Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"
Конспект урока русского языка (с требованиями ФГОС)
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 п.Ванино Ващенко Светлана Григорьевна
Предмет - русский язык
Класс 5Б
Тема урока: «Написание И-Ы после Ц»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Деятельностная цель: организация работы в группах и парах для открытия и закрепления нового материала.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применить теоретические знания;
- личностные УУД:
- Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
- Понимать и строить планируемые действия;
- Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
- Извлекать нужную информацию.
Технологии: дифференцированная, индивидуальная, критического мвшления
Педагогическая технология – проблемно-диалоговый урок.
Методы обучения: частично-поисковый;репродуктивный.
Методические приемы:
– использование занимательного материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– моделирование цели урока;
– составление своего плана решения учебной задачи;
– поиск информации в предложенных источниках;
– прием взаимоконтроля, самоконтроля
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Средства обучения: учебник, тетрадь, справочные материалы к учебнику.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, ватманы, маркеры, карточки для индивидуальной работы
Технологическая карта урока русского языка
«Буквы И-Ы после Ц»
5Б класс
(УМК С.И.Львовой, В.В.Львова)
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1.Организационный момент.1 мин | Организовать направленное внимание на начало урока.
| Проверяет готовность рабочих мест. Создает положительный настрой учащихся на урок. Прозвенел звонок для нас. | Готовятся к уроку. | Включение в учебный процесс | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Целеполагание |
2. Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в деятельности 10 мин | Повторение правописание слов по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» Готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового | Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний. Предлагает детям вспомнить материал по теме ««О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне»; Ребята, выпускники 9 класса написали вам письмо. Вам интересно, о чём они написали? Письмо летом лежало на подоконнике и некоторые буквы выцвели, но я думаю, что вы сможете его легко восстановить. (Текст письма предлагается на слайде).… «В наше время важно уметь правильно изл.гать свои мысли. Нужно ж.сткой щ.ткой вымести из своей речи плохие слова и вырвать зар.сли разговорных «сорняков», а затем тщательно ул.жить багаж знаний, полученных от учителя. Всем нам как подр.стающему поколению важно зал.жить фундамент грамотности уже в начальной школе, а не только в пятом классе, потому что во время экзамена надо пол.гаться не на удачу, а на твердые знания. Знания будут панц.рем, защищающим вас, и вы уже не будете выглядеть и чувствовать себя как желторотые юнц.на арене ц.рка…» Задание: списать, обозначить изученные орфограммы. - Понятен ли вам смысл письма? Легко ли вы его восстановили? Какие знания помогли вам?(вспомнили правила «О-Ё после шипящих в корне слова» и «О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ,РАЩ - РОЩ») Написание слов проверяется карточками с буквами А, Ё и О. Поставьте себе оценку: «5» - если ошибок нет или она одна; «4» - если 2-3 ошибки, «3» - если 4-5 ошибок и «2», если их больше. Какие слова вызвали затруднения? Почему? | Вспоминают материал по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» , объясняют написание слов в тетради. Отвечают на вопросы учителя Ставят себе оценки в тетрадь | Анализ объектов с целью выделения признаков, уметь систематизировать, делать выводы
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Выражение собственного мнения | Повторение пройденного материала по темам «О,Ё после шипящих», «Чередование гласных О-А в корне» Уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
3. Этап к мотивации учебной деятельности. Постановка учебной задачи 3 мин | Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели, помочь сформулировать тему урока. | Создаёт проблемную ситуацию на уроке. Обратите внимание на слайд (доску). ПАНЦИРЬ, ЮНЦЫ, ЦИРК, УЛИЦЫ, ЦИТАТА, ЛИСИЦЫН(ХВОСТ),КОНСТИТУЦИЯ,ЦИРКУЛЬ,ОГУРЦЫ, СИНИЦЫН (КЛЮВ), РЕВОЛЮЦИЯ - Прочтите вслух. Какие звуки слышатся во всех словах? (\цы\) А посмотрите, что написано? Как мы можем это объяснить? -Как мы сформулируем цель нашего урока? Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Записываем тему урока Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. - Ребята, а каким путём мы сегодня с вами пойдём, чтобы достичь данной дели? | Выясняют с помощью дискуссии, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения). Выбирают тот маршрут, по которому смогут вывести правило написания букв И-Ы после Ц (это может быть Интернет, учебник, справочная литература, работа в группах и т.д.). | Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять Развитие умения постановки познавательной цели | ответы на предлагаемые вопросы | высказывать предположения на основе наблюдений формулировать проблему урока и его цель; - искать пути решения проблемы |
4. Этап реализации построения проекта выхода из затруднения. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой и оцениванием. 8 мин | Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц. Выявление места и причины затруднения | Демонстрирует слова (карточка №1: Цистерна, циркуль, сестрицын, границы, станция, куницын, цитата, гостиницы, полиция, цикорий, лекция, улицы.), предлагает сравнить данные слова и сформулировать правило. Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде кластеров, таблиц. После обсуждения ребята выдвигают следующий план действий (работа в группах):
Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы. -Ребята, а как мы можем проверить правильность наших выводов? (с помощью учебника ) Прочтите правило, в полном ли объёме мы заполнили таблицу (схему)? (Слова-исключения дать фразой: ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ЦЫПЛЁНКУ ЦЫКНУЛ: «ЦЫЦ!»). Добавляют в таблицу ребята, работающие по карточке. Сравниваем таблицы и кластеры, оцениваем их все вместе и ставим оценки по группам. …Итак, наша таблица(схема) завершена. Она будет нашей опорой на пути к цели. Предлагает запомнить правило (текст на слайде) Рифмованный алгоритм: В существительных на - ция | Группа сильных учащихся работает с карточкой №1, определяя правило самостоятельно. Они высказывают свою точку зрения, объединяя слова по схожим признакам. Ребята в других группах находят правило в Интернете и в справочниках В каждой группе лежат ватманы и маркеры, где они фиксируют свои результаты и наблюдения в виде кластеров или таблиц. Демонстрируют свои «продукты» классу, определяют план работы над орфограммой. Задают выступающим вопросы. Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Ставят оценки за работу в тетрадь. Проговаривают правило в парах. | Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности Моделирование, построение логической цепи рассуждения, доказательств Проявляют познавательную самостоятельность и активность Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в полученной информации по ходу выполнения задания. Работа со справочной литературой . | Аргументация своего мнения. Грамотное построение устного высказывания. Высказывание своего мнения. Осознание ответственности за общее дело Умение выступать перед классом Умение работать в группах | осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - соотносить цели и результаты своей деятельности; |
5. Этап первичного закрепления Включение в систему знаний и повторение. 10 мин 6. Физминутка 2 мин 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин | Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма, и закрепить её на практике. организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону; Снятие утомления Усвоение новых знаний. | Организует работу в группах: слабые ребята работают по карточке №2, остальные – с учителем (выборочный диктант) - Я расскажу вам «жутко правдивую» историю. Слушайте внимательно и выпишите из моего рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой). - Когда я шла к вам, то видела, как по дороге мимо больницы бежал цыпленок с циркулем, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку, которая несла рукавицы. А она на меня как цыкнет: «Цыц! Он из цирка сбежал» Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы. Вы верите мне? Ну и молодцы! Отрабатывается обозначение орфограммы. Работы сверяются с записями у доски и таблицами (кластерами). У слабых ребят проверяется правильное обозначение орфограммы. . Поставьте себе оценку: «5» - если ошибок нет или она одна; «4» - если 2-4 ошибки, «3» - если 5-7 ошибок и «2», если их больше. Предлагает ответить на вопросы: - В чём вы испытывали трудность? - Что вы считаете нужным сделать, чтобы впредь избегать ошибок? Физминутка. Орфографическая разминка. Я читаю вам слова. Если в слове после Ц пишется И – вы прыгаете, если Ы – выполняете наклоны вперед. Будьте внимательны: умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция. (1-2 мин.) Опираясь на теоретический материал и выполненные упражнения, учащимся предлагается выполнить самостоятельно разноуровневые задания. Проверка осуществляется путём сверки (тексты на экране). Оценка «5» ставится за выполненное задание без ошибок. | Работают, определяя орфограмму на слух, проверяют себя по кластерам, таблицам, объясняя, проговаривая вслух свои действия. Отвечают на вопросы Индивидуальная работа: Станция, цыпочки, цитрус, циркач, сестрицын, глупцы, дисциплина, цыган, гусеницы, круглолицый, цинга, циновка, Греция. Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с –и-ы Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац… | Закрепление знаний по данной орфограмме Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию умения структурировать полученные знания, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия Уметь применять алгоритм деятельности при решении проблем Уметь работать с разными по уровню заданиями | Работа по алгоритму, по предложенному правилу. Аргументация своего мнения. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других контроль, коррекция и оценка действий своих одноклассников | .Уметь определять цель учебных действий в сотрудничестве с учителем, контроль, оценка, коррекция контроль, оценка, коррекция Уметь выполнять учебные действия в умственной форме контроль, коррекция, осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 2 мин 9. Домашнее задание 2 мин 10. Оценки за урок 2 мин | Оценить результаты собственной деятельности; Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала. | Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Предлагает совместно (на шкале) выявить недостатки знаний и умений по данной теме. - Ребята, вспомните, пожалуйста, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? - Что нужно знать, чтобы правильно писать буквы Ы и И после Ц? - Довольны ли вы своей работой? Если довольны, похлопайте себе. Я надеюсь, что вы примете к сведению пожелания выпускников и наше сегодняшнее открытие будет частичкой вашего панциря. А чтобы его укрепить, выберите себе домашнее задание: Параграф 48, упр.687 (Подумайте, слова Ц..ЛИНА и Ц..НА на правило «Буквы И-Ы после Ц» или на другое правило? Докажите.) Творческое задание: сочините сказку о споре букв И-Ы или составьте кроссворд, используя слова на изученную орфограмму. Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания Оценки за урок: внимательно посмотрите на оценки, которые вы себе ставили, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности через разработанную шкалу. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности . | Рефлексия способов и условий действия. Оценивать свою деятельность на уроке. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | Самооценка на основе критерия успешности - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС
В данной работе представлены конспекты уроков русского языка по темам: "Наречие как часть речи", "Слитное и раздельное написание производных предлогов", "Суффиксы кратких страдательных причастий", "По...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Имя собственное" в рамках ФГОС
Данный урок проведён во 2 классе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспекты уроков русского языка в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: НаречиеЦели урока:Обучающие: создать условия для ознакомления обучающихся с новой частью речи – наречием; учить находить наречия в предложении, испол...
Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова
Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...