Авторская программа "Диалог культур" для учащихся 10-11 классов (профильная подготовка).
рабочая программа по литературе (10, 11 класс) на тему
Программа элективного курса «Диалог культур» разработана для обеспечения профильной подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения и обучения по гуманитарному направлению художественно-эстетического профиля и рассчитана на 2 года обучения (136 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_dialog_kultur.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа "Диалог культур" для учащихся 10-11 классов (профильная подготовка).
Составители программы:
Бескровная Нина Сергеевна, директор государственного учреждения культуры «Мемориальный музей-усадьба имени Н. А. Ярошенко», заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Норазян Алмаста Николаевна , заместитель директора муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 по учебно-воспитательной работе города –курорта Кисловодска ,учитель русского языка ,литературы и мировой художественной культуры высшей категории.
История появления программы «Диалог культур».
В 1992 году в средней общеобразовательной школе был открыт 10 гуманитарный класс с углубленным изучением русского языка, литературы, мировой художественной культуры. Кроме того, директором школы Ковалевым И.Б. был заключен договор с Пятигорским государственным институтом иностранных языков на получение образовательных услуг старшеклассниками и дальнейшее их обучение в вышеназванном институте при условии успешной учебы без вступительных экзаменов. Опыт удался: 47% выпускников школы продолжили обучение в институте иностранных языков города Пятигорска.
Но времена внесли свои коррективы, невыгодный для института договор был расторгнут. А дети, принятые в новый гуманитарный класс, продолжали учиться в школе. Тогда-то, в 1995 году, и были распахнуты двери гостеприимной усадьбы художника Н. А. Ярошенко для старшеклассников средней школы №14. Известный памятник культуры находился тогда в стадии восстановления: шло строительство, делался капитальный ремонт помещений. Но директор музея Бескровная Н.С. нашла место для занятий наших детей. А сколько дней рождения учеников мы отметили на «Белой вилле», сколько творческого потенциала открыли в наших старшеклассниках, сколько ребят просто поверили в себя, прикоснувшись к миру прекрасного!
Директор школы заключил договор с директором музея об обучении учащихся 10-11 классов на базе музея-усадьбы. Мною и Бескровной Ниной Сергеевной была составлена программа «Диалог культур», утвержденная научным Советом музея-усадьбы имени Н. А. Ярошенко.
Наши выпускники по окончании курса наряду с аттестатами о среднем общем (полном) образовании получали удостоверения экскурсоводов. Многие из них продолжили работу в музее, обучаясь заочно в различных гуманитарных вузах.
Со временем программа претерпела некоторые изменения в связи с тем, что коллектив школы под руководством директора Низиволик Т.Г. выбрал художественно-эстетический профиль для учеников старшей ступени, и в связи с тем, чтобы не повторялись в программе темы, изучаемые в курсе «Мировая художественная культура».
С тех пор прошло 17 лет, многое изменилось, а программа жива и сегодня, благодаря подвижничеству взрослых, которые не безразличны к будущему поколению. Программа «Диалог культур» продолжает свой диалог с учениками, развивая детей, давая им новые знания, воспитывая в них добрые чувства.
Содержание программы элективного курса «Диалог культур».
1. Пояснительная записка.
2.Концепция (основная идея) программы.
3.Обоснованность.
4. Цели, задачи, основные принципы.
5.Планируемые результаты.
6.Структура программы.
7.Тематический план.
8.Методы и формы реализации программы.
9.Критерии успешности занятий.
10.Система оценки достижений учащихся.
11.Способы проверки результатов освоения программы.
12.Условия реализации программы, кадровое обеспечение.
13.Знания и умения в процессе изучения курса программы.
14.Список используемой литературы для учителя и учащихся.
15.Заключение.
«Я пишу то, что дает мне жизнь в данное время, мимо чего равнодушно пройти не могу…»
Н. А. Ярошенко
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Диалог культур» разработана для обеспечения профильной подготовки учащихся 10-11 классов общеобразовательного учреждения и обучения по гуманитарному направлению художественно-эстетического профиля и рассчитана на 2 года обучения (136 часов).
Концепция (основная идея) программы – дать учащимся профильных 10-11 классов общеобразовательной школы гуманитарное, эстетическое, художественное образование, используя исторические, художественные и литературные материалы кисловодского музея имени
Н. А. Ярошенко.
Овладение информацией, знаниями проходит через эмоциональное, личностное восприятие, через проживание эпохи в процессе не только школьного, но и музейного урока. Тем самым закладывается основа для решения задач художественного восприятия в широком и углубленном гуманитарном контексте.
В цикл «Диалог культур» входят следующие дисциплины:
1. Музей - усадьба имени Н.А. Ярошенко в истории Кисловодской слободы.
2. Город-курорт в истории Российского государства.
3. Христианская религия как основа культуры и мироощущения человека.
4. Архитектура и усадебная культура России.
5. Природа Кавказа в произведениях русских художников, поэтов и писателей второй половины ХIХ века.
6. Уроки в музейной экспозиции.
7. Товарищество передвижных художественных выставок и роль Н.А. Ярошенко в их деятельности.
8. Ярошенковские субботы: музыка, стихи, картины. Приобщение к высокой культуре общения.
9. Анализ произведений живописи, литературы, музыки.
10. Проектные и исследовательские работы.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Новизна программы в концентрации материала, освещающего идеи разных периодов истории живописи, русской живописи ХIХ века, имеющие актуальное значение для духовно-нравственного, эстетического, творческого воспитания учащихся.
Концепция курса - основана на методологических положениях, согласно которым приоритет отдается изучению русской художественной культуры второй половины ХIХ века.
Исходя из этого в программе:
а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства различных видов и жанров;
б) рассматривается становление русской художественной культуры, включая историю города Кисловодска;
в) произведения русских мастеров представлены в контексте русских национальных
духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии;
г) программа дает краткое художественно-эстетическое образование, позволяющее ознакомиться с разными видами искусств, прикоснуться к духовным наследиям предыдущих поколений, ориентироваться в многообразии направлений искусства.
д) программа включает новые для учащихся знания (стили, направления, дизайн, синтетические виды искусства), не содержащиеся в базовых программах.
Данная программа не дублирует курс мировой художественной культуры, поэтому в программе нет упоминаний о многих памятниках древнерусской культуры. В материал включены темы, касающиеся русской литературы, живописи, архитектуры и музыки, кроме того в программу включены темы касающиеся истории русской усадьбы и ландшафтного дизайна. Принципиальным для данной программы является именно диалог разных видов искусств, связанных с знаменательными страницами культурной жизни России второй половины ХIХ века.
Программа обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических предметов, способных решать современные задачи развития личности в целом.
В системе нравственного воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, знать и беречь культурное наследие своего города, края, страны способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Но самое главное, программа знакомит учащихся с культурным наследием города, позволяя напрямую соприкоснуться с творчеством художников, писателей, музыкантов, архитекторов, при исследовании подлинных работы мастеров.
В процессе реализации программы «Диалог культур» происходит углубление и расширение содержания базовых программ основной школы по изобразительному искусству, программ факультативных курсов по мировой художественной культуре, литературе.
Предполагается, что старшеклассники при знакомстве с данным курсом, при проведении музейных уроков приобретут опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыт художественно-творческой деятельности и смогут анализировать произведения живописи в прямой связи с историей России, произведениями русской литературы, проводить экскурсии по залам музея-усадьбы имени Н.А. Ярошенко.
Большое значение имеет развитие собственного отношения обучающихся и самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни людей.
Элективный курс повышает вероятность осознанного выбора выпускника средней школы художественно-эстетического направления гуманитарного профиля профессии, связанной с культурологией.
Цели, задачи, основные принципы:
Цели программы «Диалог культур»:
-формирование целостного представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества, развитие личности в духовно-нравственном плане, приобщение к культурному наследию России, к общечеловеческим этическим и эстетическим ценностям;
-раскрытие творческих способностей школьника его мышления и познавательной деятельности;
-овладение гуманитарной информацией, необходимой для развития потребностей и навыков образования в различных областях их интересов;
-постижение учащимися особой роли, места и характера русской литературы в сфере искусства;
-культурологическое образование с опорой на достоинства свободы выбора, творчества и характера изобразительного искусства в сфере гуманитарной культуры.
Задачи программы:
- повышение интереса учащихся к художественно-эстетическому направлению;
- развитие творческих способностей учащихся;
-создание условий для положительной мотивации к выбору будущей профессии художественно-эстетического направления.
Планируемые результаты.
При изучении курса предполагается развить следующие способности учащихся:
- восприятие искусства как неотъемлемой части жизни;
-развитие мыслительной деятельности;
-овладение навыками анализа произведений изобразительного искусства;
-умение заинтересовать других культурным наследием города;
-проектирование и защита собственных изыскательских работ;
Практически на каждом уроке цикла «Диалог культур» происходит общение учитель – ученик- учитель, в форме дискуссий, последовательного усвоения знаний.
Диалектическая логика восхождения к восприятию прекрасного заключается в установлении соответствия между темами программы, их художественно-эстетическим замыслом, психолого-педагогической основой и задачами профессиональной ориентации обучающихся, решаемыми в рамках каждой темы. Программа дает возможность проведения исследований (поисково –исследовательская деятельность произведений искусства). (Тематический план. Приложение 1).
Методы и формы реализации содержания элективного курса «Диалог культур».
Содержание курса реализуется на основе следующих методов: обобщения, проблемно-поискового, проектного метода, что оптимизирует процесс «движения в профессию», помогает формировать самостоятельные взгляды, способствует творческой реализации личности учащегося.
Уроки проводятся в форме лекций, диспутов, бесед, круглого стола, экскурсий, музейных уроков. Занятия проводятся в следующих формах:
-лекции, беседы;
-проблемно-поисковая деятельность;
- свободная дискуссия;
- круглый стол с использованием презентаций;
-экскурсии;
-защита проектов.
Реферат, тестирование, защита проекта или исследовательской работы, которыми завершается изучение курса, являются формой отчетности старшеклассников. (Приложение 2).
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними, исследовательской работы по произведениям искусства, разработки экскурсий по залам музея, а также выполнения реферата на одну из предложенных тем. .(Приложение 2).
Приложение 2.
«Трехмерное измерение в живописи и архитектуре».
«Искусство как язык межнационального общения».
"Непреходящая сила искусства».
«Профессия – экскурсовод».
«Меценатство-порыв души».
«Связь живописи и музыки».
«Живопись в литературе».
«Диалог культур. Как услышать его?»
Система оценки достижений учащихся:
-знакомство с истоками произведений искусства;
-умение сравнивать, обобщать и делать выводы;
-продолжение работы по исследованию произведений.
Ожидаемый результат состоит в положительной динамике развития личности школьника, его воображения, способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям, в участии в конкурсах, фестивалях, во Всероссийских олимпиадах по искусству.
Условия реализации программы:
Для реализации программы имеются соответствующие материалы и принадлежности.
Для учителя:
- мультимедийное оборудование, автоматизированное рабочее место учителя.
-таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
-материалы по истории искусств;
-художественно-графические материалы;
-цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Реализуется данная программа учителем литературы и мировой художественной культуры школы и научными сотрудниками музея имени Н. А. Ярошенко.
Программа реализуется за счет часов, отведенных на вариативную часть Учебного плана школы для 10-11 классов из расчета 2 часа в неделю для 10 класса и 2 часа в неделю для 11 класса.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
-обеспечение материально-технической базой;
-посещение театров, экскурсии по музеям города, встречи с интересными людьми;
-взаимное общение учащихся из различных художественных коллективов города;
-участие в конкурсах, олимпиадах;
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
-виды и жанры искусства;
-основы изобразительного искусства;
-структуру экскурсии;
-сведения о разных видах искусства;
-имена великих мастеров русского искусства.
уметь:
-осознавать место искусства в жизни человека;
-создавать проекты – импровизации, структуру экскурсий;
-выражать своё личное отношение к произведениям искусства;
-создавать презентации;
-заниматься проектной деятельностью.
Дополнительная литература, цифровые образовательные ресурсы для учителя и учащихся необходимые в процессе изучения профильного курса «Диалог культур»:
Басина Н.К. «С кисточкой и музыкой в ладошке». – М., 1997. Журнал «Изобразительное искусство в школе». – М., 2005, №5,7.
Журнал «Юный художник». 1988. 1995 № 3,4.5,
Журнал «Изобразительное искусство в школе». – М., 2005, №5,7.
Копцева Т.А. «Формирование образного восприятия». – М., 1990.
Коротеева Е.И. «Искусство и ты». – М., «Просвещение», 1997.
Никанорова Н.Д. «Наглядные пособия для занятий изобразительным искусством». – М., 1998.
Неменский Б.М. «Мудрость красоты», программа «Изобразительное искусство и художественный труд». – М., «Просвещение», 1987.
Сокольникова Н.М. «Основы живописи». – Обнинск, «Титул», 1996.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции». – Обнинск, «Титул». 1996.
Хижняк Ю.П. «Как прекрасен этот мир». – М., 1986.
Цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники по видам искусства:
Цифровые образовательные ресурсы «Русский музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина».
Цифровые образовательные ресурсы «Шедевры мирового изобразительного искусства».
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2003.
Мосина В. Р., Мосина В. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Науменко Т.Н., Алеев В.В. Дневник музыкальных размышлений. – М.: Дрофа, 2001.
Солодовников Ю.А. «Человек в мировой художественной культуре».
Заключение.
Бережное отношение учителя к ученику, как к равноправному собеседнику, к его умениям высказывать свое мнение, делать выводы, обобщать, сопоставлять, анализировать – вот основные слагаемые успеха, и поэтому учебный материал курса учащиеся помнят и легко восстанавливают в памяти.
С первых занятий по программе важно использовать интерес учащихся к искусству, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности, на уроке. Музейные занятия красоты и добра, знакомство с творческим наследием великих художников, архитекторов, музыкантов, поэтов и писателей останутся в памяти старшеклассников на всю жизнь и сделают их высоконравственными людьми, любящими свою Россию, умеющими беречь ее культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для учащихся 9, 11 классов для подготовки к государственной (итоговой) аттестации
Руководство для учащихся 9-11 классов включает в себя несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам и т.д....
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...
Формирование у учащихся социально-экономического класса профильных компетенций при изучении английского языка.
В статье рассматриваются профильные компетенции социально-экономического класса и как они формируются на уроках английского языка, который является базовым. Процесс обучения построен таким образом, чт...
учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению
. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА)....
Рабочая программа по математике для учащихся 10-х классов (профильный уровень)
Рабочая программа по математике для учащихся 10-х классов(профильный уровень)...
Совершенствование преподавания русского языка в старших классах. Профильная подготовка учащихся. Элективные курсы
Выступление на секции учителей русского языка и литературы РМО, 2011 г. ...
Оценка результатов мониторинга качества знаний учащихся 11"Б" класса профильный уровень
Оценка результатов мониторинга качества знаний учащихся 11"Б" класса профильный уровень...