Разработка урока "Имя числительное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе «Имя числительное». В процессе работы над учебными элементами учащиеся должны получить знания об имени числительном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe_6_klass.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
город Армавир
МБОУСОШ №23
Номинация – лингвистика.
Разработка урока по русскому языку
6 класс.
Имя числительное
(изучение новой темы).
Учитель русского языка и литературы
Мариныч Ярослава Геннадьевна
высшая категория.
Тема урока: Имя числительное.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: 1) дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи;
2) уделить особое внимание развитию навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным);
3) воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося.
Оборудование: сигнальные карточки, ребусы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
Учитель приносит корзину с овощами и раскладывает их на столе, говоря скороговорку.
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!!!
- Словарная работа (словарные слова- названия овощей).
-Составьте словосочетания со словами: морковь, капуста, горох, петрушка, свекла.
Примерные словосочетания:
Свежая капуста (безударная гласная в корне слова).
Большая морковь (безударная гласная, сущ. 3 скл.).
Вкусный горох (сочетание оро; сн пишется без т).
Зеленя петрушка (безударная гласная в корне ).
Сахарная свекла (ударение падает на ё).
-Сколько овощей я достала из корзинки? (пять).
- Какой вопрос я задала? (сколько?)
- Какой по счету я достала капусту? (первой)
-Петрушку? (четвертой)
- Какой вопрос я задала? (какой по счету?)
-Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем знакомиться?
Тема нашего урока «Имя числительное».
- Изучение темы.
-Сейчас ребята вам расскажут о числительном.
1 ученик. В русском языке есть немало слов, значение которых связано с пониманием числа, счета. Это такие слова, как пять, десяток, большинство. Однако среди этих слов именами числительными является только слово пять. Остальные слова по своим грамматическим признакам относятся к другим частям речи.
- ученик. Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? Сравним два числа пять и пятак. Слово пятак обозначает конкретный предмет, т. е монета, на которой изображена цифра пять, а слово пять используется при счете и обозначает число, которое используется при счете самых различных предметов, указывая на их количество, кроме того слово пятак и пять отвечают на разные вопросы (что? – пятак; сколько? – пять).
- ученик. Имеются среди числительных и такие слова, которые отвечают на вопрос – какой?, какая?, какие?), они обозначают порядок предметов при счете. Второй ученик, пятый день..
-Вы услышали своих одноклассников. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть числительные. (Учащиеся устно называют пословицы.)
Ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
У умной головы сто рук.
Семьдесят одежек и все без застежек.
Два брата бегут, а два догоняют.
-На доске записаны два предложения сделайте синтаксический разбор.
Девочки собрали две корзины грибов.
Во второй их оказалось больше. Три да два – пять. Живут у нас в квартире три ежа, да два ужа. Две бригады крановщиков за смену загрузили одиннадцать плтатформ.
( Учащиеся делают вывод о синтаксической роли числительных. Числительные могут являться подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением ).
-Теперь попробуйте сами дать определение имени числительному.
- Закрепление темы.
(обязательно прочитать правило по учебнику для закрепления).
- Выполним упражнение 313.
- Выпишите из данного списка слов сначала числительные, а потом слова других частей речи с указанием их.
Утроить, пятерка, двойня, семидневный, семидесятый, пятикратный, трехместный, пятьсот, раздваиваться, столетний, тысяча, дважды, двузначный, сотый, тройка, десятилетний, втроем, шестьдесят.
Числительные Другие части речи.
Пятьсот, Утроить - гл.,
тысяча пятерка – сущ.,
сотый, двойня – сущ.,
шестьдесят,
втроем. семидесятый – прил.,
пятикратный - прил.,
трехместный – прил.,
раздваиваться – гл.,
столетний – прил.,
дважды – наречие.,
семидневный – прил.,
трехместный – прил.,
двузначный – прил.,
тройка – сущ.,
десятилетний – прил.
- Числительные делятся на количественные, которые отвечают на вопрос – сколько? И порядковые, которые отвечают на вопрос – какой?
3) Найдите в стихотворениях числительные и определите разряд:
Семь гномов.
Семь гномов встали в семь утра,
Чтоб выучить семь нот,
И с песней вышли со двора
На семь деньков в поход.
И шли семь гномов по тропе
И пели звукоряд,
Вот это да: Какой септет
Ну, прямо, как парад.
Попутно учитель дает лексическое значение слову септет.
У вороны пятеро птенцов,
Пятеро веселых сорванцов,
Пятеро уселись на суку,
Каждый проглотил по червячку.
Четверо сказали: «Каррр, спасибо!»,
Ну, а пятый: «Мамочка, ку – ку! » (количественные, порядковые)
- Работа с сигнальными карточками.
Количественные числительные - желтые
Порядковые числительные – зеленые.
Три, пятидесяти человек; первый день; семьсот, двенадцатого числа; сотый покупатель; шестьдесят деревьев; одиннадцать часов; пятьсот, тридцатый по счету.
Работа с ребусами. Разгадайте, какие слова прячутся за этими буквами и цифрами:
7Я; 40А; С3Ж; О5; Е2.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание. Творческое задание: составьте небольшой рассказ, используя порядковые и количественные числительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс
Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"
Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока: урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....