Эта трудная часть С
статья по русскому языку (11 класс) на тему
трудности написания части С, подготовка к сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка учащихся 11-х классов к написанию части С | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Эта трудная часть С!
(Рекомендации выпускникам по выполнению
части С ЕГЭ по русскому языку)
Написание сочинения-рассуждения является в экзаменационной работе по русскому языку последним заданием теста (блок С) и характеризуется высоким уровнем сложности. Сочинение пишется на основе текста, который используется для комплексного анализа в заданиях блоков А и В.
Работа выпускника даёт возможность судить не только о сформированных языковых навыках и умениях, но и об уровне развития и общей культуре пишущего.
Экзаменующийся должен показать хорошее владение литературным языком, умение логически излагать свои мысли, формулировать основные тезисы, приводить аргументы, делать обобщения и выводы.
Учащемуся нужно помнить о том, что от него требуется написание работы определённого жанра и структуры (на это ориентирует инструкция к части С). Не следует писать о том, о чём в инструкции не сказано ни слова (например, о художественных достоинствах текста), потому что поощрительных баллов за это на экзамене по русскому языку не предусмотрено.
Итак, с чего начать и в какой последовательности работать над сочинением?
Некоторые практические советы
1) Внимательно прочитайте инструкцию к части С, затем перечитайте предложенный текст.
2) Начните работу над сочинением. Если позволяет время, пишите сначала на черновике. Если времени остаётся мало, пишите сразу на бланк.
3) Определите основную проблему, поставленную автором в тексте. Сформулируйте её.
Не путайте понятия «тема» и «проблема»! Это не одно и то же. (Проблема – это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования). Если в тексте несколько проблем, остановитесь на какой-то одной.
4) Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме (не менее 2-3 предложений).
5) Определите позицию автора, отберите 2-3 ключевые цитаты, где она выражена. Помните: авторская позиция не всегда прямо выражена в тексте. Не путайте автора и рассказчика, от лица которого идёт речь. Их мнения могут не совпадать. Позицию автора вы можете сформулировать сами или с помощью цитирования.
6) Выразите своё мнение по проблеме текста, напишите, согласны или не согласны вы с мнением автора (рассказчика). Своё мнение по проблеме высказывайте корректно, соблюдая этические нормы, иначе вы лишитесь одного балла (критерий 11).
7) Приведите два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Следите за тем, чтобы ваши аргументы были достоверны, не содержали фактических ошибок (критерий 12). Если один из аргументов взят из художественной, публицистической или научной литературы, вы можете заработать 3 балла по критерию 4!
8) Не забудьте завершить свою работу (это может быть одно предложение-вывод).
9) В работе должно быть не менее 4-5 абзацев. За нарушение абзацного членения снимается 1 балл (критерий 5).
10) Пересчитайте количество слов в сочинении: их должно быть не менее 150. Если в работе от 70 до 150 слов, вы теряете баллы по критериям К7 – К10. Сочинение, в котором меньше 70 слов, оценивается нулём баллов по всем критериям. Имейте в виду, что предлоги, союзы и частицы являются самостоятельными словами.
11) Не употребляйте в сочинении трудные по написанию слова, разговорную лексику, молодёжный сленг, вульгаризмы. Избегайте также очень сложных синтаксических конструкций. Не забывайте закрывать кавычки!
12) При оформлении бланка старайтесь писать аккуратно и разборчиво. Не заезжайте за рамку!
13) Не забудьте проверить работу (орфографию, пунктуацию, грамматику, речь).
Приложение 1 Исходный текст
(1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (3)Как будто нет телефона и телеграфа. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.
(5)Были, были, конечно, и «Письма из Парижа», и «Письма из Италии», и «Письма издалека», и «Письма русского путешественника». (6) Только представьте себе: человек приехал из России в Париж и написал два тома писем! (7) Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. (8) Два слова вместо двух томов – вот ритм, вот темп , вот, если хотите, стиль двадцатого века.
(9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10) Но произошел удивительный парадокс. (11) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12) Да боже мой!
(13) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14) По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли техника более могущественным просто человека, одного человека как такового? (16) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17) Но это всё – мы. (18) Когда же ты остаёшься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля? (19) Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.
(По В.Солоухину)
Основные этапы работы над сочинением по тексту
1. Определяем проблемы:
- ускорение темпа современной жизни;
-сделала ли техника более могучим просто человека;
-способствует ли развитие цивилизации духовному развитию человека.
2. Начинаем писать сочинение:
В тексте В.Солоухина поднимается проблема (чего?) ускорения темпа современной жизни.Автор размышляет о том, сделала ли техника более могучим просто человека, способствует ли развитие цивилизации духовному совершенствованию личности.
3. Комментируем проблему:
Проблема, поднятая писателем, действительно, очень актуальна. В эпоху Интернета кому-то может показаться смешным сочинять письма или путешествовать на лошадях из Москвы в Париж. Ритм, скорость нашей жизни выросли, но люди не стали от этого лучше, чище, добрее, да и могущественнее тоже не стали. Многие люди чувствуют себя очень одиноко, несмотря на то, что их окружают достижения современной технической мысли.
4. Определяем авторскую позицию:
Автор считает, что развитие техники, призванное, по мнению многих, «экономить человеку время, высвободить досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей», не сделало «более могучим просто человека». Да и времени свободного у людей больше не стало. Человек «наедине с самим собой» остался таким же неуверенным и слабым, как и его предшественники «по планете Земля».
5. Выражаем своё мнение по проблеме:
Я согласна с мнением В.Солоухина… Я убеждён, что… На мой взгляд, … По моему мнению, …
Подбираем 2 аргумента: объяснения, примера, иллюстрации (почему согласны).
6. Завершаем работу:
В заключение хочется сказать (процитировать)…
Хочется ещё раз подчеркнуть….
Таким образом…
Приложение 2
Ошибки, за которые снижаются баллы в экзаменационной работе
Грамматические ошибки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Более интереснее, красившее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речевые ошибки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Негрубые орфографические ошибки
Исправляются, но не учитываются:
1) перенос слов;
2) э/е после согласных в иноязычных словах и после гласных в собственных именах (Мариетта);
3) прописная/строчная в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество);
4) при переносном употреблении собственных имён (Обломовы и Обломовы);
5) сложные существительные без соединительной гласной (бефстроганов, ноу-хау);
6) слитное/раздельное написание наречий с приставкой (под стать, на ощупь, врассыпную).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по русскому языку и математике в 6 классе по теме: "Эти трудные, трудные числительные..."
Целью урока является закрепление правила склонения числительных при решении математических заданий, обеспечение практического использования лингвистических знаний на уроках математики, способствование...
" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"
Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...
Трудный ЕГЭ?.. Часть А.
Тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ....
Интегрированный урок по алгебре и началам анализа и русскому языку "Эти трудные, трудные числительные"
Урок по алгебре и русскому языку в 10 классе...
"Трудные вопросы правописания разных частей речи"
Урок-практикум по русскому языку для 9-11 классов....
Трудные вопросы правописания Н-НН в разных частях речи 10 класс
Задания и тренажёры по трудным вопросам правописания Н-НН в разных частях речи...