Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.
Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_frolovo.docx | 24.91 КБ |
vystuplenie.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 городского округа город Михайловка
Волгоградской области»
Активизация познавательной деятельности
обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы Масленникова Е.П.
Михайловка 2016
Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.
Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.
А в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы подростковой жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.
Я работаю с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья уже несколько лет. Особенностью этих детей является недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, характерна низкая познавательная активность. Поэтому в своей педагогической деятельности я акцентирую внимание, в первую очередь, на развитие познавательных способностей детей, и передо мной стоит задача повысить их интерес к процессу обучения, включить в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше.
В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминаю. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность обучающихся. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков.
Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку являются:
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– формирование связной речи;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с ограниченными возможностями является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.
Я расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых на уроках русского языка.
Используются дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи. ("Футбол", "Испорченный телефон", " Чепуха – не чепуха")
"Футбол". (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)
Игра проводится на последнем, повторительно-обобщающем уроке.
Класс делится на 2 команды.
1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.
2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.
"Испорченный телефон".
Для того, чтобы игра проходила в более быстром темпе и не было использовано много времени на уроке, участвуют 3 человека, остальные - наблюдатели (можно дать задания и наблюдателям, например, кто больше ошибок запомнит).
Описание игры: Упражнение проводится по правилам детской игры, с той лишь разницей, что передаётся не одно слово, а целый текст. Количество слов и предложений в тексте зависит от возраста и индивидуальных особенностей игроков. Задача учеников: пересказать текст как можно ближе к оригиналу.
Например, в 9 классе (8 вид) есть специальные упражнения на развитие памяти, где даны четверостишия. Посмотрите: Вот одно из них (на слайде)
"Чепуха - не чепуха "
Игра проводится на этапе изучения строения текста, предложения, знаков препинания при прямой речи и диалоге.
Описание игры: Задача учеников записывать точный ответ на вопрос учителя. Вопрос- задание зависит от темы урока. Ответы не сворачиваются, а задача учеников продолжить текст в соответствии с предыдущими словами и фразами. Конечная цель - связный текст.
Минимальный комплект вопросов для игры: ВЫ ВИДИТЕ на слайде
Обычно игра проводится в начале урока и не только создаёт эмоциональный настрой, но и является началом изучения или обобщения темы.
Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.
При ситуации успеха использую метод редактирование текста, который способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Используемые формы работы:
- ролевая игра с применением готовых текстов;
- поиск материала с ошибками в повседневной жизни.
Проблемный метод. Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Например, в 9Б классе даю предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
Работа ведётся в двух направлениях:
- выдвижение проблемного вопроса;
- создание проблемной ситуации.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Местоимение» в 9Б классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» – урок – «космическое путешествие».
Для оживления интереса учащихся и в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика». Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как у детей с ОВЗ присутствует страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.
Работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном очень активизирует познавательную деятельность школьников. Использую метод речетворчество. Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения разного характера, при этом развивается образное мышление, ассоциативные представления, устная и письменная речь учащихся, пополняется активный словарь.
Приёмы:
- «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам)
- «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)
- «Продолжи рассказ».
Метод «смысловых единиц» служит для развития смысловой памяти, логического мышления. Приёмы:
-анализ текста или его мини- изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.
- Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»).
Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника является целью работы нашей школы. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность» Бернард Шоу Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Причины нежелания учиться неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, огромный объём учебного материала, отвлекающие факторы подростковой жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Причины нежелания учиться бывают самые разные.
Существует ряд условий, при соблюдении которых активизация познавательной деятельности осуществляется успешно: учет психофизических особенностей детей; работа в зоне актуального и ближайшего развития; использование «адресной» помощи ребенку.
Задачи обучения русскому языку детей имеющих нарушение интеллекта: повысить уровень общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; выработать элементарные навыки грамотного письма.
Дидактические игры «Футбол» Данная игра способствует коррекции устной речи, памяти, внимания, аналитического мышления; происходит развитие коммуникативных навыков «Испорченный телефон» Способствует развитию внимания, памяти, речи, коммуникативных навыков. Мне грустно! Меня раздражает И солнца осеннего блеск, И лист, что с березы спадает, И поздних кузнечиков треск.
«Чепуха – не чепуха» Способствует развитию образного мышления, воображению, речи. Вопросы для игры: - Кто? - С кем? - Что делали? - Кто пришёл? - Что спросил? - Что ответили? -Как отреагировал? - Чем закончилось?
Ситуация успеха – метод редактирования текста Формы работы: Ролевая игра с применением готовых текстов Поиск материала с ошибками в повседневной жизни
Проблемный метод Например: Цветы под солнцем увянут и пожелтеют. Пришла весна, и природа ожила. Создается ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями решается поставленная проблема и делаются выводы. Направления: Выдвижение проблемного вопроса Создание проблемной ситуации
Нестандартные формы урока Урок-КВН Урок-путешествие Урок-викторина Урок-игра Урок-зачет
Метод речетворчество Приёмы: «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить) «Продолжи рассказ»
Метод «смысловых единиц» Приёмы: Анализ текста или его мини-изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом. Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»)
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка...
Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
Практическое применение познавательных форм деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.
Презентация...
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка
Педагогический проект....
Развитие познавательных У У Д на уроках русского языка и литературы в контексте современных образовательных технологий
Развитие познавательных УУД на уроках русского языка и литературы...
мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"
Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приоб...
Образовательный проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка»
Цель данной работы: теоретически обосновать и показать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий, активизирующих самообразование школьников на уроках русского языка. В э...