"Роль прилагательного в русской речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку. Обобщающий урок по теме "Роль прилагательного в русской речи" 6 класс. Технология группового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока 6 класс | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 А классе ГБОУ школа № 48.
«Обобщающий урок по теме «Роль прилагательного в нашей речи».
Учитель: Ившичева Ольга Юрьевна.
Цель: Показать значимость имени прилагательного в русской речи. Систематизировать знания по теме «Имя прилагательное».
Знать: Грамматические признаки имени прилагательного. Наиболее распространенные тропы( эпитеты, метафоры).
Уметь: Находить метафоры и эпитеты в тексте, вставлять по смыслу прилагательные в текст.
Средства обучения: раздаточный материал, сказка Л. Петрушевской «Пуськи Бятые».
Методика: работа по группам, исследовательская работа, игра.
Ход урока.
На уроке работа будет происходить по группам. Оценивать работу буду с помощью цветных смайликов. В конце урока подведем итог и увидим лидера. На доске записаны эпитеты к слову ветер. На партах лежат заготовки с текстами и заданиями, чистые листы, ручки. Обучающиеся рассаживаются по группам.
- Приветствие, объявление темы урока.
- Опрос.
- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает имя прилагательное? С какой частью речи согласуется? Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении?
-Ответы детей.
-Для чего нужны прилагательные в речи?
-ответы.
- Вам, должно быть, приходилось слышать рассказы о неопознанных летающих объектах (летающих тарелках)? Давайте представим себе, что инопланетяне посетили Землю. Это бы было, допустим, так…
На летающих мисках и блюдцах,
В сковородках летучих котлет
Прилетели однажды на Землю
Существа с отдаленных планет.
Вот как они описали свои впечатления о Земле и ее жителях.
- Но, похоже, у нас случились неполадки. Инопланетные гости не знакомы с именем прилагательным и поэтому не смогли закончить свое сообщение. Теперь нам придется помочь им. Вставьте , пожалуйста, прилагательные в стихотворение. Постарайтесь соблюдать рифму.
На огромной …………………….. полянке,
У ……………….., земноводной реки,
Есть …………- ……………. землянки,
А в землянках живут земляки.
В безземельном пространстве летают
Мухи, голуби и комары,
А …………………… мальчишки гоняют
По площадкам ………………………. шары.
И гуляют их землепроходцы
По дорогам туда и сюда,
Землеройки копают колодцы,
И бегут под Землей поезда.
Жизнь на этой планете ………………,
Потому что она ………………………….!
-Давайте посмотрим, что у вас получилось. Зачитываются варианты. Оцениваются работы.
-А теперь, давайте прочитаем вариант, который задумали инопланетяне, но не смогли осуществить.
На огромной землистой полянке,
У большой, земноводной реки,
Есть большие- большие землянки,
А в землянках живут земляки.
В безземельном пространстве летают
Мухи, голуби и комары,
А земные мальчишки гоняют
По площадкам земные шары.
И гуляют их землепроходцы
По дорогам туда и сюда,
Землеройки копают колодцы,
И бегут под Землей поезда.
Жизнь на этой планете отличная,
Потому что она земляничная!
- Искусству красивой речи учат нас писатели и поэты, которые, по выражению М. Горького, «сделали чудо». Один из приемов создания образности речи- употребление слов в переносном значении. При этом образуются т р о п ы , то есть специальные обороты речи, усиливающие образность и выразительность.(Слово тропы записано на доске).
Предлагается детям прочитать определение метафоры и эпитета.
Изучением тропов занимаются лингвисты с давних пор. Существуют даже специальные словари, в которых собраны ценные наблюдения за художественными тропами. Например, в «Словаре эпитетов русского языка» К.С. Горбачевич, Е.П. Хабло. В нем содержится почти 600 эпитетов к существительному лицо: бессмысленное, нежное, дерзкое итд.
-Посмотрите на доску. Здесь записаны эпитеты известных русских поэтов к слову ветер.
А. Пушкин: быстротечный, летучий, майский, ненастный, поздний, пустынный, холодный, шумный.
А. Блок: дикий, буйный, черный, злой.
А. Ахматова: прохладный, черный, лебединый, вольный.
С. Есенин: неуемный, резвый, желтый, синь-студеный.
- Составьте свои предложения с понравившимися эпитетами.
- Зарядка. Повторяем за мной.
Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут - топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому - хлопаем ладошами по коленям. По камням - бьем кулаками по груди. По болоту - чвакаем ладошками. Через барьер скачут - хлопаем. Два барьера - два хлопка. Трибуна джентльменов - половина круга кричит. Трибуна леди - половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.
-Молодцы! Продолжим.
- На листочках записаны существительные , запишите к ним эпитеты. На работу отводится 3 минуты. Дальше дети зачитывают свои эпитеты, подсчитываем результаты.
- -У нас сегодня необычный урок, я хочу предложить вам очень интересную сказку, которую написала известная писательница, наша современница – Л. Петрушевская.
Я прочитаю эту лингвистическую сказку, а вы послушайте.
Людмила Петрушевская. Лингвистические сказочки
ПУСЬКИ БЯТЫЕ. (1984)
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазилаБутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушатаприсяпали и Бутявкустрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
КалушатаБутявкувычучили.
Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волиткалушатам:
- Калушаточки! Не трямкайтебутявок, бутявкидюбые и зюмо-зюмонекузявые.
От бутявокдудонятся.
А Бутявкаволит за напушкой:
- Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! Пуськибятые.
-Как вы думаете, о чем она??? Я предлагаю одной группе заняться переводом сказки , а другой- найти в этой сказке прилагательные и доказать свою точку зрения. Почему вы решили, что это прилагательное?
Слушаем выступления ребят.
-Ребята, а хотите услышать настоящий перевод сказки???? Пожалуйста!
Шла курица с цыплятами по опушке. Подхватила божью коровку и говорит:
- Цыплята! Цыпляточки! Божья коровка!
Цыплята присели и божью коровку склевали. И подавились.
А курица говорит:
- Оее! Оее! Божья коровка-то несъедобная!
Цыплята божью коровку выплюнули.
Божья коровка поднялась, отряхнулась и улетела с опушки.
А курица говорит цыплятам:
- Цыпляточки! Не ешьте божьих коровок, божьи коровки добрые и очень-очень невкусные. От божьих коровок давятся.
А божья коровка говорит за опушкой:
- Цыплята подавились! Очень невкусные! Обманутые птенцы!
- Если останется время, можно использовать дополнительное задание.
- –Давайте подведем итог нашей работе. Чем мы сегодня с вами занимались? Какова роль прилагательных в речи? Какой вывод можем сделать?
- Посчитываются смайлики, выставляются оценки.
Спасибо за работу!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...