Разработка урока "Буквы а - о в корне -РАСТ- / -РОС -."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока "Буквы а - о в корне -РАСТ- / -РОС -.Буквы а - о в корне -РАСТ- / -РОС -"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_5_klass_fgos_1.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс 5
Тема урока: Буквы а - о в корне -РАСТ- / -РОС -.
Характеристика класса: класс, мотивированный на успешное освоение учебного материала, 20 % учатся на «отлично», 50 % - на «4» и «5». Предмет преподаётся на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник «Русский язык 5 класс часть 2», автор Т.А. Ладыженская, М. «Просвещение», 2012; рабочие тетради; компьютер, медиа-проектор, словари русского языка.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель урока:
Обучающая: формировать умение выбирать гласный в корне в зависимости от конечных согласных корня; создать условия для формирования интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.
Развивающая: развивать навык грамотного письма, правильной речи; развивать аналитическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; обучать умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: стремление обучающихся к речевому самосовершенствованию; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные: познавательные - оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, строить суждения, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, работать со схемами, оценивать свою работу; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу и стараться её выполнить, определение общей цели и путей её достижения, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в совместной деятельности.
Предметные: знать условия выбора гласных о и а в корне -рос-/-раст- ; правильно писать буквы о и а в корне –рос-/-раст-; графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный вопрос, составление опорной схемы; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.
- Организационный момент
Цель: создание позитивного настроя, формирование позитивной мотивации и роста интереса к учебной деятельности; организация внимания обучающихся.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Приветствуют учителя, слушают музыку и совершают ритмичные движения под музыку. Слушают учителя, оценивают свой настрой на урок. | Приветствует обучающихся и включает весёлую музыку для создания эмоционального позитивного настроя на изучение учебного материала. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
- Проверка домашнего задания.
Цель: проверить выполнение домашнего задания, выявить имеющиеся знания по теме, заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать на уроке комфортную рабочую атмосферу для дальнейшей деятельности.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети зачитывают текст, который у них получился (упр.450). Рассказывают теоретический материал, приводя примеры слов с корнями -ЛАГ-/-ЛОЖ- из собственных текстов. | Учитель глубоко и всесторонне проверяет знания 1 - 3 учащихся, выявляет причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулирует опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. | Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к созданию собственных текстов. Метапредметные: Соблюдать в практике речевого общения изученное орфографическое правило; свободно, правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность и др.), основные нормы современного литературного русского языка и изученные правила орфографии и пунктуации; редактировать собственный текст, осуществлять самопроверку письменного текста. Предметные: Закрепление правильно писать гласные в корнях –-ЛАГ-/-ЛОЖ-, графически обозначать условия правильных написаний. |
- Объявление темы и целей урока (целеполагание).
Цель: создание условий для осмысления обучающимися своей цели для достижения результатов на уроке.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Соглашаются помочь Джони стать исследователем. Находят в словаре словарную статью «Исследование», «Исследовать». Обучающиеся зачитывают словарную статью вслух. Примерные ответы детей: -научиться правильно писать гласный в корне -рос-/-раст-(-ращ-); - стать более грамотными людьми; - понять тему; - узнать новое. | Предлагает обучающимся выступить в роли исследователей русского языка. Создаёт проблемную ситуацию. - На электронную почту нашей школы пришло письмо из далёкой заморской страны от мальчика Джони. Он хочет стать исследователем, но не знает, что такое исследование и как им заниматься. Поможем ему в этом? Чтобы помочь Джони, и нам с вами нужно узнать, что такое исследование. Для этого обратимся к словарю, например, к словарю русского языка С.И. Ожегова. 3. Тема нашего занятия «Буквы а - о в корне -раст- / - рос-». Мы сегодня подвергнем научному рассмотрению такое языковое явление, как чередующиеся гласные в корне. - Ребята, какие цели мы сегодня поставим перед собой? - Познакомьтесь с планом урока (учитель включает слайд): 1. Анализ слов с корнями –рос-/-раст-(-ращ-), выявление закономерностей. 2. Сопоставление полученных данных результатов исследования с теоретическим материалом учебника. 3. Игра «Орфографическое лото». 4. Работа в группах «Кто больше?» 5. Работа с учебником упр. 454 (работа в парах). 6. Составление опорной схемы. 7. Заполнение листка контроля. 8. Итог урока. 9. Домашнее задание. | Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию, планирование учебного сотрудничества, интерес к изучению русского языка. Метапредметные: Осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; умение пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). Предметные: Знать о назначении толкового словаря, анализ языкового материала с целью выявления закономерностей; подведение под понятие; целеполагание. |
- Изучение нового учебного материала.
Цели: создать условия для освоения обучающимися новой темы; выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.
Задачи: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Дети анализируют слова, замечают закономерности. Буква А пишется в корнях -РАСТ-/-РАЩ-, а буква О – в корне –РОС- . Ответ детей: --- Выбор буквы зависит от конечного согласного. А пишется перед СТ и Щ, О – перед С. Обучающиеся записывают слова-исключения в тетрадь. Дети называют непонятные им слова, значение которых они не знают. Обучающиеся работают со словарями в парах. Результаты работы:
Дети читают правило на странице 35. | Учитель включает слайд со словами перед обучающимися. Вопросы учителя: - Подумайте, от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? Какие вы заметили закономерности? - Сравните свои выводы с теоретическим материалом учебника, насколько они оказались верны? - Во многих правилах русского языка есть исключения. Обратите внимание на слайд и запомните слова – исключения. - Запишите слова-исключения в тетрадь. - Скажите, значение всех слов вам понятны? _ Найдите значения этих слов в словаре. - Прочитаем вслух результаты ваших поисков. - Вот мы с вами и побывали в роли исследователей, и нам теперь есть что написать нашему юному другу Джони. Мы узнали, что значит исследовать и сами смогли вывести правило правописания букв О и А в корнях -РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-. - Давайте хором его ещё раз прочитаем. | Личностные: Стремление к речевому самосовершенствованию, планирование учебного сотрудничества, интерес к изучению русского языка. Метапредметные: Осознавать роль слова для выражения мыслей; умение пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию). Предметные: анализ языкового материала с использованием словарей; опознавать морфемы –рос-/-раст-(-ращ-); правильно писать и объяснять условия выбора написаний гласных в корнях –рос-/раст-(-ращ-). |
- Закрепление учебного материала
Цель: закрепить умение правильно определять выбор букв о – а в корнях –рос-/-раст-(-ращ-).
Задания «Орфографическое лото» и «Соревнование корней» провести на выбор одно, можно выбрать по желанию детей.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Спикеры каждой из групп зачитывают слова и озвучивают их количество. Обсуждение результатов. 3. Обучающиеся работают в парах, составляют текст по заданию учебника. Затем 2-3 ученика представляют свои работы. Остальные обучающиеся слушают и после каждого прочтения текста высказывают своё мнение и замечания, исправляют тексты, если допущены ошибки. 4. Обучающиеся строят опорные схемы в тетрадях самостоятельно, слабые ученики опираются на материал учебника. Кто правильно справился с заданием выходит к доске и строит опорную схему. Остальные обучающиеся комментируют, вносят (если необходимо) предложения по составлению схемы. | 1. «Орфографическое лото» - перед вами карточки со словами и набор букв О и А. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номер и оглашает его. Участники игры – обучающиеся- закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски. ИЛИ 2. «Соревнование корней» - Ребята, сейчас мы с вами устроим «Соревнование корней»! Для этого нужно разделиться на три группы - «РОС», «РАСТ», «РАЩ». Задание: Каждая группа должна образовать от своих корней при помощи приставок и суффиксов как можно больше слов. 3. РЕБЯТА, открываем учебники на странице 36, упражнение 454. Внимательно прочитайте задание. -Что нужно сделать? - Правильно, нужно составить текст, используя предложенные нам предложения. Работаем в парах, затем зачитываем получившиеся тексты. Не забываем выделять орфограммы, образец выделения орфограммы находится на форзаце учебника и на странице 35. 4. Составление опорной схемы. - Составим опорную схему» Правописание букв О-А в корнях – РОС-/-РАСТ- (-РАЩ-) - Ребята, кто затрудняется в составлении схемы самостоятельно, тот может опираться на таблицу учебника (параграф 85, стр.34) - | 1. Личностные: интерес к русскому языку и его богатству. Метапредметные: адекватно понимать фактуальную информацию, определять последовательность действий. Предметные: правильно определять выбор гласной в корнях –рос-/-раст-(ращ-). 2. Личностные: сотрудничество, достаточный объём словарного запаса. Метапредметные: Оценивание чужого высказывания, аргументирование своей оценки, владение нормами речевого этикета. Предметные: опознавать морфемы –рос-/-раст-(-ращ-); правильно писать и объяснять условия выбора написаний гласных в корнях –рос-/раст-(-ращ-). 3. Личностные: Самостоятельно составлять текст, опираясь на представленные в упражнении предложения; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; сотрудничество. Метапредметные: Соблюдать в практике речевого общения изученное орфографическое правило; свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста(логичность, последовательность, связность и др.), основные нормы современного литературного русского языка и изученные правила орфографии и пунктуации; редактировать собственный текст, осуществлять самопроверку письменного текста. Предметные: Закрепление правильно писать гласные в корнях –рос-/-раст- (ращ-), графически обозначать условия правильных написаний. 4. Личностные: использование норм речевого этикета в речевой практике; интерес к изучению языка. Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текста (слабые учащиеся), содержащего теоретические сведения; осуществлять анализ и синтез изучаемых орфографических явлений. Предметные: закрепить умение систематизировать изученный материал. |
4 этап. Рефлексия. Итог урока.
Цель - формирование умений рефлексировать пройденный материал; осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса; дать анализ успешности усвоения знаний.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
2. Ответы обучающихся. Формулируют цели, поставленные в начале урока. - Мы анализировали слова с корнями –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-), сравнивали свои результаты с теоретическим материалом учебника; Результаты совпали. - Играли в «Орфографическое лото». - Работали в парах, группах, образовывали слова с корнями –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-). - Составляли текст по упр. 454. - Составляли опорную схему. |
Вопросы: - Различаю корни –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-). - Образую слова с корнями –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-). - Составляю текст со словами, в которых есть корни –РОС-/-РАСТ-(- РАЩ-). . - Какие трудности испытали при выполнении этого задания? 2. Итог урока. - Ребята, какие цели мы с вами поставили в начале урока? - Мы достигли цели? - Что мы для этого делали? -Чему научились? - какие задания вам особенно интересно было выполнять? - С каким заданием справились хорошо? - В каком задании испытали затруднения? - Как думаете почему? - Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали? Выставление оценок за урок. | 1.Личностные: способность к самооценке. Метапредметные: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме. Предметные: создавать письменное высказывание – ответ на поставленный вопрос. 2. Личностные: Оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы, стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: Свободно, правильно излагать свои мысли с учётом речевой ситуации; соблюдение норм современного русского литературного языка(орфоэпические, синтаксические и др.). Предметные: Осуществление осознанного выбора языковых средств в зависимости от коммуникативной цели и речевой ситуации. |
5. Задание на дом
Цель: закрепить правописание слов с чередующимися гласными О-А в корнях –РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-.
Задачи:
повторить материал по теме; развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к народным потешкам и поговоркам.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Записывают задание в дневник, открывают учебники на стр. 36 Ответы учеников. Дети опускают в корзину смайлик настроения (весёлый, грустный, удивлённый, озадаченный) | Параграф 85, упр. 455 - Откройте учебник на странице 36, прочитайте задание к упражнению 455. Скажите, как вы будете работать над заданием? - Не забудьте сначала прочитать теоретический материал учебника, вспомнить то, о чём мы говорили на уроке. Просмотрите опорную схему, повторите и запомните слова-исключения. Не забывайте правильно выделять орфограммы в словах с пропущенными буквами, образец , напоминаю, находится на форзаце учебника. - Дополнительное задание по желанию. Найдите ещё 3-4 пословицы в сборниках пословиц и поговорок, в которых есть изученная сегодня орфограмма, запишите их в тетрадь или отправьте на мой электронный адрес. - Желаю всем хорошего настроения и успехов на следующем уроке! Не забудьте смайлик настроения положить в корзину. | Личностные: интерес к русскому языку и его богатству. Метапредметные: Соблюдать в практике речевого общения изученное орфографическое правило; осуществлять самопроверку письменного текста. Предметные: Закрепление правильно писать гласные в корнях –рос-/-раст- (ращ-), графически обозначать условия правильных написаний. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры слов для карточек «Орфографического лото»
- Р…сла, р…стёт, р…стение, р…сточек, выр…с, разр…сся, выр…щу, водор…сли.
- Выр…сла, выр…стет, подр…сла, подр…стёт, разр…стаются, разр…сшийся, выр…щенный, перер…сту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"
Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: Правописание корней –раст,-ращ,-рос".
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"
Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"...
методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".
Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....