Душа слова. (Этимология, 5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Душа слова. (Этимология) Открытый урок в 5 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»
Сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этимология слов. 5 класс | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Душа слова
Открытый урок в 5 «Б» классе в рамках
городского фестиваля «Дни русского языка»
Учитель Лейко О.А.
Дата проведения 16 октября 2013 г.
Цель урока: воспитание интереса к изучению этимологии, обогащение представлений учащихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа.
Задачи урока:
-способствовать развитию мыслительно-речевой деятельности учащихся, умению обобщать, логически верно излагать свои мысли;
-способствовать раскрытию творческих способностей;
-воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.
Оборудование: этимологический словарь, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал, слайды.
Ход урока:
Слайд 1. Душа слова. Путешествие в этимологию.
Слово учителя.
Слово… Как много таится в этом удивительном создании человечества! Трудно себе представить жизнь без слов, без языка. Душа слова… Как вы думаете, что это значит: душа слова?
Да, это то, что вложил каждый человек, мастер слова, поэт или писатель, сочинитель в свое творение.
Наш урок мы проводим в рамках городского фестиваля «Дни русского языка». Посвящен этот фестиваль О.Н.Трубачеву, известному лингвисту, слависту, составителю и переводчику многотомного этимологического словаря русского языка.
Слайд 2. Портрет О.Н.Трубачева.
Этимология. Что вы знаете об этой науке?
(Этимология – наука, которая изучает происхождение слов)
На нашем открытом уроке мы совершим с вами путешествие в страну Этимология.
Давайте познакомимся с этимологическим словарем.
Найдите слово «победа». Расскажите, что вы узнали из словаря.
(Обучающийся работает со словарем)
Слово учителя. История нашего языка уходит в далекое прошлое.
Слайд 3. Алфавиты кириллицы и глаголицы.
Древнерусский язык - это язык восточных славян, который примерно 1, 5 тысячи лет тому назад выделился из общеславянского языка. Древнерусским этот язык называется потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из неё позднее (примерно 600 лет назад) выделяются русская, украинская и белорусская народности. Поэтому так похожи русский, украинский и белорусский языки. К древнерусской лексике относятся такие слова, которые являются общими для всех восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского). Вот примеры древнерусских слов: дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.
(Рассказ обучающегося о слове «победа»)
Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.
Слайд 4. Слова украинские и белорусские.
Попробуйте перевести данные слова
Нiч (укр), дзень (белор), бiлий (укр), бегаць (белор.),хазяїн (укр.) багатий ( укр.) шырокі (белор.), агонь (белор.)
Слайд 5. Олимпийский огонь.
Слово нашим юным этимологам. Они узнавали о словах, связанных со спортом, и расскажут о них.
Слайд 6. Слова эстафета, стадион.
(Выходят обучающиеся и рассказывают о словах эстафета, стадион, лыжи, сани, хоккей, велосипед, мяч.)
Слайд 7. Слова лыжи, сани, хоккей, велосипед, мяч.
А теперь наша физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал.
Что означают слова, называющие дни недели? Об этимологии этих слов вы узнаете дома. Это ваше домашнее задание.
Слово… Как много оно значит! А порой может и рассмешить нас. Давайте прочитаем стихотворение.
Слайд 8. Стихотворение.
Читаем по цепочке по каждой нашей строчке. Смешно, но этого и добивался автор стихотворения, вкладывая свою душу. «Соберите» строчки правильно.
Слово учителя.
Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
В нашем классе есть такие ученики, которые не только увлекаются этимологией, но и сами сочиняют. Слово Юркиной Але.
(Ученица читает стихотворение собственного сочинения)
Слово учителя.
Слайд 9. Высказывание о языке.
В одной из бесед О.Н.Трубачев сказал: «…Язык –это глыба, это океан, и он имеет огромные глубины…Русский язык глубок и многослоен…» Наверное, каждый согласится, что великолепие нашего языка заключается и в выразительных средствах, и в многообразии лексики. Относитесь к слову бережно, любите свой язык, свою речь.
Наш урок мы завершим стихотворением поэта В.Шефнера.
(Ученица читает отрывок из стихотворения)
Вадим Шефнер
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Дополнительные материалы к уроку.
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Казалось бы, чего проще объяснить происхождение слова близорукий: это человек, который не видит дальше своей (вытянутой) руки!
Но, как мы уже видели, легко ошибиться… Лексема близорукий восходит к древнерусскому близозоръкъ – сложному слову, образованному от слов близко (близо) и зоркыи («видящий»). Даже ныне в некоторых русских диалектах можно встретить слово близорокий, что также говорит в пользу нашего утверждения. Слово близозоркий (близозоркыи) с течением времени утратило один из повторяющихся слогов –зо-1 и под влиянием народной (ложной) этимологии2 сблизилось со словом рука. Таким образом, слово близорукий этимологически никакого отношения к слову рука не имеет.
Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.
Выясните, правда ли, что слово врач образовалось от слова врать?
Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам?
Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть?
Сколько слов из списка содержат общий корень:
высотный, полтораста, сотник, сотовый, стократный, сторожевой, трехсотлетие?
В русском языке есть сочетание синие чернила. С точки зрения этимологии и самой элементарной логики, это сочетание противоречиво.
Народная и детская этимология.
Обычно люди начинают свои этимологические изыскания уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), копатка (лопатка), копоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
«Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!», «Мы ходим на прогулку, — мы прогульщики!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час о вреде сквернословия - ток-шоу "Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова"
Классный час о вреде сквернословия для учащихся 9 -11 классов....
Урок "Этимология слов" (6 класс)
Урок «Этимология слова» ориентирован на учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Цель урока – познакомить школьников с понятием «этимология», со специфиче...
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....
Душа слова (урок русского языка в 5 классе)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Урок в рамках городского фестиваля "Дни русского языка" им. О.Н. Трубачева, дается первоначальное представление об этимологии. Учитываетс...
Урок по теме "Этимология – наука о происхождении слов", 6 класс
Урок со всеми приложениями, презентацией....
Конспект урока "Этимология слова" 6 класс
Урок призван познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистически...