14 б.
Задание 8. Это сложная синтаксическая конструкция / сложное предложение смешанного типа (2 б.) с разными видами синтаксической связи - бессоюзной, сочинительной и подчинительной (6 б.). 1 часть - это СПП с придаточным определительным (2 б.). 2 часть - сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью (4 б.), с придаточным определительным предложением (2 б.).
Сказуемые: сталкивался (ПГС), хотел оттолкнуть (СГС), сидит (ПГС), оставалась на месте (ПГС, выраженное фразеологизмом), старался найти (СГС), не было видно (СИС) (13 б.).
Которое - подлежащее (2 б.), с которой - обстоятельство места (2 б.).
Всего: 33 б.
Задание 9.
Старославянский язык - самый древний литературный язык всех славян. Он возник во второй половине 9 века в результате переводов богослужебных текстов с древнегреческого языка на древнеболгарский.
Всего: 6 б.
Задание 10.
а) единъ отъ обою на десѧте - «один из двенадцати» (2 б.);
б) бѫди мнѣ по глаголоу твоемоу - «Пусть со мною будет так, как ты сказал» (2 б.);
в) отърѧсѣте прахъ отъ ногъ вашихъ - «Отрясите (отряхните) прах с ног ваших» (2 б.).
Крылатое выражение - отрясти (отряхнуть) прах со своих ног. Оно означает «уйти бесповоротно; расстаться с кем-либо или чем-либо навсегда» (4 б.).
Всего: 10 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...