Урок " Словосочетание" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Тема урока: Словосочетание.
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о типах словосочетаний и способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
· Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
· Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
· Воспитательные:
1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
2. Воспитание любви к родному русскому языку
3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_slovosochetanie.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме "Словосочетание". 8-й класс
Тема урока: Словосочетание.
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о типах словосочетаний и способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
- Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- Воспитание любви к родному русскому языку
- Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
- Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
- Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
- Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
- Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- раздаточный материал
- мультимедийное сопровождение
- презентация
- учебник русского языка для 8 класса под ред. Тростенцовой.
Ход урока.
Эпиграф: «Язык неистощим в соединении слов»
(А.С.Пушкин)
- Организационный момент. ( запись даты и работы в тетради) 2 мин
- Сообщение темы, цели урока.
А)Ребята обращают внимание на эпиграф к уроку и слайд 1, где записаны словосочетания. После анализа сообщают тему и цель урока. 3 мин. Запись темы.
Б) Фронтальный опрос на тему «Синтаксис» (игра в мяч)2 мин.
- Проверка домашнего задания.
А) на доске слайд 2. Образец домашнего задания. Три ученика из трех разных групп выходят к доске. Один отвечает, другой проверяет и задает вопросы.
Итак, мы видим , что
словосочетания поясняют предмет, признак, действие
В группах взаимопроверка ДЗ. 5 мин.
Б) на доске слайд 3. Образец домашнего задания. Один ученик отвечает. Ребята проверяют. Ставят оценки. 3мин
Самооценка ответа.
- Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера.
5 мин
А) Запись предложения с орфографическим, пунктуационным разборами. Составление схемы предложения. Устная характеристика.
Учитель: словосочетания помогают распространить предложение и сделать его коммуникативное предназначение более понятным для нас. Давайте запишем предложение.
Президент очень торжественно поздравил россиян с Днем России и пожелал соотечественникам добра, процветания и семейного благополучия.
( орфограммы, пунктограммы, схема)
-есть ли в предложении синонимы. Для чего используются?
- сложное слово. Способ образования.
-заимствованное слово. 7 мин.
Б) Слайд 4 На какие три типа делятся словосочетания.?
Ответ: по характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные
Учитель: давайте посмотрим , какие типы словосочетания помогли построить и распространить это предложение.
Выписать из предложения именное, глагольное и наречное словосочетание.
2 мин.
Какой тип преобладает в предложении?
( однородность ;дополнения зависит от сказуемого)
В) Слайд 6( упражнение: найти лишнее)3 мин (20 минут)
Учитель: ребята, сейчас вам необходимо выполнить следующее упражнение. Для каждой группы дан ряд сочетаний слов. Вам необходимо их выписать и определить, какой сочетание слов лишнее и по какой причине.
Ответы учеников.
Учитель: какое сочетание слов , не являющимся словосочетанием здесь не указано?
Однородность.
Уитель: итак, мы с вами повторили, что не может являться словосочетанием.
Это повторение поможет вам выполнить следующее задание.
Но для начала ответьте на вопрос: на какие виды связи делятся словосочетания?
Ответы: слайд 7
(согласование, примыкание, управление)
Г) Работа в группах. Первая - согласование, вторая – управление, третья – примыкание, четвертая – задание от учителя( определить вид связи и заменить на синонимичное словосочетание с другим видом связи)
Дается 5 минут. 25 мин
Ученики отвечают, после открываю я слайд.
Я открываю поочередно слайд для проверки.
Отвечает группа с примыканием,
потом с управлением,
потом с согласованием.
Слушать внимательно | Слушать с вниманием |
Очень интересно | |
Относиться уважительно | Относиться с уважением |
Спокойно размышлять | Со спокойствием размышлять |
Легко решать | С легкостью решать |
Гулять вечером |
С завистью взглянул | Завистливо взглянул |
С уважением относился | Уважительно относился |
Переделал с качеством | Переделал качественно |
Писал без ошибок | Писал безошибочно |
Выполнить с усердием | Выполнить усердно |
Доказываем с уверенностью | Доказываем уверенно |
Деревянного дома | Дома из дерева |
Березовым соком | Соком березы |
Соломенную шляпу | Шляпу из соломы |
Папина книга | Книга папы |
Бегущий человек | |
Сильным учеником |
Учитель: какие сочетания слов вы не выписали?
Почему?
Какой вывод можно сделать?
Д) Учитель: давайте посмотрим, что получилось у четвертой группы.
Ученики отвечают.
Ребята, а для чего мы должны уметь заменять словосочетание на синонимичное с другим видом связи?
Для разнообразия речи
- Разминка.
Учитель: упражнение показало, что вы научились определять виды связи в словосочетании. А теперь давайте посмотрим, как быстро вы это умеете делать. Прошу всех встать.
Определить вид связи в словосочетаниях.
Именное – руки вверх, потягивание вверх; примыкание – руки вправо, наклон вправо; управление - руки влево, наклон влево; сочетание слов – приседание с вытянутыми руками. 3 мин.
Московские улицы, буду учиться, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, самый умный, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, забавный и веселый, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, несолоно хлебавши, окраины города, умывать руки.
- Закрепление и вывод. Работа с текстом.
Учитель: Мы определили, что словосочетания поясняют предмет, признак, действие ;
служат строительным материалом в предложении.
А давайте выясним, какую роль служат словосочетания в тексте?
А) Мы знаем, что минимальная единица синтаксиса - словосочетание,
Из словосочетаний строится предложение, а из предложений? Текст.
Прочтите текст. И докажите, что это текст.
?
Какова тема текста?
О значении языка.
Учитель:вы видите, что текст поделен на три абзаца. Для чего?
( Три абзаца, так как можно найти в тексте три микротемы.)
Давайте найдем три микротемы каждого абзаца.
Первая группа находит первую микротему, вторая – вторую, третья- третью.
Четвертая группа анализирует ответы учеников и аргументирует свой ответ.
Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного народа, – это целый мир, полный прелести и волшебства.
Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.
Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери.
(Начало: «Язык – душа народа, его радость, боль, память, сокровище.»
Средняя часть: «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.»
Концовка: «Уважение и любовь к русскому языку совсем не мешает любить родную речь – язык матери.»)
Учитель:Итак, мы увидели, что в основной теме текста есть еще три микротемы, которые и делят текст на абзацы.10 мин 40 минут
Б) Задание на нахождение художественно-изобразительных средств
Учитель: К какому типу речи относится текст. Почему ?
К какому стилю относится этот текст?
Публицистический.
Докажите.
Учитель: какие средства помогают автору донести до нас суть текста? Изобразительно-выразительные средства языка.
Найдите в тексте необычные словосочетания , которые употреблены в переносном значении, и определите их.
целый мир. – гипербола, согласование
живая душа -метафора, согласование
горячую любовь, эпитет, согласование
как голос матери сравнение, управление
первое сокровище народа – метафора, согласование
Учитель: для чего автор использует такие словосочетания?
необычные словосочетания используются авторами как художественный прием.
- Итог урока.
Что такое словосочетания?
На какие три типа делятся словосочетания?
На какие виды связи делятся словосочетания?
Роль словосочетаний в речи? Слайд последний!!!
(- дают более четкое представление о предмете, действии, признаке;
- помогают распространить предложение;
-делают речь образной)
8.Рефлексия урока.
Поднять смайлики, которые характеризуют ваше мнение о ваших знаниях, полученных на уроке.
- Домашнее задание.
По картине ….. придумать все типы и виды словосочетаний .
необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов
Основная функция произведений публицистического стиля: агитация, пропаганда, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.
Задачи речи публицистического стиля: передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.
Характеристика высказывания: призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности.
Черты публицистического стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), призывный пафос.
Жанры публицистического стиля: очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты.
Особенности стиля: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие.
Языковые средства: общественно-политическая лексика и фразеология, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты, изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, инверсия и др.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...