Разработка урока "Буквы а - о в корне -РАСТ- / -РОС -."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сарайкина Татьяна Сергеевна

Разработка урока "Буквы а - о в корне -РАСТ-  / -РОС -.Буквы а - о в корне -РАСТ-  / -РОС -"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_5_klass_fgos_1.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Класс  5

Тема урока: Буквы а - о в корне -РАСТ-  / -РОС -.

Характеристика класса:  класс, мотивированный на успешное освоение учебного материала, 20 % учатся на «отлично»,  50 % - на «4» и «5». Предмет преподаётся на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:  учебник «Русский язык  5 класс  часть 2», автор Т.А. Ладыженская, М. «Просвещение», 2012; рабочие тетради; компьютер, медиа-проектор, словари русского языка.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока:

Обучающая: формировать умение выбирать гласный в корне в зависимости от конечных согласных корня; создать условия для формирования интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку, любовь к правильной и красивой речи.

Развивающая: развивать навык грамотного письма, правильной речи; развивать аналитическое мышление; обогащать  словарный запас учащихся; обучать умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся; создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: стремление обучающихся к речевому самосовершенствованию;  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:   познавательные - оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, строить суждения, соотносить изученные понятия с примерами;  коммуникативные – умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, работать со схемами, оценивать свою работу; регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу и стараться её выполнить, определение  общей цели и путей её достижения, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в совместной деятельности. 

Предметные:  знать условия выбора гласных  о и а  в корне  -рос-/-раст- ; правильно писать буквы о и а в корне –рос-/-раст-; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, проблемный вопрос, составление опорной схемы; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

  1. Организационный момент

Цель: создание позитивного настроя, формирование позитивной мотивации и роста интереса к учебной деятельности; организация внимания обучающихся.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствуют учителя,

слушают музыку и совершают ритмичные движения под музыку.

Слушают учителя, оценивают свой настрой на урок.

Приветствует обучающихся и включает весёлую музыку для создания эмоционального позитивного настроя  на изучение учебного материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить выполнение домашнего задания, выявить имеющиеся знания по теме, заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать на уроке комфортную рабочую атмосферу для дальнейшей деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети зачитывают текст, который у них получился (упр.450). Рассказывают теоретический материал, приводя примеры слов с корнями  -ЛАГ-/-ЛОЖ- из собственных текстов.

Учитель глубоко и всесторонне проверяет знания 1 - 3 учащихся, выявляет  причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулирует  опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

Личностные:

Стремление к речевому самосовершенствованию,

интерес к созданию собственных текстов.

Метапредметные:

Соблюдать в практике речевого общения изученное орфографическое правило; свободно, правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность и др.), основные нормы современного литературного русского языка и изученные правила орфографии и пунктуации; редактировать собственный текст, осуществлять самопроверку письменного текста.

Предметные:

Закрепление правильно писать гласные в корнях –-ЛАГ-/-ЛОЖ-, графически обозначать условия правильных написаний.

  1. Объявление  темы  и  целей  урока (целеполагание).

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своей цели для достижения результатов на уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Соглашаются помочь Джони стать исследователем.

Находят в словаре словарную статью «Исследование», «Исследовать». Обучающиеся зачитывают словарную статью вслух.

Примерные  ответы детей:

-научиться правильно писать гласный в корне  -рос-/-раст-(-ращ-);

- стать более грамотными людьми;

-  понять тему;

-  узнать новое.

Предлагает обучающимся выступить  в роли исследователей русского языка.

Создаёт проблемную ситуацию.

-  На электронную почту нашей школы пришло письмо из далёкой заморской страны от мальчика Джони.  Он хочет стать исследователем, но не знает, что такое исследование и как им заниматься. Поможем  ему в этом?

Чтобы помочь Джони, и нам с вами нужно узнать, что такое исследование. Для  этого обратимся к словарю, например,  к словарю русского языка С.И. Ожегова.

3.

Тема нашего занятия «Буквы а - о в корне  -раст- / - рос-». Мы сегодня   подвергнем научному рассмотрению такое языковое явление, как чередующиеся гласные в корне.

- Ребята, какие цели мы сегодня поставим перед собой?

- Познакомьтесь с планом урока (учитель включает слайд):

1. Анализ слов с корнями –рос-/-раст-(-ращ-), выявление  закономерностей.

2. Сопоставление полученных данных результатов исследования с  теоретическим материалом учебника.

3. Игра «Орфографическое лото».

4. Работа в группах  «Кто больше?»

5. Работа с учебником упр. 454 (работа в парах).

6. Составление опорной схемы.

7. Заполнение листка контроля.

8.  Итог урока.

9. Домашнее задание.

Личностные:

Стремление к речевому самосовершенствованию, планирование учебного сотрудничества, интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; умение пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них  нужную информацию).

Предметные:

Знать о назначении толкового словаря, анализ языкового материала с целью выявления закономерностей; подведение под понятие; целеполагание.

  1. Изучение нового учебного материала.

Цели: создать условия для освоения обучающимися новой темы; выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

Задачи: проанализировать случаи чередования гласных о-а в корне - раст- // -рос-//-ращ-; научить распознавать слова с чередующимися гласными в корне, обосновывать выбор гласных; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети анализируют слова, замечают закономерности.  Буква  А пишется в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-, а буква О – в корне  –РОС- .

Ответ детей:

--- Выбор буквы зависит от конечного согласного. А  пишется перед СТ и Щ, О – перед С.

Обучающиеся  записывают слова-исключения в тетрадь.

Дети называют непонятные им слова, значение которых они не знают.

Обучающиеся работают со словарями в парах.

Результаты работы:

  1. Ростовщик – тот, кто даёт деньги в долг, под большие  проценты.
  2. Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.)2. Потомок, потомство(устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Дети читают правило на странице 35.

Учитель включает слайд со словами перед обучающимися.

Вопросы учителя:

-  Подумайте, от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? Какие вы заметили закономерности?

-  Сравните свои выводы с теоретическим материалом учебника, насколько они оказались верны?

- Во многих правилах  русского языка есть исключения. Обратите внимание на слайд и запомните слова – исключения.

-   Запишите слова-исключения в тетрадь.

-  Скажите, значение всех слов вам понятны?

_  Найдите значения этих слов в словаре.

-  Прочитаем вслух результаты ваших поисков.

- Вот мы с вами и побывали в роли исследователей, и нам теперь есть что написать нашему юному другу Джони. Мы узнали, что значит исследовать и сами смогли вывести правило правописания букв О и А  в корнях  -РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-.

-  Давайте хором его ещё раз прочитаем.

Личностные:

Стремление к речевому самосовершенствованию, планирование учебного сотрудничества, интерес к изучению русского языка.

Метапредметные:

Осознавать роль слова для выражения мыслей; умение пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них  нужную информацию).

Предметные:

анализ языкового материала с использованием словарей; опознавать морфемы –рос-/-раст-(-ращ-); правильно писать и объяснять условия выбора написаний гласных в корнях –рос-/раст-(-ращ-).

  1. Закрепление учебного материала

Цель:  закрепить умение правильно определять выбор букв о – а  в корнях –рос-/-раст-(-ращ-).

Задания «Орфографическое лото» и «Соревнование корней» провести на выбор одно, можно выбрать по желанию детей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

  1. Обучающиеся получают карточки со словами и закрывают пропуски букв фишками с буквами О и А.

  1. Организаторы групп контролируют и направляют  деятельность групп, хранители времени следят за временем.

Спикеры каждой из  групп зачитывают слова и озвучивают их количество.  Обсуждение результатов.

3.

Обучающиеся работают в парах, составляют текст по заданию учебника. Затем 2-3 ученика представляют свои работы. Остальные обучающиеся слушают и после каждого прочтения текста высказывают своё мнение и замечания, исправляют тексты, если допущены ошибки.

4.

Обучающиеся строят опорные схемы в тетрадях самостоятельно, слабые ученики опираются на материал учебника.

Кто правильно справился  с заданием выходит к доске и строит  опорную схему. Остальные обучающиеся комментируют, вносят  (если необходимо) предложения по составлению схемы.

1. «Орфографическое лото»

- перед вами карточки со словами и набор букв О и А. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номер и оглашает  его. Участники игры – обучающиеся- закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.

ИЛИ

2.

«Соревнование  корней»

- Ребята, сейчас мы с вами устроим «Соревнование корней»!  Для этого нужно  разделиться на три группы  - «РОС», «РАСТ», «РАЩ».

Задание:

Каждая группа должна образовать  от своих корней при помощи приставок и суффиксов  как можно больше слов.

3. РЕБЯТА, открываем учебники на странице 36, упражнение 454.  Внимательно прочитайте задание.

-Что нужно сделать?

- Правильно, нужно составить текст, используя предложенные нам предложения.

Работаем в парах, затем  зачитываем получившиеся тексты. Не забываем выделять орфограммы, образец выделения орфограммы находится на форзаце учебника и на странице 35.

4. Составление опорной схемы.

- Составим опорную схему» Правописание букв О-А в корнях – РОС-/-РАСТ- (-РАЩ-)

- Ребята, кто затрудняется в составлении схемы самостоятельно, тот может опираться  на таблицу учебника (параграф 85, стр.34)

-

1.

Личностные:   интерес к русскому языку и его богатству.

Метапредметные: адекватно понимать фактуальную информацию, определять последовательность действий.

Предметные:  правильно определять выбор гласной в корнях –рос-/-раст-(ращ-).

2.

Личностные: сотрудничество, достаточный объём словарного запаса.

Метапредметные:

Оценивание чужого высказывания, аргументирование своей оценки, владение нормами речевого этикета.

Предметные:

опознавать морфемы –рос-/-раст-(-ращ-); правильно писать и объяснять условия выбора написаний гласных в корнях –рос-/раст-(-ращ-).

3.

Личностные:

Самостоятельно составлять текст, опираясь на представленные в упражнении предложения; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; сотрудничество.

Метапредметные:

Соблюдать в практике речевого общения изученное орфографическое правило; свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста(логичность, последовательность, связность и др.), основные нормы современного литературного русского языка и изученные правила орфографии и пунктуации; редактировать собственный текст, осуществлять самопроверку письменного текста.

Предметные:

Закрепление правильно писать гласные в корнях –рос-/-раст- (ращ-), графически обозначать условия правильных написаний.

4.

Личностные:

использование норм речевого этикета в речевой практике; интерес к изучению языка.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текста (слабые учащиеся), содержащего теоретические сведения; осуществлять анализ и синтез изучаемых орфографических явлений.

Предметные: закрепить умение систематизировать изученный материал.

4 этап. Рефлексия.  Итог урока.

Цель - формирование умений  рефлексировать пройденный материал; осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса; дать анализ успешности усвоения знаний.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

  1. Заполняют листки контроля.

2.

Ответы обучающихся. Формулируют цели, поставленные в начале урока.

- Мы анализировали слова с корнями –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-), сравнивали свои результаты с теоретическим материалом учебника; Результаты совпали.

- Играли в «Орфографическое лото».

- Работали в парах, группах, образовывали слова с корнями –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-).

- Составляли текст по упр. 454.

- Составляли опорную схему.

  1. Заполнение листка контроля.

Вопросы:

- Различаю корни –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-).

- Образую слова с корнями  –РОС-/-РАСТ-(-РАЩ-).

- Составляю текст со словами, в которых есть корни –РОС-/-РАСТ-(- РАЩ-).

.

- Какие трудности испытали при выполнении этого задания?

 2.

Итог урока.

- Ребята,  какие цели мы с вами поставили в начале урока?

- Мы достигли цели?

- Что мы для этого делали?

-Чему научились?

- какие задания вам особенно интересно было выполнять?

- С каким заданием справились хорошо?

- В каком  задании  испытали затруднения?

- Как думаете почему?

- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Выставление оценок за урок.

1.Личностные:

способность к самооценке.

Метапредметные: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Предметные:

создавать письменное высказывание – ответ на поставленный вопрос.

2.

Личностные:

Оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы, стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:

Свободно, правильно излагать свои мысли с учётом речевой ситуации; соблюдение норм современного русского литературного языка(орфоэпические, синтаксические и др.).

Предметные:

Осуществление осознанного выбора языковых средств в зависимости от коммуникативной цели и речевой ситуации.

5. Задание на дом

Цель:  закрепить правописание  слов с чередующимися гласными О-А в корнях  –РОС-/-РАСТ-/-РАЩ-.

Задачи:

 повторить материал по теме; развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к народным потешкам и поговоркам.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают задание в дневник, открывают учебники на стр. 36

Ответы учеников.

Дети опускают в корзину смайлик настроения (весёлый, грустный, удивлённый, озадаченный)

Параграф 85, упр. 455

- Откройте учебник на странице 36, прочитайте задание к упражнению 455. Скажите, как вы будете работать над заданием?

- Не забудьте сначала прочитать теоретический материал учебника, вспомнить то, о чём мы говорили на уроке. Просмотрите опорную схему,  повторите и запомните слова-исключения. Не забывайте правильно выделять орфограммы в словах с пропущенными буквами, образец , напоминаю, находится на форзаце учебника.

-  Дополнительное задание по желанию. Найдите ещё 3-4 пословицы в сборниках пословиц и поговорок, в которых есть изученная сегодня орфограмма, запишите их в тетрадь или отправьте на мой электронный адрес.

- Желаю всем хорошего настроения и успехов на следующем уроке! Не забудьте смайлик настроения положить в корзину.

Личностные:   интерес к русскому языку и его богатству.

Метапредметные:

Соблюдать в практике речевого общения изученное орфографическое правило; осуществлять самопроверку письменного текста.

Предметные:

Закрепление правильно писать гласные в корнях –рос-/-раст- (ращ-), графически обозначать условия правильных написаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры слов для карточек «Орфографического лото»

  1. Р…сла, р…стёт, р…стение, р…сточек, выр…с, разр…сся, выр…щу, водор…сли.

  1. Выр…сла, выр…стет, подр…сла, подр…стёт, разр…стаются, разр…сшийся, выр…щенный, перер…сту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...

Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"

Методическая разработка урока для 5 класса "Буквы о - а в корне ( -раст-) - (-рос-)"...

методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-".

Методическая разработка для обучающихся 5 класса на тему: "Правописание корней -РАСТ-, -РАЩ- и -РОС-"....