Речевые ошибки
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме
Справочный и дидактических материал по предупреждению и исправлению речевых ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_oshibki.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые ошибки
Справочные материалы
Речевые ошибки - это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся следующие:
1) неразличение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
2) ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
3) ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
4) разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
Виды речевых ошибок
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в несвойственном ему значении | Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 | Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом | Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 | Неразличение синонимичных слов | В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 | Употребление слов иной стилевой окраски | Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 | Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
6 | Неоправданное употребление просторечных слов | Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 | Нарушение лексической сочетаемости | Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 | Употребление лишних слов, в том числе плеоназм | Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 | Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) | В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
10 | Неоправданное повторение слова | Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 | Бедность и однообразие синтаксических конструкций | Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 | Неудачное употребление местоимений | Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
Упражнения
Задание 1. Исправить речевые ошибки в примерах таблицы. Записать исправленный вариант.
Задание 2. Найти ошибку, записать исправленный вариант.
1)В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь»
2)Имя этого поэта знакомо во многих странах.
Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует.
3) В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься.
4) Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Речевые ошибки и приемы их устранения"
Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Речев...
Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"
Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....
Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)
Учителя – словесники знают, как трудно учить пятиклассников грамотно использовать средства языка. Общеизвестно и то, что сочинения «помогают» писать своим чадам...
Речевые ошибки
Разбор речевых ошибк при подготовке к ГИА и ЕГЭ...
Статья "Речевые ошибки и пути их преодоления"
Одной из актуальных задач преподавания русского языка в школе является формирование и развитие у школьников представления о хорошей речи и речевого самоконтроля - способности предупреждать появление о...
Речевые ошибки
Материал может быть использован на уроках по развитию речи и при подготовке к ГИА...