Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок построен по технологической карте в соответствии ФГОС, направлен на формирование предметных, метапредметных и личностных УУД. Есть презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по технологической карте с презентацией в соответствии ФГОС "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" | 84.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я.»
(Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская).
Цель урока: создать условия для усвоения знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я и применения их в практической деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Предполагаемые результаты урока:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, определять роль букв е, ё, ю, я ; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности |
1. Опере-жающее домашнее задание (если есть) | - | - | - | Личностные: Метапредметные: Предметные: |
2. Мотивация | Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть время, которое мы проведем вместе, будет интересным и полезным. Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, как вы его понимаете? (Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг. Н. В. Гоголь) Мы складываем звуки в слова, как нанизываем жемчуг на нить. Нужно говорить красиво, беречь язык, как драгоценность. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Высказывают свое мнение | Личностные: осознание себя как носителя языка, осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка. Метапредметные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме |
3. Формулировка проблемы и постановка цели урока | Определить проблему и цель урока | - Ребята, а как называется раздел науки, изучающий звуки? (Фонетика) -Чем отличается звук от буквы? - Сколько гласных букв? Сколько гласных звуков? А почему не совпадает? -Всегда ли буквы е,ё, ю, я обозначают два звука? - Определите тему сегодняшнего урока. -Что мы будем делать на уроке? Поставьте перед собой цель. | Отвечают на вопросы. Строят высказывания Определяют тему и цели урока. | Личностные: ставить цель Метапредметные: умение анализировать, самостоятельно формулировать познавательную цель Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме |
4. Уточнение цели, планирование деятельности | Целеполагание, планирование деятельности | Правильно ребята. А что нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? | Планируют деятельность | Личностные: способность понимать зависимость характера речи от ситуации общения Метапредметные: управлять своей деятельностью: умение ставить цель, планировать свою деятельность в зависимости от поставленных задач; Предметные: грамматически правильно строить высказывание |
5. Откры-тие и осмы-сление новых знаний и способов их применения. | Создать условия для усвоения знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я | Прочитайте данные группы слов. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите 2-3 примера к каждой колонке. (приложение 1) -Оригинальность букв е, ё, ю, я в том, что они могут играть двойную роль: обозначать один или два звука. - Давайте составим схему «Звуковая роль букв е, ё, ю, я». Как она будет выглядеть? Что нужно указать? | Определяют место букв е, ё, ю, я Коллективное обсуждение схемы. Составляют схему в тетрадях (взаимопроверка) | Личностные: осознание ответственности за себя и за свои действия- готовность целенаправленно использовать знания, умения, навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация Предметные: освоение базовых понятий лингвистики |
6. Первичное закрепление способов применения новых знаний | Применение знаний в практической деятельности. | Упражнение 310 (стр.142) Упражнение 313. Всегда ли буквы е, ё, ю, я смягчают согласный, после которого они стоят? Распределительный диктант Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука. Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня. | Выявляют способность букв е, ё, ю, я смягчать согласный, после которого они стоят) Правильно произносят слова, определяют лексическое значение непонятных слов по словарю Взаимопроверка | Личностные: допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника Метапредметные: строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; высказывать, аргументировать свою точку зрения, способность оценивать свою работу и работу группы; работа со словарем Предметные: уметь оперировать лингвистическими терминами |
7. Применение знаний. Определение критериев оценки деятельности. | Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий | Самостоятельная работа (на карточках) Приложение 2. Верные-неверные утверждения. (Приложение 3) | Определяют критерии оценки. Самопроверка, самооценка | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию Метапредметные: умение самостоятельно выполнять учебную задачу Предметные: уметь определять роль букв Е, Ё, Ю, Я |
8. Рефлексия | Заключительная беседа по вопросам | -Давайте оценим свою работу на уроке. Продолжите фразы: Я узнал(а)… Я могу… | Оценивают свою работу на уроке. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности Метапредметные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, оценивают свою работу. Предметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
9. Домашнее задание | Установка на творческое применение речеведческих знаний выполнение домашнего задания | Составить текст «Скоро Новый год», выделить слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука | Записывают домашнее задание | Личностные: понимать ответственность за результат своей работы Метапредметные: творческое применение полученных знаний, самостоятельная работа Предметные: умение строить собственное высказывание в соответствии с заданием, составлять предложения, использовать выразительные средства языка |
Приложение 1
Лень | Ехать | Поездка | Съезд |
Салют | Южный | Поют | Вьюга |
Вперёд | Ёжик | Поёт | Ружьё |
Мять | Яков | Приятный | Объявит |
Приложение 2
Один раз я пош…л ( ) на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные ( ) драконы. Мне это было очень интерес …но ( ), потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко ( ) от людей и заблудился.
Я долго б…жал ( ) по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой ( ) сосны на тр…пу ( ) выскочил медведь. Я схватил л…дышку ( ), что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
- Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
- Озаглавьте текст.
- Какая основная мысль текста.
- К какому стилю речи можно отнести этот текст?
- Вставьте пропущенные буквы, а в выделенных предложениях и знаки препинания, подберите проверочные слова.
- Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Приложение 3
- Если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
- В слове ёрш буква Ё обозначает 1 звук.
- В слове кашне буква Е смягчает предыдущий согласный.
- В слове вьюга5 букв, 5 звуков.
- Фонетика изучает буквы и алфавит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация к уроку русского языка....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Урок рассчитан на 2 часа...
Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...
Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....
Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.
урок русского языка 5 класс...
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....