Цель урока: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках). Задачи урока: 1. Образовательные: – активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном; – познакомить учеников с понятиями "собственное” и "нарицательное”; – формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.
2. Развивающие: – развивать речь учащихся; – развивать внимание учащихся; – развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.
3. Воспитательные: – воспитывать речевую культуру; – воспитывать любовь к малой родине. Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, рабочие листы с материалами к уроку, памятка по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные”, аудиозапись песни из кинофильма "Золотой ключик или Приключения Буратино” А. Толстого. Ход урока - Оргмомент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка (слайд № 1 весёлые смайлики). 2. Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока. - Какую часть речи вы сейчас изучаете? - Что такое существительное? - А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными. 3. Оформление тетрадей. Запишите в тетрадях дату, тему урока (слайд № 2). Объяснение нового материала. - Актуализация знаний.
На слайде № 3 даны слова: Стихи, сайгак, Элиста, река, Калмыкия, Россия, эпос, Кугультинов, город, страна, степь, тюльпан, Пушкин. - Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова? - Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради. (Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой). - По какому принципу вы распределяли данные слова? - Давайте дополним каждую колонку своими примерами (2 ученика у доски). 5. Работа над новым материалом. Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные. Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными. - Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы? Прописная буква. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтением на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! - Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем "важных дел” большой буквы). - Составим пользуясь материалами учебника перечень существительных, которые будут писаться с большой буквы: Составление кластера - памятки.
- Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой. - Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры. Прочитайте в Памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают. – Какова особенность написания имен существительных собственных? Закрепление изученного материала. Лингвистическая разминка: Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее: 1 ряд: названия улиц города Элисты; 2 ряд: нарицательные существительные; 3 ряд: географические названия республики Калмыкия (города, реки). Проверка работ учащихся учителем (устно). Выполнение упражнений (слайд №4): В Элисте в 2008 году были названы «Семь чудес Калмыкии. Это - храм «Золотая обитель Будды Шакъямуни», строительство которого освятил Далай-лама 14-й; народный эпос «Джангар»; степные курганы - древние захоронения, живописно и естественно вписывающиеся в природные ландшафты; Сити-Чесс - город «Шахмат» с особым статусом; храм Хошеутовский - памятник воинам-калмыкам, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года; цветы буддизма - лотосы и тюльпаны, с давних времен являющиеся символом любви и означающие также славу и гордость. Выбранные символы подчеркивают уникальность и самобытность степного края и служат объединению всех народов, проживающих в республике. Тюльпан тоже является одним из этих чудес Калмыкии. - Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке. - Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова? Физкультминутка. - А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физкультминутка по песенке из кинофильма "Золотой ключик или Приключения Буратино”. Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь влево; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, наклонитесь вправо. Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных в этой песенке. - Решение проблемной задачи (слайд №5):
На слайде даны слова: Писатель - писатели | Давид Никитич Кугультинов | Рассказ – рассказы | Беречь тюльпаны | Город – | Лагань | Имя – | |
Вопросы и задания: – Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам) – К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? (К нарицательным существительным) – Измените по числам остальные слова. – Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается? – К какой группе существительных относятся эти слова? – Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам). - Работа с текстом №2 (слайд №6).
Выберите нужную букву: заглавную или строчную. 1. (Б, б)огдо - единственная гора в Прикаспийской низменности. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Л, л)енина. 3) Степной жемчужиной (К, к)алмыкии называют столицу - (Э,э)листу. 4) (С, с)анджи (К, к)аляев - известный поэт (Р, р)еспублики (К, к)алмыкия. - Вам даны на карточках названия городов, деревень, сёл России. Ваша задача выбрать только входящие в состав Республики Калмыкия:
Москва, Курск, Ики-Бурул, Большой Царын, Анапа, Санкт-Петербург, Городовиковск, Мурманск, Цаган Аман, Яшкуль, Новопрохладное, Чёрный Яр. – Уберите карточки с названиями городов и сёл, не входящих в состав Калмыкии. - Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
- Государство. (Россия)
- Город. (с.Чикола)
- Улица. (М.Баликоева)
- Дом. (57)
- Школа.(№3 им. Иса Хуадонти)
Промежуточный контроль: Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке(слайд № 7). 1. Имена существительные собственные называют: а) однородные предметы б) единичные предметы. 2.Нарицательные существительные пишутся: а) с большой буквы б) с маленькой буквы 3.В какой строке все слова написаны верно: а) дом, мама, миша б) кузнец, комар, Комаров 4.В какой строке допущена ошибка: а) кузнец, кузьма, кузов б) Кузнецов, Петров, Мухин Взаимопроверка. 1- б. 2- б. 3- б. 4- а. Подведение итогов урока. Рефлексия: - Что нового вы узнали на уроке? - Что для вас было легко, что трудно? - Что показалось на уроке самым интересным? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе. Урок понравился – карточка с весёлым смайликом, нет с грустным смайликом. Домашнее задание: параграф 92, подготовить сообщение по теме: "Тайна моего имени”. Выставление оценок с комментарием за урок.
|