Правописание приставок пре- и при- .
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Светлана Сергеевна Иванова

Урок открытия нового знания 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_pristavok_pre-_i_pri-_.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Правописание приставок пре- и при- .

Класс:  6.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель учителя: обеспечить формирование знаний и умений учащихся правильного выбора условий написания приставок пре- и при-.

Цель учащихся: научиться различать приставки пре- и при-  по алгоритму, видеть и объяснять орфограмму «Правописание приставок пре- и при-».

Планируемые результаты:

-личностные:  понимание важности учёбы и познания нового, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха;

Метапредметные:

-регулятивные: определять и формулировать цель, тему урока, работать по плану, алгоритму, оценивать свои действия;

-познавательные: выполнять анализ, сравнение, обобщение, выстраивать логическую цепь, перерабатывать информацию для получения необходимых результатов;

-коммуникативные: организовать учебные действия в паре, научиться работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли;

-предметные: правописание приставок пре- и при-, значение приставок.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент. Мотивация.

Приветственное слово учителя.

Приветствие учителя.

Слово учителя о значимости материала.

Личностные:  понимание важности учёбы и познания нового; создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний.

Организует восприятие задания учащимися. Диалог.

Формулируют тему и цель урока.

На маленьких распечатках на столе записана сказка. Прочитайте её.

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр…снился пр…чудливый сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали впр…прыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кащей Василису Пр…мудрую найти, пр…пугнуть, к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча непр…одолимые пр…пятствия.

- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)

- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).

- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре и при).

- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно?  Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)

- Вы правы. Так какова  цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).

- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кому понравилась идея, предлагаю дома продолжить сказку.

Регулятивные:

определять и формулировать цель, тему урока;

Коммуникативные: научиться работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли.

Изучение нового материала

Побуждающий диалог. Акцентирует внимание на том, что правописание приставок пре-, при- зависит от значения.

Выполняют задание.

Формулируют правило по таблице.

Составляют алгоритм осуществления правильного выбора гласной буквы  в  приставках пре- и при-.

Прочитайте стихотворение.

Повнимательней смотри. 
Мы приставки пре- и при-. 
Научись нас различать, 
Друг от друга отличать. 
Запомни сначала четыре значенья: 
Неполное действие и приближенье, 
Близость чего-то к чему-нибудь, 
Присоединенье ещё не забудь. 
Наши руки всё сумеют, 
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют,      ПРИклеят, 
Всё ПРИделают как нужно 
Быстро, весело и дружно. 
Заяц ПРИскакал к соседу, 
Закричал: «Я к вам ПРИеду! 
На ПРИшкольном огороде 
Есть уже морковка вроде». 
ПРИоткрой скорей окошко – 
В дом попасть не может кошка. 
Ах, котлеты ПРИгорели! 
Не беда, уже их съели. 
ПРЕ – отличная приставка. 
Ей во всём нужна добавка. 
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем 
Или ПЕРЕ- заменяем. 

Заполни таблицу. Информацию ищи в стихотворении.

Значение    приставки

Примеры

ПРИ-

ПРЕ-

Выведение алгоритма    осуществления правильного выбора гласной буквы  в  приставках пре- и при-

а) найди слово с приставкой пре- или при-;

б) дай лексическое толкование слову и выдели приставку;

в) если:

         при-                          пре-

присоединение             = очень

приближение                = пере –

близость

неполные  действия

Регулятивные:

- работать по алгоритму,

Познавательные: выполнять анализ, сравнение, обобщение, выстраивать логическую цепь, перерабатывать информацию для получения необходимых результатов;

Предметные: правописание приставок пре- и при-, значение приставок.

Закрепление нового материала

Организует работу учащихся в парах.

Выполняют задания. Работа в парах.

1. Найди  "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.

2. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

  1. Расположенный у берега.
  2. Задуматься на некоторое время.
  3. Участок около школы.  
  4. Гнаться за кем-нибудь.  
  5. Слегка задеть что-либо.
  6. Вызывающий восхищение, красивый.  
  7. Немного открыть окно.  
  8. Расположенный у дороги 
  9. Спуститься с неба на землю.  
  10. Очень длинный.

Регулятивные: работать по плану, алгоритму, оценивать свои действия;

Познавательные: выполнять анализ, сравнение, обобщение, выстраивать логическую цепь, перерабатывать информацию для получения необходимых результатов.

Коммуникативные: организовать учебные действия в паре, научиться работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем, умение выражать свои мысли.

Предметные: правописание приставок пре- и при-, значение приставок.

Контроль

Организовывает работу учащихся в паре.

Выполняют упражнение из учебника, затем проверяют друг у друга.

Вставить пропущенные орфограммы, объяснить правописание.

Познавательные: выполнять анализ, сравнение, обобщение, выстраивать логическую цепь, перерабатывать информацию для получения необходимых результатов;

Коммуникативные: организовать учебные действия в паре, научиться работать в сотрудничестве со сверстниками и учителем;

Предметные: правописание приставок пре- и при-, значение приставок.

Рефлексия

Задаёт вопросы. Отслеживает усвоение темы урока.

Отвечают на вопросы.

  1. Какова тема урока?
  2. Какую цель ставили перед собой  и  достигли ли результатов?
  3. Что выполняли на уроке?
  4. Какие задания вам было выполнять интересно? Трудно?
  5. Какие мы допустили ошибки?
  6. Каким способам получения и применения знаний вы учились?
  7. Понравилась ли вам работа в группе или нет? Почему?
  8. Как оцениваете свою деятельность на уроке?

сигнальные карточки: красный – я внимателен на уроке, зеленый – не хватает усидчивости, желтый – следует быть организованнее.

  1. Дополните  облако "тегов":
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Регулятивные: оценивать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...