Душа слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района Волгограда»
Открытый урок
в рамках проведения городского фестиваля
Дни русского языка
по теме: «Душа слова»
Урок провела: Е.В.Криулина,
учитель русского языка и литературы
Класс: 5 «В»
Дата: 14.10.16г.
Волгоград, 2016 г.
Цель: развитие интереса к русскому языку, истории слова.
Задачи: знакомство с биографией ученого-земляка О.Н.Трубачева, с результатами его научной деятельности,
понять лексическое значение слова «этимология»,
повторить изученные орфограммы.
Разведчик древнейших корней славянской речи…
Ю.М.Лощиц /предисловие к статье «Меняющийся мир и вечные слова»/
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Слайд 1-2
Ничто не вечно в этом мире. Всё течёт, как вода сквозь пальцы, преображается ежеминутно, как рисунок неба с парящими на нём птицами, как прекрасный и каждый раз новый закат. Но есть нечто, что не оставляет человека, остаётся преданным ему долгие годы, живёт с ним вместе века. Это – слова. Но не все, а такие, как «солнце», «свет», «день», «земля», «мир», «мама», «семья»…Вечные и прекрасные понятия, без которых жизнь человека станет пустой и бессмысленной.
И не случайно тема нашего урока «Этимология - душа слова». Что такое этимология? Где находится душа у слова? Почему так важно понимать значение слов? И в течение нашего урока мы постараемся ответить на эти вопросы.
- Знакомство с биографией О.Н.Трубачева.
В октябре в нашем городе проводятся конкурсы по разным направлениям в рамках фестиваля «Дни русского языка», что стало доброй традицией в течение многих лет. Ребята читают стихи о русском языке, соревнуются в умении красиво писать слова и предложения, рисуют, пишут стихотворения и песни. Мы тоже принимаем активное участие в этом празднике. И посвящены они известному ученому-лингвисту.
Об Олеге Николаевиче Трубачёве расскажет нам Федичкина Анастасия.
- Выступление обучающейся /Из биографии учёного/. Слайды 3-5
«Наш земляк и выдающийся ученый».
Олег Николаевич Трубачёв родился 23 октября 1930 года в Сталинграде, в семье врача. В 1942 г. ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. Первое время жили в Горьком, в 1944году после освобождения Украины поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и в 1947г. поступил в университет.
Он рано обратил на себя внимание преподавателей и сокурсников способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Выпускником университета он знал уже более десятка языков.
Продолжать образование приехал в Москву в 1952, где вначале работал корреспондентом иностранного отдела “Комсомольской правды” и параллельно учился в аспирантуре Института славяноведения. Уже год спустя он перешел на очное обучение.
В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г. по приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского языка, О.Н.Трубачёв создал и возглавил в этом институте сектор этимологии, которым руководил в течение 40 лет– до конца жизни.
В 1974 году вышел первый том “Этимологического словаря”, а сегодня на полках специалистов стоят уже 30 выпусков словаря. Вплоть до 13 тома всю составительскую работу вёл один Олег Николаевич, лишь позднее к нему присоединились уже набравшие опыт сотрудники его сектора.
-Что нового вы узнали о Трубачеве?
- Анализ слова ОКО из «Этимологического словаря славянских языков» Трубачёва.
- Работа с текстом сочинения.
В прошлом учебном году наша ученица Калиновская Елизавета заняла первое место в районном конкурсе сочинений «Язык – это океан».
-Спишите последний абзац и объясните графически орфограммы.
+Сердце, этимология, словесного, простых, скрывается, русского.
Какое новое слово вам встречается?
Объясните его значение.
- Работа над страницами этимологического словаря.
-Обратим внимание на новое слово «этимология». Что оно обозначает в различных словарях, в учебнике? Прочитайте. Слайд 6. Обратимся к страницам учебника.
-Прочитайте словарную статью и дайте определение слову этимология. Найдите на страницах словаря, который лежит перед вами. /Учение об истинном, исходном значении слова./Продолжите предложение. Слайд 7
Интер. доска- ученик.
Этимологиясущ – учениесущ об истинном, исходном значении слова. /Выполните синтаксический разбор предложения/
-Почему ставится тире?
-Запишите однокоренные слова к новому понятию.
Этимология, этимологический, этимолог.
-Выделите корень. Какое слово является проверочным? Подчеркните.
- Анализ слов
-История образования слова МАМА?
-О каких родственниках вы также можете узнать на страницах этимологического словаря? Прочитайте.
+Дядя, папа.
- Из истории слов. Слайд 8
-Объясните разницу в написании. Историю какого слова вы можете узнать с помощью этимологического словаря?
Составьте предложения с данными словами.
+Солнце – это звезда. Сегодня ярко светит солнце.
Земля – это наша планета. На земле лежат жёлтые листья.
-Подчеркните грамматическую основу.
- Рефлексия.
-Какая наука изучает происхождение слова?
-Почему так важно знать историю слова, его происхождение?
-Сделайте вывод: что значит «этимология – душа слова?
Что больше всего запомнилось из урока? Что нового узнали?
Закончить урок хочется словами О.Н.Трубачева из статьи «Меняющийся мир и вечные слова»: «Хочется верить, что душа слов не погибнет в обыденной, повседневной жизни. Как бы ни менялся мир – над людьми всегда будет светить Солнце, они всегда будут с Надеждой ждать нового Дня, радоваться Свету и ходить по такой родной и милой Земле».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К изучению поэмы "Мертвые души". Слово в защиту госпожи Маниловой.
Так ли просты и понятны герои книг? Иногда малозначительная деталь может изменить представление о персонаже....
Душа слова. (Этимология, 5 класс)
Душа слова. (Этимология) Открытый урок в 5 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»Сопровождается презентацией....
Классный час о вреде сквернословия - ток-шоу "Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова"
Классный час о вреде сквернословия для учащихся 9 -11 классов....
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....
Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"
Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой....
Душа слова (урок русского языка в 5 классе)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Урок в рамках городского фестиваля "Дни русского языка" им. О.Н. Трубачева, дается первоначальное представление об этимологии. Учитываетс...