Системно-деятельностный подход на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Бунина Наталья Вячеславовна

В статье рассказвается об организации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sist_deyat.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка

Бунина Н.В.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. В то же время не всегда учитель имеет четкое представление, как это реализовать на практике. Сущность деятельностного подхода в обучении заключается в личной инициативе ученика.

Системно – деятельностный подход - это методология ФГОС НОО.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.


Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически), 
2) создаёт в результате свой образовательный продукт, 
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом, 
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения, 
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов 
По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями.

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами

   учащихся;

- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов

 учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,

  диалогических и проектно-исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной

  характеристикой.

В своей практике я использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:

- групповая работа, работа в парах.

-языковые игры.


Например, на уроке по развитию речи «Стили речи» шестиклассники, работая в группах, пересказывали народные сказки в разных стилях.

Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»,- гласит китайская мудрость.Таким образом, использование системно-деятельностного подхода позволяет включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой, формировать такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в разных аспектах, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать устные и письменные высказывания, отвечающие целям и условиям коммуникации. Ведь ещё Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...