Технологическая карта "Правописание приставок на -з/-с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
технологическая карта урока в 5 классе по теме "Правописание приставок на -з/-с"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_na_z_i_s.docx | 173.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Тема | Буквы з и с на конце приставок |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Цель урока | Познакомить учащихся с орфограммой буквы з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв на конце приставок, обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста. |
Планируемый результат | Предметные: знать правило написания букв з и с на конце приставок, правило единообразного написания приставки с, уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора букв на конце приставок, уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Чередование звуков |
Ресурсы: | Учебник, презентация, диск. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Разминка: Придумайте три слова (существительное, прилагательное, глагол) с приставками:
Расшифруйте фонетическую транскрипцию. З б р и т З д а н и й э З д а р о в й э З д а т З д э с - сделайте вывод о правописании и произношении. (Gроизносим одинаково, пишем по-разному). Почему так происходит, как называется такой процесс? (Озвончение). - О каких приставках говорилось в сказке? -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | - Понаблюдайте над словами на слайде: Раздать – расправить Безграмотный – бесформенный Изрезать- исчертить - От каких условий зависит выбор букв з и с на конце приставок? - Прочитайте правило в учебнике. Правильно ли мы сделали вывод? - Какие знания нам понадобятся, чтобы правильно писать приставки на з и с? (Повторить звонкие и глухие согласные). Физкультминутка: Если в пословице встречается приставка с буквой С – встаем, с З – хлопаем. Безмерная хвала чести вредит. Чего не знаешь, того не разгадаешь. С совестью не разминуться. Беспечальному сон сладок. Горько не вечно, а сладко не бесконечно. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь. Друга разжалобить – самому заплакать. Не изведан – друг, а изведан – два. Раздружится друг – хуже недруга. | отвечают на вопросы. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Игра «Зоопарк». Первая группа помещает в свой зоопарк тех животных, в названиях которых есть только звонкие и сонорные согласные. Вторая группа – животных, в названиях которых есть только глухие согласные. Третья группа – животных, в названиях которых есть глухие, звонкие и сонорные согласные. Найдите их. Баран, кот, зебра, щука, выдра, пес, гагара, утка, кит, олень, петух, свинья, цыпленок, кошка, тигр, леопард, лошадь, слон, еж, енот. Подберите слова с приставками, которые оканчиваются на з и с. Развернуть – раскраска Безразличие – бескрайний Известие – исправить Взлететь – вспомнить Низвергаться – нисходить Возглавить - воскликнуть | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Угадай прилагательное: Ночь без сна Небо без звезд Ребенок без забот Мотор без шума Дорога без конца Рыцарь без страха Жидкость без цвета | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. | |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Выберите задание и выполните в тетради:
Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зеленого друга!
Без снега, без пользы, без цели, без края.
Неисчерпаемый, водоразборный, происшествие. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Выполнение заданий по учебнику. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. | |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Правописание приставок, оканчивающихся на З (С).
Урок на тему: "Правописание приставок на З(С)"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Написание приставок ПРИ-ПРЕ"
Технологическая карта урока составлена с требованиями ФГОС.Класс: 5УМК В.В.БабайцевойТема урока: "Правописание приставок при- и пре-"Тип урока: «открытие» нового знанияЦели урока:Деятельно...
Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока по теме: "З и С на конце приставок"
Данная методическая разработка - технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "З и С на конце приставок". В основе занатия - учебное исследование, которое учащиеся проводят в группах...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "
Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...