Урок русского языка в 6 классе «В мире фразеологизмов» с элементами лингвокультурологии
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лотфурахманова Раиля Гарифзяновна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе  «В мире фразеологизмов» с элементами лингвокультурологии

Программа  Ладыженской Т.А.

Учитель: Лотфурахманова Р.Г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний        

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по фразеологии  как разделе науки о языке.

Задачи:

-Воспитывать у учащихся уважение к родному языку  через  постижение  его национальной специфики - фразеологизмов

-Помочь учащимся увидеть тот культурный  фон, который стоит  за фразеологизмами  и который  позволяет соотносить  поверхностные  структуры языка  с их глубинной сущностью

Предполагаемые результаты:

предметные: умение  отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, пояснять их значения в речи;  умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, осознанно строить  речевое высказывание, используя фразеологизмы

метапредметные: умение находить и обрабатывать информацию, обобщать услышанное, работать с разными видами словарей

личностные: понимание  необходимости  расширения знаний о культуре народов,  осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к нему, стремление к речевому самосовершенствованию

Ход урока:

На доске: «В мире….»

Организационный момент

Актуализация знаний

Известный русский языковед сказал  так  об этом языковом явлении: «Они   всегда косвенно  отражают воззрения  народа, общественный строй, идеологию  своей  эпохи. Отражают- как  свет утра  отражается в капле росы».  Например,   отложить дело в  долгий ящик, кричать (орать)  во всю Ивановскую,  О чём идёт речь?  Правильно.  Это фразеологизмы.  Допишите название темы в тетради  

В мире фразеологизмов

Повторение

Давайте вспомним, что такое фразеологизмы (  фразеологизмы – это  устойчивые сочетания  слов, неделимые и целостные по своей структуре)

Каковы характерные особенности фразеологизмов? ( образность, выразительность, эмоциональность, лаконичность, широкая сфера применения)

В каком стиле русского языка они  могут использоваться?

Почему  человеку так необходимо  изучать фразеологизмы, знать их значение, историю происхождения?   Фразеологизмы отражают жизнь нашего народа с далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи. Известно, что человек только  тогда становится человеком, когда он с детства   усваивает язык  и вместе с ним культуру своего народа. Фразеологизмы - ценнейший источник сведений о культуре  и менталитете народа, в них как бы законсервированы мифы, легенды, обычаи.

Какой раздел науки о языке изучает  фразеологизмы? ( фразеология)

Из какого языка заимствовано слово «фразеология»?

Из каких корней состоит? Что означают эти корни? Вспомните другие слова с этими корнями.

Цель нашего урока - обобщить знания о фразеологизмах, убедиться, что они обогащают нашу речь,  получить новые сведения о культуре  народа.

Проверка домашнего задания.  Учащиеся должны были  подготовить  сообщения о происхождении фразеологизмов, используя словари, нарисовать иллюстрации к фразеологизмам

Закрепление  знаний учащихся о значениях фразеологизмов.

Задание № 1  Соедините линией фразеологизм и его значение

Краеугольный камень

Лишнее, ненужное, то, что может принести вред

Бить баклуши

Обвинить

От лукавого

Полное разорение, опустошение, грязь

Бросить камень

Основание, главная идея чего- либо

Хлеб насущий

бездельничать

Соль земли

Жаловаться на судьбу, плакаться, притворяться несчастным

Мерзость запустения

Наиболее активная, творческая сила народа

Петь  Лазаря

Жизненно необходимое

Ответ: краеугольный камень- основание, главная идея чего- либо, бить баклуши - бездельничать, от лукавого- лишнее, ненужное, то, что может принести вред, бросить камень- обвинить, мерзость запустения- полное разорение, опустошение, грязь, соль земли- наиболее активная, творческая  сила народа, петь Лазаря- жаловаться на судьбу, плакаться, притворяться несчастным, хлеб насущный- жизненно необходимое.

Ребята, какие ещё фразеологизмы со словом «хлеб» вы знаете?  (хлебом не корми,  перебиваться с хлеба на воду, есть чужой хлеб, жить на хлебах у кого- либо, зарабатывать на хлеб и т.д.) Что вы можете рассказать об истории данных фразеологизмов?

Сообщение учащегося

В основе фразеологизмов с компонентом «хлеб»  лежит  представление о  нём  как о символе жизни, благополучия, материального достатка.  Хлеб обязательно должен быть своим, заработанным собственным трудом. Вспомните  слова из Библии, обращённые  к   первым людям Адаму и Еве: «Хлеб будете добывать в поте лица своего». Если же есть чужой хлеб, то такое поведение осуждается обществом. Основой для осуждения является  библейская установка  на то, что хлеб должен добываться  трудом, а также  представление о хлебе как о ритуальном предмете , способном  оказать влияние на различные стороны жизни человека,-  с хлебом связаны  весенние обряды, гадания, ворожба, заговоры. В древности считалось,  что если  человек ест «твой» хлеб, то может навредить  тебе. Есть и  прямо противоположная точка зрения: «странник, вкусивший нашего хлеба- соли, уже не может  питать к нам  неприязненного чувства, становится как бы  родственным нам человеком». О святости  хлеба есть много  свидетельств у славян. Так, по словацкому обычаю в пелёнки  новорождённому кладут  кусок хлеба, чтобы его никто не сглазил. Чехи и украинцы считают, что хлеб  способен защитить  от нечистой силы. Отсюда и поговорка «Хлеб- соль  не пропустит зла», а одна из функций хлеба, оставляемого в течение 40 дней после смерти человека,- быть оберегом.

Учитель:  когда-то на Руси  ели щи и кашу только деревянными ложками. Подмастерья  кололи  чурбанчики  липового дерева- заготовки для мастера, который делал ложки.   Как назывались эти чурбанчики?  Правильно, баклуши. Выпишите  из  таблички  фразеологизм  «бить баклуши». Бить баклуши считалось пустячной работой,  потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Запишите предложение.

На уроке Глеб  бездельничал

Подчеркните и объясните орфограммы.  Переделайте предложение, добавив  устойчивые сочетания.

На уроке Глеб бил баклуши.

На уроке Глеб сидел сложа руки.

Сравните  три предложения. Какие из них красочнее? (учащиеся делают вывод  об образности, эмоциональности фразеологизмов)

 Подчеркните  грамматические основы в предложениях. ( учащиеся делают вывод о  том, что фразеологизм  выполняет роль ОДНОГО  члена предложения)

Задание № 2

Расшифруйте фразеологизм.  Устно составьте с ним предложение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н

О

Ы

К

В

С

Л

Ь

Б

И

Й

Т

Ответ: осиновый кол вбить (окончательно избавиться от какой- либо напасти)

Сообщение учащегося

Осина в христианском мире давно имеет плохую репутацию. Из Библии известно, что предатель Иуда, не выдержав угрызений совести, повесился на осине. О человеке, находящемся  в состоянии страха, говорят : «Дрожит, как осиновый лист». Наши предки были суеверны, они верили в колдунов, ведьм, чертей и другую нечисть. В старину на Руси  был обычай: в могилу человека, подозреваемого в колдовстве, вбивали осиновый кол, чтобы нечистая сила  не могла больше вредить  живущим. В настоящее время выражение «вбить осиновый кол» применяют в переносном значении – «раз и навсегда положить конец  чему- либо».

Задание №3

Спишите  предложения, в которых есть фразеологизмы. Объясните  значение фразеологизмов. Подчеркните  и объясните орфограммы.

 По- моему, он  уже стал бояться  собственной тени. При свете фонаря он увидел собственную тень. Метко стрелять должен уметь каждый солдат. Перестань стрелять глазами! Маша решила  своё имя  вышить красной нитью. Через всё стихотворение красной нитью проходит тема одиночества. Свинья с наслаждением   вывалялась в грязи. Такое ощущение, что меня вываляли в грязи. Держи карман шире: я насыплю тебе орехов. Дождёшься от тётки помощи: держи карман шире!

Задание №4

Подберите к словам синонимичные фразеологизмы.  Аукцион «Кто больше?»

Быстро, точно, молчать, медленно, хитрый, худой, голодный

Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание:  напишите сочинение на тему «Ты настоящий друг?». Используйте фразеологизмы.

 

Список литературы:

1. Маслова В.А.  Лингвокультурология: учебное пособие для  студентов  высших учебных заведений-М., 2001 г.

Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей-М.: Издательство РОСТ, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Фразеологизмы"

Данная презентация в виде путешествия по интересным станциям с творческим заданием...

Урок русского языка 6 класс «Фразеологизмы»

Урок изучения нового материала в 6 классе (Лексика)...

открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...

Урок русского языка 6 класс на тему "Этот загадочный мир фразеологизмов"

Урок русского языка 6 класс на тему: «Этот загадочный мир фразеологизмов»Цель: повторить и обобщить материал по теме «Фразеологизмы»Задачи: 1) совершенствовать навыки учащ...

Разработка урока русского языка 6 класс тема Фразеологизмы

Урок в форме настольной игры. На закрепление знаний по теме Фразеологизмы, повторения различий между фразеологизмами, афоризмами, пословицами.Разработка может быть использована на уроке литературы в 5...