Обобщающие таблицы по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Обобщающие таблицы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Leksika.doc | 33 КБ |
Morfologiya.doc | 70 КБ |
Orfografiya.doc | 110 КБ |
Predlozheniya.doc | 33.5 КБ |
Punktuaciya.doc | 93 КБ |
Slovosochetanie.doc | 39.5 КБ |
Sostav_slova.doc | 78 КБ |
Fonetika.doc | 50 КБ |
Chleny.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексика
Термин | Значение термина | Пример |
Лексика | Словарный запас языка |
|
Лексическое значении слова | То, что означает слово, его смысл | Землекоп – рабочий, который копает землю |
Лексикон | Словарный запас одного человека |
|
Однозначные слова | Слова, имеющие одно значение | Лиловый – |
Многозначные слова | Слова, имеющие несколько значений (имеющие сходные признаки по цвету, форме, назначению и т.д.) | Бирюзовый – |
Прямое и переносное значение слов | Прямое значение | Золотое кольцо |
Переносное значение | Золотая пшеница | |
Омонимы | Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению (сходных признаков нет) | Бор – сосновый лес Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебной практике |
Синонимы | Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи | Метель, пурга, буран Алфавит, азбука |
Антонимы | Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | Ранний – поздний Мягко – жёстко |
Предварительный просмотр:
Морфология
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Имя существительное
Имя существительное | самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? |
Имена существительные | бывают собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, мужского, женского или среднего рода, I, II или III склонения. |
Имена существительные | изменяются по падежам и числам. |
Имена существительные | В предложении бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами. |
Морфологический разбор
Про доброе дело говори смело.
I. Дело – сущ., обознач. предмет, (что?)
II. Н.ф. – дело.
Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р. II cкл.;
непост.призн.: в винит. пад., в ед. ч.
III. Говори (про что?) про дело.
Три склонения
Падежные окончания
Падежи | I скл. | II скл. | III скл. | на -ия | на -ий |
Род. п. (Кого? Чего?) Дат. п. (Кому? Чему?) Предл. п. (О ком? О чём?) | -и (-ы) -е -е | – – -е | -и -и -и | -и -и -и | – – -и |
Имя прилагательное
Имя прилагательное | самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? Каков? |
Имя прилагательное | может быть в краткой и полной форме. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже, в краткой форме – в роде и числе.
|
Имя прилагательное | В предложении чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.
|
Морфологический разбор
Русский язык
I . Язык ( какой? ) русский – прилаг., обознач. признак предм.
II . Н.ф. – русский; непост.; в полн.ф., в ед.ч., во м.р., в им.п.
Глагол
Глагол – | часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? |
Глаголы | бывают I и II спряжения, совершенного и несовершенного вида. |
Глаголы | изменяются по временам: бывают в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единств. ч.) и числам. |
Глагол | в предложении обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. |
Глаголы | могут быть неопределённой форме. Отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? В неопределенной форме могут иметь окончания |
Глаголы | бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос Что сделать? Сбегать. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делать? Лежать. |
Глаголы | бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени. Глаголы в прошедшем времени (что делали? что сделали?) изменяются по числам, а в ед.ч. – по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс -л- . Писал. Глаголами в настоящем времени (что делает?) могут быть только глаголы несовершенного вида. Пишет, пишут. Глаголы в будущем времени могут быть в двух формах: простой и сложной. (Что сделает?) убежит (Что будет делать?) будет бежать . |
З а п о м н и
Морфологический разбор
- Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.
- Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.
- Сирень (что делает?)
Предварительный просмотр:
Орфография
Правописание ь
ь пишется
|
ь не пишется | ||||||||||||||||||||||
|
|
Орфограммы
Орфограмма | Правило | Пример |
После шипящего на конце глаголов пишется ь | 2-е л. в н.ф. в пов. накл. |
|
Не с глаголами | пишется раздельно | |
Если глагол не употребляется без не | пишется слитно | |
Если отвечает на вопрос | Что делает? Что делают? | |
Что делать? Что сделать? | ||
| В корнях с чередованием е – и |
Орфография
Орфограмма | Правописание | Примеры |
о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных | После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пиши о , без ударения е .
|
|
ь после шипящих на конце существительных
| Пишем у сущ. ж.р. ,
Не пишем: у сущ. м.р., у сущ. ж.р., I скл., |
|
о – е после шипящих в окончаниях прилагательных | После шипящих в окончаниях прилагательных под ударением пишем о , без ударения пишем е . |
|
ь после шипящих на конце кратких прилагательных | На конце кратких прилагательных, стоящих во множественном числе, после шипящих ь не пишется. |
|
приставки неизменяемые
на –з (-с) |
Пишутся всегда одинаково
Перед звонк. – з Перед глух. – с |
|
Запомните: здесь, здание, здоровье; рассчитать, но расчёт, расчётливый.
Орфограмма | Правописание | Примеры |
корни с чередованием гласных а - о |
|
|
| Перед г пишем а Перед ж пишем о . |
|
|
Перед ст и щ пишем а , перед с пишем о . |
|
Исключение: полог, росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль. | ||
корни с чередованием гласных е – и | Если после корня нет суффикса а , то пишем и . Если после корня есть суффикс а , то пишем е .
|
|
Запомнить: сочетать , сочетание; седок , седло , но: сидеть , сидение , сиделка. | ||
и – ы после ц | пишем и пишем ы в словах | |
Предварительный просмотр:
Предложения
1. Роль в языке | Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. |
2. Строение и виды предложений по количеству главных членов | Имеет грамматическую основу, состоящую из двух (двусоставные) или из одного (односоставные) главных членов. |
3. Виды предложений по количеству грамматических основ | Простые – одна основа, сложные – две или более грамматических основ. |
4. Виды предложений по цели высказывания | Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). |
5. Виды предложений по интонации | Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. |
6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов | Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). |
7. Виды предложений по осложненности | Могут быть осложнены обращениями, однородными членами. |
Синтаксический разбор предложения
Предварительный просмотр:
Пунктуация
Знаки препинания в сложном предложении
Схемы предложений | Примеры |
союзы что, чтобы, потому что, где, когда, если, так как, поэтому. |
( Повеств., невоскл., сложн., 1 прост. – двусост., распр., не осложн.;
2 прост. – двусост., распр., не осложн. ).
Знаки препинания при однородных членах предложения
Схемы предложений | Примеры |
Тире между подлежащим и сказуемым
| |
слова вот, это |
Знаки препинания при обращении
Схемы предложений | Примеры |
Знаки препинания при прямой речи
Схемы предложений | Примеры |
Знаки препинания в диалоге
Схемы предложений | Примеры |
Предварительный просмотр:
Словосочетание
Информация | Примеры |
1. Строение словосочетания | |
2. Средства связи слов в словосочетании: |
|
а) по смыслу | |
б) грамматически: |
|
с помощью окончания | |
с помощью окончания и предлога | |
3. Виды словосочетаний по строению |
|
a) именные | |
б) глагольные | |
4. Разбор словосочетаний |
|
|
Предварительный просмотр:
Состав слова (морфемика)
Термин | Значение термина |
Окончание – | это изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание может быть нулевым. |
Основа – | часть слова без окончания. |
Корень – | главная значимая часть слова, в которой отражено общее лексическое значение всех однокоренных слов |
Приставка – | значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. |
Суффикс – | значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. |
Морфемный разбор
Порядок разбора
1. Часть речи. |
|
Чередование согласных звуков
Чередующиеся звуки | Примеры чередования |
г \\ ж \\ з | подруга – дружный – друзья |
д \\ ж \\ жд | ходоки – хожу – хождение |
х \\ ш | воздух – воздушный, колыхать – колышет |
з \\ ж | сказать – скажу, возразить – возражу |
п \\ пл | насыпь – сыплю |
Беглые гласные
О |
| Е |
|
Приставки
1. Неизменяемые | |
2. На –з (–с): перед звонк. –з | |
перед глух. –с | |
Корни с чередованием гласных о – а
Исключения: полог , росток , Ростислав , Ростов , ростовщик , отрасль . |
о – ё после шипящих в корне
жёлудь – желудёвый |
| крыжовник | – ? |
шёпот – шепчет |
| шорох | – ? |
пчёлы – пчела |
| шов | – ? |
шёлк – шелка |
| шомпол | – ? |
жёны – жена |
| капюшон | – ? |
и – ы после ц
и | ы | ||
1. В корнях | 1. В окончаниях | ||
2. На -ция | 2. В суффиксе -ын | ||
|
| 3. В словах: цыган на цыпочках сказал |
Предварительный просмотр:
Фонетика
Алфавит
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й | К | |||
а | бэ | вэ | гэ | дэ | е | ё | жэ | зэ | и | и | ка | |||
Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | |||
эль | эм | эн | о | пэ | рэ | эс | тэ | у | эф | ха | цэ | |||
Ч | Ш | Щ | ъ | Ы | ь | Э | Ю | Я |
|
|
| |||
че | ша | ща |
| ы | мягкий | э | ю | я |
|
|
|
В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, – которые не обозначают звуков.
Звуки речи
Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. | |
звуки: [а], [и], [о], [у], [ы], [э]. | |
|
|
Согласные шипящие: [ж], [ч'], [ш], [щ']. | |
| всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]. |
| всегда мягкие: [ч'], [щ'], [ч'] |
| всегда глухие: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ']. |
| всегда звонкие (сонорные): [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р] [р'], [й']. |
Двойная роль букв е, ё, ю, я
е | [й'] | >> | 1. В начала слова [й'] [а] [м] [а] – яма |
[э] | |||
ё | [й'] | 2. После гласной [з'] [и] [м] [н'] [а] [й'] [а] – зимняя | |
[о] | |||
ю | [й'] | 3. После ь и ъ [в'] [й'] [у] [г] [а] - вьюга | |
[у] | |||
я | [й'] |
| |
[а] |
Фонетический разбор
со-юз |
с – [л] – согл. тв., глух. 4 б. 5 зв. |
Предварительный просмотр:
Члены предложения
Главные | |
Примеры | Информация |
Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое – либо состояние, обладает определённым признаком. | |
Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы: | |
Подлежащее и сказуемое – основа предложения. | |
Второстепенные
Примеры | Информация |
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей. | |
Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: | |
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия. Отвечает на вопросы: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблицы по русскому языку
Таблицы по русскому языку помогут быстро вспомнить правило, хорошо подготовиться к ГИА и ЕГЭ...
Обобщающие таблицы по русскому языку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые обобщающие таблицы созданы много лет назад на основе технологии интенсификации обучения профессора В.Ф. Шаталова и имеют авторский о р и г и н а л ь н ы й характер. Особенности содержания...
Обобщающие таблицы по русскому языку
ТАБЛИЦЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАЗРАБОТАНЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО В. Ф. ШАТАЛОВУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ. РАБОТА ПРЕДТВАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ВСЕГО РАЗР...
Обобщающие таблицы по русскому языку для 6,7, 8-9 классов.
Предлагаю обобщающие таблицы по морфологии и орфографии, по синтаксису и пунктуации для уроков русского языка. В таблицах обобщён учебный материал по изучаемым в школе грамматическим темам . Хор...
Обобщающие таблицы по русскому языку
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ...
Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс
Обобщающие таблицы по русскому языку. 8 класс...
Обобщающие таблицы по русскому языку
Обобщающие таблицы по орфографии и пунктуации помогут при повторении тем в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку...
Комментарии
Огромное спасибо за столь
Огромное спасибо за столь великолепный материал! Кратко, понятно, четко, необходимо. Обязательно предложу своим выпускникам для успешной сдачи ЕГЭ. Титанический труд!