Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Булгакова Лариса Ивановна

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и задач урока, что и требует ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_deeprichastie_sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx210.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о деепричастии"

ТИП УРОКА:  урок формирования и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

- Обучающие:

1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию

2. формировать орфографическую компетентность учащихся

3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи

- Развивающие:

1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей

2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений

3. развитие умения давать самооценку своей деятельности

- Воспитательные:

1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины

2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи;  знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки  и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА 

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

 – Ребята, начнем наш урок.

Мы с вами на уроке, подобно дружной семье. Давайте посмотрим на соседа слева, потом на соседа справа, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением нацелимся на добывание знаний!

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2. Стадия вызова

- Легко ли нарисовать портрет? Почему? А что, кроме лица героя, можно увидеть на такой картине?

- Русский художник В.А.Серов, который слыл мастером света, не просто умел писать лица людей, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них мы сегодня и сосредоточим свое внимание еще раз. Это уже известная вам картина «Девочка с персиками».(слайд с репродукцией картины)

-Соберём заново рабочий материал к картине и посмотрим, удастся ли нам усовершенствовать описание этой картины. Запишем в строчку.

1) привлекает, открывает, смотрит, присев

2)  пристально, внимательно, машинально,  облокотившись

3) спелый, пушистую, ароматных, сомкнув

- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.

- А теперь поиграем.

ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"

--- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.

--- Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы.

(Таблица. Цель её применения: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями)

Проверка.

--- Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?

 ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

(Заполняют графу "Хочу знать")

3. Осмысление содержания

Деятельность учащихся.

- Обратимся к учебнику.

а) читают параграф, делают в тексте пометки:

V - знаю

+ - узнал новое

! - удивило

-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам)

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.

В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?

Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.

Проверка вопросов.

- Заполните колонку "Узнал новое". Проверка.

- Кто попробует создать кластер деепричастия?

Пример составленного кластера

(Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. РЕФЛЕКСИЯ

Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.

--- Запишите предложение. Найдите орфограммы в словах:

Ненадолго присев на стул, Верочка машинально  взяла в руки спелый персик.

--- Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?

Проблема:  Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?

--- Дополним таблицу, что узнали нового.

КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественного текста.

--- Прочитайте вначале про себя, а затем выразительно вслух стих Беллы Ахмадуллиной «Девочка с персиками»: (текст на слайде и на партах)

Сияет сад, и девочка бежит,

ещё свежо июня новоселье.

Ей весело, её занятье — жить,

и всех любить, и быть любимой всеми.

Она, и впрямь, любима, как никто,

семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,

и нянюшкой, воззрев  в окно,

и знойным полднем, и оврагом мглистым…

Художника и девочки — кумир:

Лев золотой, Венеции возглавье.

Учитель Репин баловство корил,

пост соблюдая во трудах, во славе.

А я люблю, что ей суждён привет

модистки ловкой на мосту Кузнецком.

...Ей данный вкратце, иссякает век.

Она осталась в полдне бесконечном…

Ещё сирень, уже произросло

жасминное удушье вкруг беседки.

Серьёзный взор, скрывая озорство,

не ведает и в скуке, и бессмертье.

Пусть будет там, где персики лежат,

Пусть бант синеет, розовеет блуза.

Так Мамонтову Верочку мне жаль:

Нет мочи, ни всплакнув, не улыбнуться.

- Что вы представили, когда читали стихотворение?

- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют(текст проецируется на экране), какой объект действуют в предложении?

Проверка.

- Деепричастия помогают поэтессе  изобразить картину Серова? Как?

- Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения героини картины.

- Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?

Оцените себя:

а) Нашёл деепричастие правильно

б) Нашёл деепричастие неверно

3) Вызвало затруднение:

- не мог отличить деепричастие от глагола

- не мог отличить деепричастие от причастия

5. Подведение итогов урока. Работа с табличками

- Итак, что нового узнали?

- Что вас удивило на уроке?

--- Какую оценку вы бы себе поставили?

6. Домашнее задание: Параграф №40, упр.№584 по учебнику или описать картину А.Серова «Девочка с персиками», используя ключевые словосочетания в задании 2 к упражнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...