"Моя речь- моё зеркало"
методическая разработка по русскому языку на тему

Симонова Наталья Витальевна

Жунал, посвещённый проблеме сквернословя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rech_-_moe_zerkalo.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Моя речь – моё зеркало».

                                                               

                                                                 

                                                                 Устный журнал, посвящённый проблеме

                                                                 сквернословия.

                                                 

                             

                                                Киров,

                                                                2016г.

№1.

Стыд - одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом.

№2.

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, И бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

                                         (Н Рыленков)

№3.

В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь.

        

- Что самое плохое? - объясни.

- Дурные мысли, губящие душу...

  Ты на замок тяжелый их замкни

  И ни за что не выпускай наружу

- А хуже что? Скорее говори!

- Слова дурные: заглуши их песней!

  Мелодии с зари и до зари

  Пускай звучат - что может быть прелестней!..

                                                 (Р. Гамзатов «Что самое плохое?- объясни...»)

№4.

Что такое сквернословие - порок или болезнь?

Вопрос этот поставлен не совсем правильно.Так же, как   алкоголизм   и   курение, сквернословие сначала, когда еще можно остановиться,  не сказать, не произнести (аналогично - не выпить, не закурить), безусловно, порок. Потом  постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.

№5

.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер.

№6.

Сквернословие охватило почти все возрасты. Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, но и при самой задушевной беседе.

№7  

Слова-дрова. Нас греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Всё время топится словами.

И сырость слов, и сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат, дымят, но мало греют

И душу в непогодь, и кров.

Слова бывают и скверны,

И дым от них такого рода,

Как будто у живой души

Забиты сажей дымоходы.

                             (В. Фёдоров «Слова-дрова, нас греет речь...»)

№8

Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «значит», «так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

№9

Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал ни одного скверного слова.

№10

Иностранцы, приезжая на учёбу или работу в Россию, попадая в студенческие общежития, на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.

№11

Не следует заменять ругательства их начальными буквами. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово целиком или ограничились его знаком – начальной буквой. Всё равно это сквернословие, ведь ваш сигнал интерпретирован, развёрнуто, полностью!

№12

Как избавляться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка? Надёжных рецептов тут нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

№13

Правило первое. Не говорить плохих слов самому. Вспоминаются слова А.И.Солженицына. Они сказаны им по другому поводу, но очень подходит и к нашему случаю: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире,- но не через меня».

№14

Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все пусть говорят, а я не буду». Конечно для этого требуется мужество. Позиция «я-исключение» трудна, но и притягательна. Трудна - потому что над тобой будут смеяться, подтрунивать, шутить. Возможна и такая реакция. Ах, ты не пьешь? Ты до сих пор не куришь? Не ругаешься? Так я заставлю тебя выпить, куплю тебе сигарет. Я не позволю тебе быть чище, чем я.

№15

Попробуйте устоять в такой позиции. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды – в год, и в два, и в пять лет, - когда рядом нет друзей, но есть семья, есть учёба, работа. Отсутствие таких «друзей» можно и нужно выдерживать, не хватаясь за первого встречного.

№16

Позиция «Я – исключение!» притягательна, потому что позволяет личности проявить свою индивидуальность. Древнейшие требования «Познай самого себя» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!».

№17

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие – «целомудрие». Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же можно беречь и целомудрие собственной речи. Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, незримую планку нашего авторитета на прежнюю высоту мы уже не поднимем.

№18

Итак, давайте коротко сформулируем первое правило: «Не говорить плохих слов самому». Попробуйте устоять на этой позиции.

№19

Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и меру своего авторитета. Восьмиклассник стал плохо учиться, пропускать уроки. Отец привел его на стройку. Мальчик стал электриком. Прошло время. Юноша ушёл со стройки. «Володя, почему ты ушёл со стройки?» - «Я был знаком, встречался на танцах с очень милыми и симпатичными девушками, а утром на работе слышал от них такие слова... И мне захотелось вырваться из этой среды. Я поступил на подготовительное отделение в институт». Сейчас этот человек – профессор, специалист в области экологии. Сквернословия стало причиной неприятия среды, желания изменить жизнь.

№20

Когда родители противятся желанию детей идти в рабочие, то отцов и матерей пугает не профессия даже, а среда, в которую попадает их ребенок. Очень непросто бывает не играть в поддавки, не подражать, не ронять себя.

№21

 

Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но это можно снести и порой дать достойный ответ. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то , что выходит из уст, оскверняет человека» - сказано в древней книге – Библии. Если же копировать других, говорить  говорит «как все», то нечего потом удивляться, что у вас не всё в жизни ладится: не вас послали в загранкомандировку, не вас повысили в должности, не вас поощрили. Человек ведь виден даже тогда, когда он говорит.

№22

Второе правило мы сформулируем так: «Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета».  

№23

Очень часто сквернословие объясняют так: «Я расслабился», - говорит человек. Мы действительно не умеем расслабляться, не владеем всем спектром прекрасных возможностей расслабляться. Умение сильно и ярко мечтать, спортивное напряжение, занятие музыкой, рисованием, коллекционированием, качественное исполнение домашних дел – это далеко неполный перечень возможности расслабиться.

№24

Расслабляться - совсем не значит пить вино и сквернословить. Можно услышать такое заявление: «А что, собственно, плохого, если ко мне пришёл друг, выплеснул наболевшее, выругался?» Но ведь никто из нас не захочет, чтобы его дети так расслаблялись. Поэтому третий тезис такой...

№25

«Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности».

№26

Как же быть с теми, кто сквернословит? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей.

№27

Даже в самой ужасной среде есть люди, которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.

№28

Отсюда следует четвёртое правило: «Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно».

№29

В речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я провозглашаю следующее правило: «Сегодняшний день – мой главный день. Сегодняшнее моё слово – моё лучшее слово». Нельзя рассуждать так: «Пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в быту, и недобрые взаимоотношения и сквернословие.

№30

Элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать даже очень любимого человека, не выплеснуть обиду – возможно ли это? Безусловно, нет.

№31

Так давайте научимся просить прощения, если с языка что – то сорвалось! Пусть это станет ещё одним нашим правилом.

№32

Подводя итог, повторим как своеобразное кредо: «Я – исключение. Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».

№33

Современные поэты и писатели являются настоящими борцами за чистоту русского языка. Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «О брани».

Это будут стихи не о том,

Что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать - то  о чём не хочется

Но молчанием зла не пресечь.

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно,

Злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где – то в древности рождено

Горем, пьянством и всё такое.

Почему же теперь, когда

Человек, оседлав надежды,

Сел в могучие поезда,

Взмыл на спутнике, как звезда,

Сквернословье живет, как прежде?

Да ещё обрело сейчас

И такие, увы, тенденции:

Отходя от народных масс,

Зреет в сферах интеллигенции.

Видно, ругань, её того:

От пропойцы услышать тошно,

А с ученостью ничего,

При высокой культуре – можно!

В общем, чуть ли не высший шик:

Как узор на дорожке скатертной,

Как второй иностранный язык,

Скажем, русский, французский и матерный!

                     

               ***

Человек, даже очень важный,

Верх учености и культуры,

Так вдруг брякнет многоэтажно,

Что такой в чертежах бумажных

Не бывало архитектуры...

Раньше в семьях, смиряя плач,

Говорили: «Пьёт, как сапожник!»

Скоро скажут: «Он пьёт, как врач!»

«Он ругается, как художник!»

               ***

Говорят, в технический век

Человек – это мысль и дерзание.

Значит, должен такому званию

Соответствовать человек!

                                 Э.Асадов   «О брани»

№35

Любить русский язык, бережно относится к нему учат нас многие известные писатели, композиторы, художники, учёные, общественные деятели. Так давайте прислушаемся к советам мудрых, к тому, о чём они говорили и говорят.

                    Высказывания о языке.

«Язык – это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: не точно, приблизительно, неверно»

                                                                                 Л.Н Толстой.

«Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова»

               П. Кальдерон.

«Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

                                                                     А.И. Куприн.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

                          К.Г. Паустовский.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

                                                  И.С. Тургенев

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"

В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй ро...

Классный час "Моя речь - моё зеркало"

Форма проведения - устный журнал, посвященный проблеме сквернословия.В ходе мероприятия учащиеся рассматривают  проблемы сквернословия и избавления от них; воспитывают в себе  нравстве...

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"

Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

проект по русскому языку "Речь - зеркало души человека".

проект по русскому языку "Речь-зеркало души человека."...

Классный час по теме "Хочу у зеркала спросить..."зеркало в литературе и физике.

Тема: «Хочу у зеркала спросить …» Зеркало в литературе и физике....