Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов
материал по русскому языку по теме
Таблицы по русскому языку для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsy_po_russkomu_yazyku.docx | 662.86 КБ |
Предварительный просмотр:
БУКВЫ И ЗВУКИ РЕЧИ
Гласные буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]
Согласные звуки
звонкие | глухие | твёрдые | мягкие |
[б] | [п] | [б] | [б'] |
[в] | [ф] | [в] | [в'] |
[г] | [к] | [г] | [г'] |
[д] | [т] | [д] | [д'] |
[ж] | [ш] | [з] | [з'] |
[з] | [с] | [к] | [к'] |
[л] | [л] | [л'] | |
[м] | [м] | [м'] | |
[н] | [н] | [н'] | |
[р] | [р] | [р'] | |
[й'] | [п] | [п'] | |
[щ'] | [ф] | [ф'] | |
[х] | [х] | [х'] | |
[ц] | [с] | [с'] | |
[ч'] | [т] | [т'] | |
[ж] | |||
[ш] | |||
[ц] | |||
[й'] | |||
[щ'] | |||
[ч'] |
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
2 звука: [й'э], [й'о], [й'у],[й'а] 1 звук: [э], [о], [у], [а]
- В начале слова 1) после согласной
Юля [й' у́ л̕ а] мел [м' э́ л]
Ель [й' э́ л'] люк [л' у́ к]
- После гласной
Линия [л' и́ н' и й' а]
- После ь, ъ
Льёт [л' й' о́ т]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
части речи | вопросы | грамматические значения | примеры |
Имя существительное | Кто? что? | Предмет | Стол, птица, девочка, кот |
Имя прилагательное | Какой? какая? какие? чей? | Признак предмета | Белый, добрая, стеклянный |
Глагол | Что делать? Что сделать? | Действие предмета, состояние | Крикнул, петь, болею, слышать |
Наречие | Как? Куда? Где? Почему? Зачем? | Признак действия или признака | Никогда, красиво, далеко |
Имя числительное | Сколько? Который? | Количество или порядок при счете | Десять, пять, второй |
Местоимение | Кто? Что? Который? Сколько? | Указывает на предмет, признак, но не называет его | Он, я, вы, себя, никто, нечто, мой, кто-то |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
части речи | значение | примеры |
Союз | Связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного | И, но, а, чтобы, или, если, хотя, потому что |
Предлог | Служит для связи слов | Над, по, из, около, благодаря, для, несмотря на |
Частица | Выражает дополнительные оттенки значения | Ли, только, даже, что за, лишь, не, ни, разве, -либо,-то |
МЕЖДОМЕТИЕ
Особые слова, которые выражают чувства или побуждения к действию,
но не называют их.
Ах, ох, ну, увы, алло, ау, стоп, ого.
СЛОВА СОСТОЯНИЯ
Слова, которые обозначают состояние живых существ, природы, окружающей среды и
отвечают на вопросы как? каково?
В лесу холодно и сыро. Мне скучно
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Значение: предмет.
2. Вопросы: кто? что?
3. Начальная форма: в им.п.,ед.ч.
ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
А) - Собственное существительное обозначает один-единственный предмет из ряда подобных (имена, отчества, фамилии, прозвища, географические названия, названия исторических событий, книг, газет, журналов, заводов и фабрик, фирм, кафе и ресторанов, магазинов, пароходов, марок и сортов различных предметов - автомобиль «Москвич», конфеты «Чебурашка», крем «Алиса»).
-Нарицательное существительное называет целую группу предметов одним словом (деревня, художник).
Б) Одушевлённые неодушевлённое
предметы живой природы неживые предметы
оса, паренёк, заяц поле, телевизор, стол
В) Род (женский, мужской)
Г) Склонение
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Ж.р., м.р. а я | М.р. о С.р. о е | Ж.р. на Ь |
Москва | конь о | мать о |
заря | окно | мышь о |
дядя | море | рожь о |
Склонение 一 изменение слова по падежам.
Разносклоняемые сущ.- время, имя, темя, бремя, семя, племя, стремя, вымя, знамя, пламя, путь.
Несклоняемые сущ.- слова не изменяются по падежам и числам. Например, кенгуру, какао, кофе, радио, мадам, метро, Сочи, Баку, Дюма.
НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ
А) Число (единственное, множественное)
Не имеют формы множественного числа 一 любовь, честность, белизна.
Не имеют формы единственного числа — каникулы, сутки, бусы, именины, сливки, щи.
Б) Падеж
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
Вся комната янтарным блеском озарена.
Арфа – старинный щипковый инструмент.
Мне купили юбку в клетку.
В лесу было холодно.
Окончания имён существительных
падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Р.п. | - и | - | - и |
Д.п. | - е | - | - и |
П.п. | - е | - е | - и |
Склонение существительных на –ИЯ, ИЙ, ИЕ
падеж | -ИЯ | -ИЙ | -ИЕ |
Р.п. | - и | - | - |
Д.п. | - и | - | - |
П.п. | - и | - и | - и |
Разносклоняемые существительные на –МЯ
ИМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ПЛЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ, ВЫМЯ, ТЕМЯ, ВРЕМЯ, ЗНАМЯ и ПУТЬ
падеж | Сущ. на –мя, путь | Примеры |
Р.п. | - и | имени, пути- |
Д.п. | - и | по имени, пути - |
Т.п. | - ем (-ём) | именем, путём |
П.п. | - и | об имени, пути |
О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях
существительных и прилагательных
О (под ударением) | Е (без ударения) | |
суффикс | хомячо́к дружо́к борцо́вский | кусо́чек бе́жевый до́ченька |
окончание. | за грачо́м большо́го лучо́м за камышо́м | това́рищем хоро́шего учи́лищем ла́ндышем |
И-Ы после Ц
И в корне существительных, в словах на -ЦИЯ | Ы в окончаниях существительных, притяжательный суффикс |
цифра цикл трапеция | ножницы страницы сестрицын |
НО! Цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц
О-Ё после шипящих
Ё (под ударением) | О (без ударения) |
жёлудь бечёвка расчёска | ЗАПОМНИ! шоссе, шофёр, жокей, жонглёр, шоколад, шотландец |
НО! Крыжовник, капюшон, шорох, шок, шов |
Щ-Ч
в суффиксах –ЧИК, -ЩИК
- чик после д-т з-с ж | -щик в остальных случаях |
извозчик перебежчик | каменщик сварщик |
Правописание гласных в суффиксах –ек-, -ик-
Просклоняй слово и если:
Выпадает гласная, то -ек- | Не выпадает гласная, то -ик- |
кусочка – кусочек орешка - орешек | ключика – ключик мячика - мячик |
Соединительные гласные О-Е в сложных словах
О (после твёрдых согласных) | Е (после мягких согласных, шипящих согласных и Ц) |
пароход земноводные | путешествие общежитие птицелов |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
- Часть речи. Общее значение. Из-за леса поднимается солнце.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п., ед.ч.)
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное
- одушевлённое или неодушевлённое
- род, склонение
- Непостоянные признаки:
- падеж, число
- Синтаксическая роль.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Неизменяемые
в-(во-)(взо-), вы-, до-, за-(изо-), ко-,на-, над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-),
от-(ото-), па-, пере-, по-, под-(подо-), пра-, пред-(предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-
Приставки ПРИ-, ПРЕ-
ПРИ- | ПРЕ- |
Приближение: приезжать, прилететь, приплыть | В значении приставки ПЕРЕ-: прервать, преграда |
Присоединение: присоединить, привинтить, приклеить | В значении «очень»: премудрый, престарелый, преумный |
Близость: пригород, Приморье, пришкольный | |
Неполнота действия: приоткрыть, прилечь, прикрыть | |
Незавершенное или, наоборот, завершенное, но кратковременное действие: приголубить, прихлопнуть | |
Значение попутного действия: вприкуску, присвистнул; | |
Значение действия в своих интересах: притеснять | |
Значение слабо выраженного действия или признака: причудливый, принарядится |
Слова с ПРИ-, ПРЕ-, которые следует запомнить
Происхождение слова | ПРЕ | ПРИ | ||
Заимствованные слова (в них приставки ПРЕ и ПРИ искать не надо) | ПРЕстиж | ПРЕзидент | ПРИватный | ПРИвилегия |
ПРЕмьера | ПРЕлюдия | ПРИмадонна | ПРИмитивный | |
ПРЕтензия | ПРЕцедент | ПРИоритет | ||
Русские слова с утраченным значением приставки | ПРЕклонный возраст | ПРИниматъ | ПРИятный | |
без ПРЕувеличения | ПРИвередливый | ПРИгожий | ||
ПРЕкословить | ПРИвычка | ПРИмета | ||
ПРЕкрасный ПРЕлестный | ПРЕлестный | ПРИмечание | ПРИлежный | |
ПРЕльститься ПРЕподносить | ПРЕподносить | неПРИглядный | ПРИсутствие | |
ПРЕрекаться | ПРИскорбный | без ПРИкрас | ||
камень ПРЕткновения | ПРИстрастный | ПРИсущий | ||
предуПРЕждение | ПРИсягать | |||
ПРЕобладать | ПРЕодолевать |
Однокоренные слова с разным лексическим значением
ПРЕ Пребывать(в чем?) - быть Превратности - сложности Предавать - изменять (кого?), предатель Предел - граница Презирать – пренебрегать Преклонять колени/голову, Преклоняться – ценить Коленопреклонённый Непреложный -обязательный Непременный - обязательный Непрестанно - постоянно Преступить - уст. нарушить что-либо Преступник Клятвопреступление Претерпевать - терпеть Претворять - воплощать | ПРИ Прибывать (во что?) – приезжать Привратник Придавать (что?) 一 добавлять: придавать значение Придел — пристройка в храме со своим алтарем Призреть (уст.) - заботиться, беспризорник Приклонять голову, Приклонять - приближать Приложить, прилагать - приблизить Прилагательное Применить - использовать Пристанище - приют Приступить - начать Притерпеться — привыкнуть Притворяться — изображать ложные чувства Притворщик |
Буквы З,С на конце приставок
без- | звонкая согласная | бес- | глухая согласная | бездарный – бесшумный |
воз- (вз-) | вос- (вс-) | взлететь – вскрикнуть | ||
из- | ис- | известие – исправить | ||
низ- | нис- | низвергать – ниспадать | ||
раз- (роз-) | рас- (рос) | разговор – рассказывать | ||
обез- | обес- | обезболить – обессилить | ||
через (чрез-) | черес- | чрезмерный - чересполосица |
Буквы Ы,И после приставок, оканчивающихся на согласную
Буква Ы пишется:
после русских приставок без-, вз-, об-, из-, над-, от-, пред-, раз-, с-, под- | безЫнтересный, взЫскать, обЫграть, изЫскать, отЫскать, предЫстория, разЫскать, сЫскать, подЫскать | Исключение: взИмать |
Буква И пишется:
1) после приставок меж-, сверх- | межИздательский,сверхИнтересный |
2) после заимствованных приставок: дез-, контр-, пост-,суб-,супер-, транс-, пан- | контрИгра, дезИнформация |
3) в сложных словах | медИнститут, санИнспекция |
4) после числительных двух-, трёх-, четырёх- | двухИгольный, трёхИмпульсный |
РАЗРЯДЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
разряды | признаки |
1. качественные | 1. образуют степени сравнения: более тёмные 2. образуют краткую форму: темна (туча) 3. сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком: очень тёмный 4. образуются сложные прилагательные: тёмный-тёмный 5. образуют прилагательные с не-: нетёмный |
2. относительные | 1. обозначают материал, из которого сделан предмет: каменный 2. обозначают место: морской 3. обозначают временные признаки: осенний 4. не имеют признаков качественных прилагательных |
3. притяжательные | 1. обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному 2. отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? 3. имеют суффиксы -ов (-ев), -ин (-ын), -ий: папин, отцов, волчий |
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Сравнительная | Превосходная |
Проявление признака в большей степени, чем в другом | Предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку |
Простая
спокойный + -ее = спокойнее 2. нач.ф. + -е (чередование согл.) громкий + -е = громче 3. нач.ф. ⎯ -к- (-ок, -ёк) + -е, -ше тонкий ⎯ -к- + -ше = тоньше | Простая Нач.ф. + -ейш- (-айш-) Спокойный + -ейш- = спокойнейший |
Составная Более + нач.ф. Менее + нач.ф. Более широкий | Составная Самый (наиболее) + нач.ф. Самый широкий |
СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
-К- | -СК- |
1. В прилагательных, имеющих краткую форму резок - резкий 2. В прилагательных, образованных от существит. с основой на -К, -Ч, -Ц казак - казацкий ткач - ткацкий немец - немецкий | Во всех остальных прилагательных белорусский январский уральский |
-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных
-Н- | -НН- |
-ан- кожаный -ян- земляной -ин- голубиный ЗАПОМНИ! стеклянный оловянный деревянный | с н + -н- оконный +-онн- станционный +-енн- безвременный |
В кратких прилагательных ж. и ср.р. пишется столько же Н, сколько и в полных: Красный - красна
Взволнованный - взволнованна
В кратких прилагательных мужского рода пишется -Н-:
Красный - красен
ДЕФИС В СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
через дефис | слитно |
1. качество с дополнительным оттенком: горько-солёный, противно-сладкий | прилагательное = словосочетание Правобережный = правый берег Горноспасательный = спасание в горах |
2. оттенки цвета: тёмно-красный, бледно-зелёный | |
3. если прилагательные однородные: приёмно-переводные экзамены (=и,приёмные и переводные) беспроцентно-выигрышный (=и,беспроцентный,но выигрышный) | |
4. прилагательные, образованные от существительного с дефисом: северо-восточный (северо-восток), юго-западный (юго-запад) |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)
- Постоянные признаки:
Качественное, нарицательное, притяжательное
- Непостоянные признаки:
- у качественных: степень сравнения, краткая и полная форма
- у всех прилагательных: падеж, число, род (в ед.ч.)
- Синтаксическая роль.
Жизнь прекрасна и удивительна.
Прекрасна (жизнь) 一 прилаг.
Жизнь (какова?) прекрасна.
Н.ф. прекрасный, пост.- качеств., непост.- в кратк.ф., в ед.ч., в ж.р.
Жизнь (какова?) прекрасна.
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
1. О-А в корнях –ЛОЖ- ⎯ -ЛАГ-
О | А |
перед Ж положение предложение | перед Г предлагать полагать |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: полог
2. О-А в корнях –РОС- ⎯ -РАСТ-(-РАЩ-)
О | А |
перед -С росли выросли | перед СТ, -Щ растение выращивать растительность |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль
3. О-А в корнях –ГОР- ⎯ -ГАР-
О | А |
без ударения горе́ть пригоре́ли горе́лка | под ударением зага́р нага́р |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: вы́гарки, и́згарь, при́гарь
4. О-А в корнях –ЗОР- ⎯ -ЗАР-
О | А |
под ударением зо́рька за́рево | без ударения зага́р нага́р |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: зорева́ть (не спать на заре́)
5. О-А в корнях –КЛОН- ⎯ -КЛАН-, –ТВОР- ⎯ -ТВАР-
О-А | О |
под ударением кла́няться покло́н творчество | без ударения поклоне́ние склоне́ние творе́ц |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: у́тварь
6. О-А в корнях –СКОЧ- ⎯ -СКАК-
О | А |
перед Ч заскочить выскочка подскочить | перед К прискакать обскакать на скаку |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачу, скачок, скачкообразный
7. О-А в корнях –КОС- ⎯ -КАС-
О | А |
за корнем нет А коснуться прикосновение | за корнем есть А касание прикасаться |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: скачу, скачок, скачкообразный
8. И-Е в корнях с чередованием
И | Е |
за корнем есть А собирать запирать замирать задирать выстилать зажигать расстилать блистать вычитать | за корнем нет А соберём запер замерли задеру постелить выжег расстелить блестеть вычет |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: сочетание, сочетать, чета
9. О-А в корнях –РОВН- ⎯ -РАВН-
О | А |
«прямой, гладкий, ровный» выровнять дорогу, подровнять газон разровнять землю | «равный, наравне, одинаковый» уравнять величины, поравняться с идущим впереди |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь
10. О-А в корнях –МОК- ⎯ -МАК-
О | А |
«пропускать жидкость» непромокаемая ткань, вымокнуть под дождем | «погружать в жидкость» обмакнуть кисточку в краску |
11. О-А в корнях –ПЛОВ- ⎯ -ПЛАВ-
О | А |
пловец, пловчиха, пловцы | в остальных случаях плавание , плавательный, плавучий |
ЗАПОМНИ: плывун
ГЛАГОЛ
1. Обозначает действие предмета.
2. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
3. Имеет вид: совершенный (что сделать?)
несовершенный (что делать?)
4. Возвратность: есть -СЯ- возвратный
нет - СЯ - невозвратный
Переходные глаголы | Непереходные глаголы |
Сочетаются с им.сущ., им. числ., мест. в В.п. без предлога: Перех. В.п. перех. В.п. Строить (что?) дом, встречать (кого?) его; Сущ. или мест, может стоять в Р.п.: 1) При отрицании; 2) При указании на часть предмета: Перех. Р.п. Не выпить (чего?) молока Перех. Р. п. Не прочитал (чего?) рассказа | Все остальные: Неперех. П.п. Строить (где?) в лесу Неперех. В.п. Вылить (куда?) в кастрюлю |
НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА
1. Изъявительное | Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле | Рисую, рисовал, нарисую, буду рисовать, нарисовал |
2. Условное | Действия, желаемые или возможные при определённых условиях | Нарисовал бы, рисовал бы |
3. Повелительное | Действия, которые кто-то заставляет или просит | Рисуй, рисуйте |
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ОКОНЧАНИИ ГЛАГОЛОВ
число | лицо | 1 спр. | 2 спр. |
Ед.ч. | 1 2 3 | -у,-ю -ешь, -ёшь -ет, -ёт | -у, -ю -ишь -ит |
Мн.л. | 1 2 3 | -ем, -ём -ете, -ёте -ут, -ют | -им -ите -ат,-ят |
ЕСЛИ УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА ОСНОВУ, ТО СПРЯЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПО ИНФИНИТИВУ
1 спр. |
видеть, смотреть, ненавидеть |
2 спр. | Все остальные глаголы на: -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть |
ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ СУФФИКСАХ ГЛАГОЛОВ
–ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)
-ова- -ева- | -ыва- -ива- |
Если в 1 л. ед.ч. наст. вр. или буд. в.р. -УЮ (-ЮЮ) рисую (1л.; ед.ч., н.вр.)- рисовать пробую (1л., ед.ч., н.вр.)- пробовать | Если в 1л. ед.ч. наст.вр. или буд.вр. -ЫВАЮ (-ИВАЮ) отвариваю (1 л., ед.ч., н.вр.)- отваривать складываю (1л., ед.ч., н.вр.) – складывать |
СУФФИКСЫ И ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
В ИЗЪЯВИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ
Повелительное наклонение | Изъявительное наклонение | |
Всегда И | 1 спр. –Е | 2 спр. -И |
Пиши́ – пиши́те Посмотри́ – посмотри́те Вы́бери – вы́берите Вы́шли – вы́шлите | Пи́шете В́ыберете Вы́шлете | посмо́трите |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (неопределённая форма.)
- Постоянные признаки:
-вид,
-переходность,
-возвратность,
-спряжение
- Непостоянные признаки:
-наклонение,
-время (если есть),
-лицо (в наст., буд. вр.),
-род (в прош.вр.),
-число.
- Синтаксическая роль.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ
Действительные причастия
Настоящее время | Прошедшее время |
Основа глагола наст.вр. Перех.-неперех. несов.в. + -ущ-, -ющ- от глаг.1 спр. -ащ-, -ящ- от глаг.2 спр. | Основа глагола неопр.ф. перех.-неперех. соверш.-несов. в. + -вш- (к основам на гласную) -ш- (к основам на согласную) |
наст.вр.,несов.в. Читать(1 спр.) – читают + -ющ- читающий неопр.ф. Слышать(2 спр.) – слышат + -ащ- слышащий | неопр.ф. Знать + -вш- знавший Везти + -ш- вёзший |
Страдательные причастия
Настоящее время | Прошедшее время |
Основа глагола наст.вр. Перех. несов.в. + -ем-, -ом- от глаг.1 спр. -им- от глаг.2 спр. | Основа глагола неопр.ф. перех. соверш.-несов. в. + -нн-, -енн-, -ённ-, -т- |
Неопр.ф. наст.вр.,. Читать(1 спр.) – читает + -ем- читаемый Слышать(2 спр.) – слышит + -им- слышимый | неопр.ф. Прочитать + -нн- прочитанный Увидеть + -енн- увиденный Отнять + -т- отнятый |
В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением всегда Ё: освежённый, лишённый, без ударение - Е: высушенный, замеченный |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРИЧАСТИЙ
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п.,ед.ч.,м.р.)
- Постоянные признаки:
-Действительное или страдательное,
-вид,
-возвратность,
- Непостоянные признаки:
-полная или краткая форма (у страд.),
-падеж (у прич. в полн. форме)
-время (если есть)
-число, род
- Синтаксическая роль.
Н-НН в прилагательных и причастиях
В прилагательных (не от глагола)
Н | НН |
| 1 .Основа на -Н + суффикс -н-: Машин(а) + -н-ый —машинный |
-ан-: кожаный -ян-: серебряный -ин-: орлиныи ИСКЛ.: стеклянный, оловянный, деревянный | 2.В суффиксах: -онн-: лекционный -енн-: утренний ИСКЛ.: ветреный: Но: безветренный |
В причастиях и отглагольных прилагательных
Н | НН |
1. В прилагательных от глаголов несов.вида без приставок (или с НЕ-), суффиксов -ова-, -ёва-, зависимых слов: писаный, неписаный, жареный, некошеный… ВНИМ. раненый - от двувидового глагола; кованый,жёваный | 1. от глаголов совершенного вида с приставками (ВНИМ.: приставка НЕ- не влияет на написание Н или НН): Исписанный, поджаренный, скошенный, воспитанный |
2. от немногих бесприставочных глаголов совершенного вида: решить - решённая | |
2. в кратких причастиях: тетради исписаны, котлеты поджарены, воля воспитана, задача решена, комиссия образована | 3. с суффиксами 一ова-,-ёва-: образованный, корчёванный |
4. с зависимыми словами: писанная маслом, жаренный в масле | |
З. в исключениях (прилагательных с приставками): смышлёный, названый, посажёный, приданое (сущ.), незваный, непрошеный | 5. в исключениях (от глаголов несовершенного вида): медленный, желанный, священный, читанный, считанный, деланный, нежданный, негаданный, нечаянный, невиданный |
В кратких прилагательных столько же Н, сколько в полных их формах:
местность пустынна, лица юны, девушка образованна.
В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных или причастиях, от которых они образованы:
на улице пустынно и ветрено; собрание прошло организованно.
Существительные от прилагательных,причастий с Н,НН образуются при помощи суффиксов 一ик (-иц), -ость и сохраняют столько Н, сколько было в них:
Ветрен-ик, родствен-ица, учён-остъ, собственн-остъ.
Существительные от существительных, глаголов образуются с помощью суффиксов -ник (-ниц), -еник (-ениц),-ени:
Кон-ник, бессон-ница, пута-ница, труж-еник, уч-ение
РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ
разряд | местоимения |
Личные | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они |
Возвратные | себя |
Вопросительные | кто? что? какой? чей? который? сколько? каков? |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько |
Неопределённые | некто, нечто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, чей-нибудь, кое-что |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой |
Отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько |
Определительные | сам, самый, весь, веяний, каждый, иной, любой, другой |
Указательные | этот, тот, такой, таков, столько |
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ
1. неопределённые местоимения | |
слитно | раздельно |
Некто, нечто, некоторый, несколько, некий | Что-то, кто-либо, где-нибудь, кое-где |
2. отрицательные местоимения | |
НИ- (безударная) | НЕ- (ударная) |
Никто, никого, ничем, никакой | Некого, нечего, некому |
Если между местоимением и приставкой НЕ-, НИ- появляется предлог, пишется в три слова: Не к кому, ни у кого |
3. Особенности правописания и употребления местоимений |
Если частица КОЕ- отделяется от местоимения предлогом, то пишется в три слова: Кое о чём, кое у кого, кое к кому |
Местоимение СЕБЯ не имеет формы И.п., рода и числа |
Местоимения НЕКТО; НЕЧТО не изменяются по падежам |
В косвенных падежах к личному местоимению 3 лица после предлога прибавляется Н: Видел его 一 был у него, подарил ей — вспомнил о ней |
ЗАПОМНИ! Не кто иной, как; не что иное, как Никто иной, ничто иное |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР МЕСТОИМЕНИЙ
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п.,ед.ч.)
- Постоянные признаки:
-разряд
-лицо (у личных)
- Непостоянные признаки:
-падеж
-число (если есть)
-род (если есть)
- Синтаксическая роль.
Правописание Ь после шипящих
пишется | не пишется |
дочь, речь, печь |
муж, врач, нож |
-нач.ф. (инфинитиве) беречь, стеречь -в пов.накл. отрежь, намажь -во 2 л. ед. ч. рисуешь, пишешь. |
нет туч, дач, много крыш |
наотмашь, вскачь, прочь. |
пахуч, жгуч, хорош, блестящ, волнующ |
лишь, бишь |
уж, замуж, невтерпеж |
НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О,-Е, глаголами, деепричастиями
слитно | раздельно |
Неуклюжий (прил.) Неряшливо (нареч.) Негодовать (глагол) Невзлюбив (дееприч.) |
не правда, а ложь (сущ.) не высокий, а низкий (прил.) не правдиво, а лживо (нареч.) |
Нездоровье = болезнь (сущ.) Неправдивый = лживый (прил.) Некрасиво = уродливо (нареч.) |
Далеко не красавица, Вовсе не близкий, Ничуть не смешно |
Не хотеть, не видеть, не делая, не успев |
НЕ с причастиями
слитно | раздельно |
Недоумевающий взгляд |
Обувь не вымыта, работа не выполнена |
Невымытая обувь Невыполненная работа |
Обувь, не вымытая мною Не выполненная до конца работа |
Непрочитанная книга |
Не прочитанная, а просмотренная книга |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
1. Обозначает количество, порядок предметов при счёте.
2. Отвечает на вопросы: сколько? который?
3. В предложении: определение или в сочетании с существительным 一 подлежащим, обстоятельством, дополнением, частью составного именного сказуемого.
На столе лежат два учебника.
Я поднялся на пятый этаж.
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ по составу делятся на:
простые сложные составные
одно слово сложное слово два и более слов
(один корень) (два корня)
Два пятьдесят двадцать пять
Сорок одиннадцать сто сорок один
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ по значению делятся на:
количественные | порядковые | ||
целые | дробные | собирательные | Порядок предметов при счёте Первый, двадцать второй сотый |
Целые числа Два, сто, десять | Дробные числа Две пятых, Три четвёртых | Несколько предметов как одно целое Двое, семеро |
СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
падеж | единственное число | мн.число | |
мужской и средний род | женский род | для всех родов | |
И. | один одн о | одн а | одн и |
Р. | одн ого | одн ой | одн их |
Д. | одн ому | одн ой | одн им |
В. | один одн о одн ого | одн у | одн и одн их |
Т. | одн им | одн ой | одн ими |
П. | (об) одн ом | (об) одн ой | (об) одн их |
Два, три, четыре
И. | Дв а (м.р. и ср.р.) дв е (ж.р.) | Тр и | Четыр е |
Р. | Дв ух | Тр ёх | Четыр ёх |
Д. | Дв ум | Тр ём | Четыр ём |
В. | как И. или Р. | Как И. или Р. | Как И. или Р. |
Т. | Дв умя | Тр емя | Четырь мя |
П. | (о) дв ух | (о) тр ёх | (о) четыр ёх |
Числительные от 5 до 20 и 30
И., В. | Пять | Восемь | Тридцать |
Р., Д., П. | Пят и | Восьм и | Тридцат и |
Т. | Пять ю | Восемь ю Восьмь ю | Тридцать ю |
Числительные СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО
И., В. | Сорок | Девяност о | Ст о |
Р., Д., Т., П. | Сорок а | Девяност а | Ст а |
от 50 до 80 | 200 | 300 | от 500 до 900 | |
И. | Пятьдесят | Двести | Триста | Пятьсот |
Р. | Пятидесят и | Двухсот | Трёхсот | Пятисот |
Д. | Пятидесят и | Двумстам | Трёмстам | Пятистам |
В. | Пятьдесят | Двести Двухсот | Триста Трёхсот | Пятьсот |
Т. | Пятьюдесять ю | Двумястами | Тремястами | Пятьюстами |
П. | О пятьюдесят и | О двухстах | О трёхстах | О пятистах |
ПОЛТОРАСТА (страниц) 一 И., В.п.
ПОЛУТОРАСТА (страниц) 一 Р., Д., Т., П.п
Падежи | Мужской и средний род | Женский род |
И., В. | полтора | полторы |
Р., Д., Т., П. | полутора | полутора |
СКЛОНЕНИЕ ДРОБНЫХ И СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Дробные числительные | Собирательные числительные | |||
При склонении изменяются обе части: числитель как целое число, знаменатель как прилагательное во мн. числе. | оба | обе | ||
И. | Дв е седьм ых | И. | Об а | Об е |
Р. | Дв ух седьм ых | Р. | Обо их | Обе их |
Д. | Дв ум седьм ым | Д. | Обо им | Обе им |
В. | Дв е седьм ых | В. | Об а | Об е |
Т. | Дв умя седьм ыми | Т. | Обо ими | Обе ими |
П. | 〇 дв ух седьм ых | П. | Об обо их | Об обе их |
Простые порядковые числительные | Составные количественные числительные | ||
Склоняются как прилагательные | Склоняются все слова | ||
Р.п. | Седьмого (красного) какого? | И. | Двести пятьдесят два |
Р. | Двухсот пятидесяти двух | ||
Т.п. | Седьмым (красным) каким? | Д. | Двумстам пятидесяти двум |
В. | Двести пятьдесят два | ||
П.п. | 〇 седьмом (красном) каком? | Т. | Двумястами пятьюдесятью двумя |
П. | О двухстах пятидесяти двух |
Ь в числительных
на конце | после первого корня |
От 5 до 20 и 30 Пять, шестнадцать, тридцать | В И.п. и В.п. в круглых десятках от 50 до80, в круглых сотнях от 500 до 900 Шестьдесят, шестьсот, восемьдесят, девятьсот |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п.)
- Постоянные признаки:
-простое, сложное, составное
-порядковое или количественное
-разряд (для количественных)
- Непостоянные признаки:
-падеж
-число (если есть)
-род (если есть)
- Синтаксическая роль.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Признаки глагола | Признаки наречия |
1. Обозначает действие (добавочное) 2. Имеет вид, возвратность 3. Что делая? Что сделав? 4. Управляет зависимыми словами | 1. Не изменяется ( не склоняется, не спрягается) 2. В предложении бывает обстоятельством |
Деепричастие совершенного и несовершенного вида
Несовершенный вид | Совершенный вид |
1) Незаконченное добавочное действие 2) Что делая? Основа глаг. наст. вр. несов.в. + -а, -я Знать –знает + -я - зная | 1) Законченное добавочное действие 2) Что сделав? Основа неопред. формы глаг. сов. в. + -в (-вши), -ши, -а, -я Сложить + -в - сложив |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ДЕЕПРИЧАСТИЯ
- Часть речи.(особая форма глагола)
Общее значение..
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (глагол, от которого
образовалось деепричастие)
- Вид
- Неизменяемость
- Синтаксическая роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...
Внеклассное мероприятие порусскому языку для учащихся 10-11 классов«Говорим на русском языке» Презентация
Человеческий язык - это особый дар, несвойственный другим живым существам: в природе нет ничего подобного, только человек владеет языком....
Программа факультатива по русскому языку для учащихся 6-7 классов «Фразеологизмы в языке и речи»
Общая цель факультативного курса «Фразеологизмы в языке и речи» – углублённое изучение русского языка, привитие живого интереса к изучаемой науке....
Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"
Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Рабочая программа учебного предмета «В мире русского языка» (факультативный курс по русскому языку) для учащихся 8-9 классов
Данный курс позволит дополнительно организовать работу по подготовке к ОГЭ по русскому языку. Программа курса предназначена для работы над изложением и сочинением....