Таблицы по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Таблицы по русскому языку для учащихся 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_oshibki.doc | 35.5 КБ |
korni_s_cheredovaniem.doc | 48 КБ |
ne_s_raznymi_chastyami_rechi.doc | 37 КБ |
odnosostavnye_predlozheniya.doc | 35 КБ |
o-e-posle_shipyashchih_i_ts.doc | 43 КБ |
tipy_slovosochetaniy.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматические ошибки
Характер ошибки | Пример | Исправление | ||
И М Я С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е | Ошибочное словообразование. | утопичество взятничество скучание | утопия взяточничество скука | |
Неправильный выбор падежного окончания. | нет время без рельс выбора | нет времени без рельсов выборы | ||
Существительные мужского рода 2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание “У”, в случае объектного значения – окончание “Е”. | Деревья в вишневом саде. Декорации в «Вишневом саду». | Деревья в вишневом саду. Декорации в «Вишневом саде». | ||
Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных сущ-х (его можно образовать только в случае конкретного значения существительного). | В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственны тонкие понимания природы. | В партизанском движении участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание природы. | ||
Неверный выбор падежа. | Мечта к свободе. Согласно плана. | Мечта о свободе. Согласно плану. | ||
Нарушение управления. | Толстой описывает о войне. | Толстой описывает войну. | ||
И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н. | В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы. | Жизненный путь героя тяжел и трагичный. | Жизненный путь героя тяжел и трагичен. Жизненный путь героя тяжелый и трагичный. | |
Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного. | Сюжет рассказа интересный во многих отношениях. | Сюжет рассказа интересен во многих отношениях. | ||
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения. | Это произведение более худшее. Самый способнейший студент. | Это произведение еще хуже. Самый способный студент. Способнейший студент. | ||
1
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Чередование гласных Е – И
Корень | Пример | Корень | Пример |
-тира- | Вытирать | -тер- | Вытереть |
-бира- | Собирать | -бер- | Соберу |
-пира- | Запирать | -пер- | Запер |
-мира- ( но:мирить) | Замирать | -мер- | Замереть |
-дира- | Выдирать | -дер- | Выдеру |
-жига- | Зажигать | -жег- | Зажег |
-блиста- | Блистать | -блест- | Блестящий |
-стила- | Расстилать | -стел- | Постелить |
-има- | Снимать | -а/я- | Снять |
-ина- | Начинать | -а/я- | Начать |
Исключения: сочетать, сочетание |
Чередование гласных А – О
Корень | Правило | Примеры |
1. –лаг- - -лож- | Перед Г пишется А, перед Ж пишется О | Полагать, сложить Исключение: полог |
2. –каса- - -кос- (но:коса) | Если после корня есть суффикс А, в корне пишется А | Касаться, коснуться |
3. –гор- - -гар- ( но: гора) | Под ударением пишется А, без ударения – О | Загар, сгореть Искл. выгарки |
4. –зор- - -зар- | Под ударением - как слышится, без ударения пишется А | Зорька, зарево, заря, зарница |
5. –раст- - -ращ- - -рос- | Перед СТ и Щ пишется А. Искл.: росток, отрасль | Растение, сращение. Выросли. |
6. –равн- - -ровн- | В значении «равный, одинаковый» пишется А, в значении «ровный, гладкий, прямой» - О Исключение: равнина | Равняться, уравнение. Сровнять с землёй |
7. –клан- - -клон- | Под ударением – как слышится, без ударения - О | Кланяться, поклон. Склонение |
8. –твар- - -твор- | Под ударением – как слышится, без ударения – О | Творчество, тварь. Творение |
9. –скак- (-скач-) - -скоч- | Под ударением – как слышится, без ударения: перед Ч пишем О, перед К пишем А. Искл.: скачок, скачу, скачи. | Соскочить, поскакал. |
10. –плав- - -плов- | Буква А пишется во всех случаях, кроме слов ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА | Плавучий, плавник. Исключение: плывуны |
11. –мак- - -мок- | В значении «погружать в жидкость» пишется А, в значении «пропускать жидкость» пишется О. | Макать хлеб в мёд. Непромокаемый плащ. |
Предварительный просмотр:
Правописание НЕ с разными частями речи.
Часть речи | Раздельно | Слитно |
1. Имя существительное. | 1.Есть противопоставление с союзом «а» ( не правда, а ложь ). | 1. Не употребляется без НЕ (невольник). 2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправда = ложь). |
2.Полные прилагательные. Краткие прилагательные. (Каков? Какова?...) Наречия на –О,- Е. | 1. Есть противопоставление с союзом «а» (не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо). 2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… (вовсе не правдивый рассказ). | 1. Не употребляется без НЕ (ненастный, ненастно ). 2. Можно заменить синонимом без НЕ ( неправдивый=лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо ). |
3. Полные причастия. | 1. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной ). 2. Есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример ). | 1. Не употребляется без НЕ (недоумевающий ). 2. Нет зависимого слова (нерешённый пример ). 3. Нет противопоставления с союзом «а». |
4. Краткие причастия (что сделан? что сделана? и т.д.). | 1.Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены. | _________________________ |
5. Глагол. | 1. С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без неё ( не было, не мог ). 2. НЕ до…. ( действие не закончено: не доел суп, не дочитал главу ). | 1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодовать ) 2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок ). |
6.Деепричастие Что делая? Что сделав? | 1.С частицей НЕ пишется раздельно, если употребляется без НЕ: не зная, не думая . | Слитно пишутся деепричастия, не употребляющиеся без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая . |
Предварительный просмотр:
Односоставные предложения
Виды | Формы выражения главного члена предложения | Примеры | |
1 | Определённо-личные | Глаголы:1 и 2 лица ед. и множ. Числа настоящего и будущего времени; повелительного наклонения (подставляем: я, мы, ты, вы) | Люблю грозу в начале мая. Поедешь со мной? Верните книгу в библиотеку. |
2. | Неопределённо-личные | Глаголы:3 лица множ. числа настоящего и будущего времени; множ. числа в прошедшем времени. (подставляем : они) (окончания: -ут (-ют), -ат (-ят), -и ) | В дверь стучат. В садах окапывают деревья. Принесли почту. |
3. | Обобщённо- личные | Глаголы:2 лица единственного числа и 3 лица множественного числа. | Пословицы. Стой за правду горой. Цыплят по осени считают. |
4. | Безличные (нет и не может быть подлежащего) | Глаголы 3-го лица ед. числа наст. и буд. вр. (окончания: -ет (-ит). Глаголы прош. вр. средн. рода (окончание –О ). Инфинитив. Слова «нет», «нельзя» Краткие прилаг. и причастия на –О. Слова состояния на –О. | Уже смеркается. К вечеру подморозит. Светало. Быть грозе великой. Нет ни гроша. Об экзаменах сообщено. Мне страшно. |
5. | Назывные | Существительные в именительном падеже (из второстепенных членов - только определения). | Раннее утро. Вот и беседка. |
Предварительный просмотр:
Правописание -о-, -е-, -ё- после шипящих и ц.
Морфема | Части речи | Правило | Пример |
Корень | Любая часть речи | Под ударением после шипящих пишется -ё- (можно заменить на -е-) Искл: шов, шорох, крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, чопорный | Шёпот (шептать), шёлк |
Гласная от значения корня | Существительное | Ожог (руки) Поджог (сарая) | |
глагол | Ожёг (руку) Поджёг (сарай) | ||
Суффикс | Существительное |
Но в сущ., образованных от глаг., под ударением пишем -ё- | Речонка, галчонок; Сгущёнка, ночёвка, тушёнка. |
-ёр- (иноязычный) | Стажёр Дирижёр | ||
Прилагательное |
(образованных от сущ.)
| Парчовый (парча) Рыжеватый Золочёный (от золотить). | |
Причастие |
| Освещённый, окружённый | |
Наречие |
Но: ещё | Горячо, хорошо, короче, хуже | |
Окончание | существительное |
| Плечом, свечой товарищем |
прилагательное | Большой, чужой хорошего | ||
глагол |
| Печёшь, жжёт |
Предварительный просмотр:
Типы подчинительной связи в словосочетании
Согласование | Управление | Примыкание |
Какой? Подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Зависимое слово выражается: прилагательным, причастием, числительным, местоимением (в значении прилагательного) | Вопросы косвенных падежей: кого?чего?кому?чему? что?кем?чем?о ком? о чем? Подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного. | Где?куда?откуда?как?когда?почему? зачем?что делая?что сделав?что делать?что сделать? Подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола (инфинитив) |
восьмой урок | акция милосердия | бежать быстро |
наше село | сверкающий на снегу | поздно ночью |
лисий хвост | сверкая на снегу | по-зимнему холодно |
открытая тетрадь | движение на дороге | начал читать |
такой порядок | летел к нам | третий слева |
трёх тетрадей | привёз от знакомого | непривычно тихо |
непрекращающиеся дожди | принять помощь | увеличить втрое |
первый ученик | гостить у друга | немного легкомысленный |
эта аллея | помощь друга | знать наизусть |
опустевшая аллея | встречать опоздавших | макароны по-флотски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие таблицы по русскому языку
Обобщающие таблицы по русскому языку...
Таблицы по русскому языку
Таблицы по русскому языку помогут быстро вспомнить правило, хорошо подготовиться к ГИА и ЕГЭ...
Таблицы по русскому языку
Таблицы помогут при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Таблицы по русскому языку
Этот материал взят из книги Александрова В. Н., Александровой О. И., Соловьевой Т. В. "Единый государственный экзамен. Русский язык". Я его использую при работе со слабоуспевающими детьми в качестве о...
Обобщающие таблицы по русскому языку ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые обобщающие таблицы созданы много лет назад на основе технологии интенсификации обучения профессора В.Ф. Шаталова и имеют авторский о р и г и н а л ь н ы й характер. Особенности содержания...
Обобщающие таблицы по русскому языку
ТАБЛИЦЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАЗРАБОТАНЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО В. Ф. ШАТАЛОВУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ. РАБОТА ПРЕДТВАВЛЯЕТ СОБОЙ АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. ВСЕГО РАЗР...
Опорные схемы и таблицы по русскому языку
Начиная с 5 класса мои ученики на уроках русского языка пользуются портфолио, которое включает в себя опорные схемы и таблицы. Хочу предложить вашему вниманию некоторые из них....