Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и задач урока, что и требует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_deeprichastie_sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx | 210.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о деепричастии"
ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучающие:
1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию
2. формировать орфографическую компетентность учащихся
3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи
- Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей
2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений
3. развитие умения давать самооценку своей деятельности
- Воспитательные:
1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины
2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка
Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
– Ребята, начнем наш урок.
Мы с вами на уроке, подобно дружной семье. Давайте посмотрим на соседа слева, потом на соседа справа, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением нацелимся на добывание знаний!
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)
2. Стадия вызова
- Легко ли нарисовать портрет? Почему? А что, кроме лица героя, можно увидеть на такой картине?
- Русский художник В.А.Серов, который слыл мастером света, не просто умел писать лица людей, но и создавал настоящие шедевры. Перед одним из них мы сегодня и сосредоточим свое внимание еще раз. Это уже известная вам картина «Девочка с персиками».(слайд с репродукцией картины)
-Соберём заново рабочий материал к картине и посмотрим, удастся ли нам усовершенствовать описание этой картины. Запишем в строчку.
1) привлекает, открывает, смотрит, присев
2) пристально, внимательно, машинально, облокотившись
3) спелый, пушистую, ароматных, сомкнув
- Найдите в каждом слове орфограмму, объясните правописание.
- А теперь поиграем.
ИГРА "ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ"
--- Что общего между всеми словами в строке? Подумайте.
--- Обсудите всё, что вы знаете по данной теме с соседом по парте и заполните колонку "Знаю" маркировочной таблицы.
(Таблица. Цель её применения: 1) обучение умению определять уровень собственных знаний; 2) пробуждение интереса к получению новой информации; 3) обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями)
Проверка.
--- Какое слово лишнее? Вы можете догадаться, какая это часть речи? Как, по-вашему, звучит тема урока?
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
(Заполняют графу "Хочу знать")
3. Осмысление содержания
Деятельность учащихся.
- Обратимся к учебнику.
а) читают параграф, делают в тексте пометки:
V - знаю
+ - узнал новое
! - удивило
-Обсудим. (В это время попросить учащихся подготовить 4 вопроса - по 2 каждому двум парам)
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ.
В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая?
Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный. Обратившись к словарю, узнаём, что термин возник в 17 веке, состоит из двух частей (дее + причастие) и объяснить его можно как причастность к действию. Действительно, эта форма обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, т.к. не изменяется.
Проверка вопросов.
- Заполните колонку "Узнал новое". Проверка.
- Кто попробует создать кластер деепричастия?
Пример составленного кластера
(Приём «Кластер» используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием)
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. РЕФЛЕКСИЯ
Деятельность учащихся: первичное закрепление нового материала.
--- Запишите предложение. Найдите орфограммы в словах:
Ненадолго присев на стул, Верочка машинально взяла в руки спелый персик.
--- Найдите грамматическую основу. Какой объект действует? Какое действие совершает? Какое добавочное действие выполняет? Поставьте вопрос к добавочному действию. Какая часть речи перед вами?
Проблема: Почему важно в предложении с деепричастием найти грамматическую основу?
--- Дополним таблицу, что узнали нового.
КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ: анализ художественного текста.
--- Прочитайте вначале про себя, а затем выразительно вслух стих Беллы Ахмадуллиной «Девочка с персиками»: (текст на слайде и на партах)
Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело, её занятье — жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.
Она, и впрямь, любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззрев в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым…
Художника и девочки — кумир:
Лев золотой, Венеции возглавье.
Учитель Репин баловство корил,
пост соблюдая во трудах, во славе.
А я люблю, что ей суждён привет
модистки ловкой на мосту Кузнецком.
...Ей данный вкратце, иссякает век.
Она осталась в полдне бесконечном…
Ещё сирень, уже произросло
жасминное удушье вкруг беседки.
Серьёзный взор, скрывая озорство,
не ведает и в скуке, и бессмертье.
Пусть будет там, где персики лежат,
Пусть бант синеет, розовеет блуза.
Так Мамонтову Верочку мне жаль:
Нет мочи, ни всплакнув, не улыбнуться.
- Что вы представили, когда читали стихотворение?
- Найдите в тексте деепричастия (сильным - словосочетание с деепричастием), отметьте, какие глаголы они поясняют(текст проецируется на экране), какой объект действуют в предложении?
Проверка.
- Деепричастия помогают поэтессе изобразить картину Серова? Как?
- Обратите внимание, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного изображения героини картины.
- Какой термин вы бы предложили для обозначения словосочетания с деепричастием?
Оцените себя:
а) Нашёл деепричастие правильно
б) Нашёл деепричастие неверно
3) Вызвало затруднение:
- не мог отличить деепричастие от глагола
- не мог отличить деепричастие от причастия
5. Подведение итогов урока. Работа с табличками
- Итак, что нового узнали?
- Что вас удивило на уроке?
--- Какую оценку вы бы себе поставили?
6. Домашнее задание: Параграф №40, упр.№584 по учебнику или описать картину А.Серова «Девочка с персиками», используя ключевые словосочетания в задании 2 к упражнению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...
системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Зимнее утро»)
Конструкт 1 из 2 уроков по подготовке к сочинению по картине. Программа Е.А. Быстровой....
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка...
Методическая статья "Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы"
Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме....
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...