Системно-деятельностный подход на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
В статье рассказвается об организации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sist_deyat.docx | 14.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка
Бунина Н.В.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. В то же время не всегда учитель имеет четкое представление, как это реализовать на практике. Сущность деятельностного подхода в обучении заключается в личной инициативе ученика.
Системно – деятельностный подход - это методология ФГОС НОО.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Понятие системно-деятельностного
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:
1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов
По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями.
Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность, на мой взгляд, необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами
учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов
учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы,
диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной
характеристикой.
В своей практике я использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:
- групповая работа, работа в парах.
-языковые игры.
Например, на уроке по развитию речи «Стили речи» шестиклассники, работая в группах, пересказывали народные сказки в разных стилях.
Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»,- гласит китайская мудрость.Таким образом, использование системно-деятельностного подхода позволяет включить учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, связанную с анализом, синтезом, оценкой, формировать такие качества высокоразвитой языковой личности, как способность исследовать текст в разных аспектах, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать устные и письменные высказывания, отвечающие целям и условиям коммуникации. Ведь ещё Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...
системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка...
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"
Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...
Методическая статья "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"
Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме....