Технологическая карта "Правописание приставок на -з/-с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

технологическая карта урока в 5 классе по теме "Правописание приставок на -з/-с"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_na_z_i_s.docx173.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Тема

Буквы з и с на конце приставок

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с орфограммой буквы з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв на конце приставок, обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.

Планируемый результат

 Предметные: знать правило написания букв з и с на конце приставок, правило единообразного написания приставки с, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора букв на конце приставок, уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Чередование звуков

Ресурсы:

Учебник, презентация, диск.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в группах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

Разминка:

Придумайте три слова (существительное, прилагательное, глагол) с приставками:

  1. Приставка по-
  2. Приставка у-
  3. Приставка на-
  4. Приставка про-
  5. Приставка от-
  6. Приставка с-

Расшифруйте фонетическую транскрипцию.

З б р и т

З д а н и й э

З д а р о в й э

З д а т

З д э с

- сделайте вывод о правописании и произношении. (Gроизносим одинаково, пишем по-разному). Почему так происходит, как называется такой процесс? (Озвончение).

- О каких приставках говорилось в сказке?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

- Понаблюдайте над словами на слайде:

Раздать – расправить

Безграмотный – бесформенный

Изрезать- исчертить

- От каких условий зависит выбор букв з и с на конце приставок?

- Прочитайте правило в учебнике. Правильно ли мы сделали вывод?

- Какие знания нам понадобятся, чтобы правильно писать приставки на з и с? (Повторить звонкие и глухие согласные).

 Физкультминутка:

Если в пословице встречается приставка с буквой С – встаем, с З – хлопаем.

Безмерная хвала чести вредит.

Чего не знаешь, того не разгадаешь.

С совестью не разминуться.

Беспечальному сон сладок.

Горько не вечно, а сладко не бесконечно.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.

Друга разжалобить – самому заплакать.

Не изведан – друг, а изведан – два.

Раздружится друг – хуже недруга.

 отвечают на вопросы.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

Построение проекта выхода из затруднения

Игра «Зоопарк». Первая группа помещает в свой зоопарк  тех животных, в названиях которых есть только звонкие и сонорные согласные. Вторая группа – животных, в названиях которых есть только глухие согласные. Третья группа – животных, в названиях которых есть  глухие, звонкие и сонорные согласные. Найдите их.

Баран, кот, зебра, щука, выдра, пес, гагара, утка, кит, олень, петух, свинья, цыпленок, кошка, тигр, леопард, лошадь, слон, еж, енот.

Подберите слова с приставками, которые оканчиваются на з и с.

Развернуть – раскраска

Безразличие – бескрайний

Известие – исправить

Взлететь – вспомнить

Низвергаться – нисходить

Возглавить - воскликнуть

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Угадай прилагательное:

Ночь без сна

Небо без звезд

Ребенок без забот

Мотор без шума

Дорога без конца

Рыцарь без страха

Жидкость без цвета

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

Выберите задание и выполните в тетради:

  1. Из текста выпишите слова с приставками на з и с.

Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!

  1. Образуйте прилагательное, составьте словосочетание.

Без снега, без пользы, без цели, без края.

  1. Разберите слова по составу.

Неисчерпаемый, водоразборный, происшествие.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Выполнение заданий по учебнику.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Написание приставок ПРИ-ПРЕ"

Технологическая карта урока составлена с требованиями ФГОС.Класс: 5УМК  В.В.БабайцевойТема урока: "Правописание приставок при- и пре-"Тип урока:  «открытие» нового знанияЦели урока:Деятельно...

Технологическая карта урока по теме: "З и С на конце приставок"

Данная методическая разработка - технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "З и С на конце приставок". В основе занатия - учебное исследование, которое учащиеся проводят в группах...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.

Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...

Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "

Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...