Открытый урок по русскому языку. "Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку. "Буква е и и в приставках не и ни отрицательных наречий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_uroka_bukvy_e_i_i_v_pristavkah_ne_i_ni_otritsatelnyh_narechiy.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий».
- Цель урока: показать условия выбора на письме буквы е в приставке не- и буквы и в приставке ни-; развивать умение написания не и ни в наречиях и других частях речи.
Личностные:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершенствованию;достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); - владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
- способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
- умения правильного написания не и ни в наречиях и других частях речи;
- формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
- формирование мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
- понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
- Задачи.
Обучающие:
развить умение формулировать определение понятий;
развить умение находить беглые гласные в словах;
развить умение определять беглые гласные, чередование звуков;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
развитие критического мышления обучающихся;
развитие внимания обучающихся ;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
4.Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом
5. Методы и формы работы учащихся: проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
6. Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время | УУД. |
1 | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Приветственное слово учителя Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам | Приветствие учащихся | 1 мин | Принцип психологической комфортности УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
2 | Актуализация и проблемное учебное действие | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности(самостоятельно или при незначительной помощи учителя) -Запишите предложение (на слайде) Никогда не забудет русский народ имени Василия Андреевича Жуковского. Ни у кого не вызывает сомнений, что Жуковский - выдающийся поэт девятнадцатого века. Никто из современных ему поэтов не мог с такой искренностью раскрыть мир своей души ,ничьи произведения так не волновали , нигде не находил читатель такого музыкального ,певучего стиха. -Какая повторяющаяся орфограмма встретилась в тексте ? (Правописание не и ни) -В словах каких частей речи? (Глагол, местоимение, наречие) Задание 1 Выпишите и объясните правописание: 1.глаголов с не – ни 2.местоимений с не-ни 3.наречий с не-ни Учитель дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению программ, подводит к выводу о том, что объяснить правописание наречий с не-ни затруднительно, так как правило еще не изучено. | Осваивают лингвистические термины .Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | 5 мин | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3 | Выявление места и причины затруднения Физкультминутка | На слайде: Кто-никто чего-ничего Какой-никакой кого-некого -Ребята, вспомним, как же образуются отрицательные местоимения? (От вопросительных местоимений с помощью приставок не-ни) -Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не, а когда ни? (Приставка не - ударная, а ни-безударная) Запись третьего столбика. Где-нигде Где-негде -По аналогии с местоимениями сформулируйте правило о написании наречий с не и ни. -Изучение правила на стр. учебника 104-105 Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два, Думай, думай, голова (Вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Выполняют элементарные физические упражнения | 4 мин 3 мин | Познавательные: делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4 | Целеполагание и построение выхода из затруднения | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. На слайде: 7 вопросов – просто чудо! Их запомнить можно так: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Образуйте при помощи приставок отрицательные наречия. Какие слова в этом ряду лишние? Почему? -Упр.250-комментированное письмо ,выполнение заданий | Диалог с учителем. делают выводы, выполняют письменное задание. | 7 мин. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. |
5 | Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | -Упр. 252-самостоятельное выполнение с последующей проверкой. | Принимают участие в работе, отвечают на вопросы | 5 мин. | Познавательные :читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность |
6 | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Проговаривание правила -Сформулируйте правило выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. - Есть ли разница в правописании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях? | Выполняют задание, работают с учебником. | 4 мин. | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Обобщающий тест 1вариант А1. В каком слове нет окончания? 1.Окно 3.плотно 2.дефис 4.прыгнул А2.Какое наречие обозначает причину? 1.Невольно вскрикнула 2.старательно учил 3.бегут вприпрыжку 4.сделал назло А3. В каком варианте ответа есть речевая ошибка?
А 4.В каком варианте ответа есть определительное наречие? 1.Встретил вчера; 2.раздавался вдали; 3.увеличить слегка; 4.нарочно утаил. В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении. Вдруг отхлынул от сердца испуг еще скорее, чем прихлынул. С1. Опишите, используя наречия, действия собаки. Ответы: А1-3,А2-4,А3-2,А4-3,В1-2 Вариант 2 А1. В каком слове нет окончания? 1.Балкон 3.нарисовал 2.озеро 4.назло А2. Какое наречие обозначает меру? 1.много 3.кое-как 2.невзначай 4.долго А3 В каком варианте ответа есть речевая ошибка? 1.Петь громче; 2.изложить более подробно; 3.встать раньше; 4.пиши более аккуратнее. А4. В каком варианте ответа есть обстоятельственное наречие? 1.Увеличить вдвое; 2.много сделать; 3.остановиться здесь; 4.мало тренироваться. В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе. С1. Опишите, используя наречия, действия кошки. Ответы:А1-4,А2-1,А3-4,А4-3,В1-2. Вариант 3 А1. В каком слове нет окончания? 1.Кефир 3.свернут 2.полотно 4.стойко А2. Какое наречие обозначает цель ? 1.специально оставил 2.идет направо 3.холодно посмотрела 4.недавно познакомились А3 В каком варианте ответа есть речевая ошибка? 1.Бежал быстрее ветра; 2.очень прекрасно образован; 3.изобразил более ярко; 4.строжайше запретил. А4. В каком варианте ответа есть определительное наречие? 1.вполне достаточно; 2.обидел невзначай; 3.показал впереди; 4.идущий навстречу. В1.Напишите цифрой количество наречий в предложении Я кивнул ему головой и пошел восвояси вдоль задымившейся реки. С1. Опишите, используя наречия, действия птицы. Ответы:А1-4,А2-1,А3-2,А4-1,В1-1.
| Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем | 7 мин. | Познавательные, регулятивные УУД |
9 | Подведение итогов | Домашнее задание упр. 254 | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках. | 3 мин. | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Конспект урока по русскому языку " Буквы Е - И в корнях с чередованием"
Дана полная разработка урока и конспект...
Методическая разработка урока по русскому языку:"Буквы И-Ы после Ц"
Урок-прктикум с элементами исследования...
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" (с приложениями) 7 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы а–о на конце наречий с приставками" 7 классПриложения:1. Пояснительная записка2. Алгоритм рассуждения3. Оценочный лист4. Самоанализ...
Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"
Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"...
Разработка открытого урока по русскому языку " Буквы О-А в корне -лаг-, -лож-", 5 класс
На уроке применены методы активного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, что помогает активизировать интерес обучающихся к учебному материалу....