Лингвистическая игра "Честь и слава нашему языку" 9 класс
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему

Дорохина Светлана Васильевна

Лингвистическая игра-соревнование для обучающихся  9-х классов. Игра содержит 8 конкурсов, при участии в которых ученики смогут продемонстрировать свои знания, умения, проявить смекалку, эрудицию, творчество, получить дополнительную информацию о русском языке. Мероприятие носит воспитательный характер, способствует привитию бережного, уважительного отношения к языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дорохина Светлана Васильевна,

 учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля»

города Братска Иркутской области

Лингвистическая игра

«Честь и слава нашему языку»

9 класс

Цели и задачи

Образовательные:

  • расширить и обобщить знания обучающихся по русскому языку;
  • формировать умения и навыки, способствующие успешному прохождению  государственной итоговой аттестации.

Развивающие:

  • развивать устойчивый интерес к предмету;
  • развивать умения работать с  информацией, преобразовывать её;
  • развивать навыки сотрудничества (умение слушать, вести диалог, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение и позицию).

Воспитательные:

  • формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку;
  • формировать навыки коллективной работы, культуры общения;
  • воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Материалы и оборудование

  • газеты, посвящённые истории русского языка, выпущенные обучающимися в ходе подготовки к мероприятию;
  • выставка литературы по истории русского языка, занимательной грамматике и др.;
  • орфографические словари;
  • мультимедийное оборудование, компьютеры с выходом в интернет.

Форма проведения, участники

Лингвистическая игра-соревнование для обучающихся 9 классов (4 команды по 6 человек).

Описание применения материала в учебно-воспитательном процессе

Лингвистическая игра представляет собой игру-соревнование для обучающихся 9 классов. Игра содержит 8 конкурсов, при участии в которых ученики смогут продемонстрировать  свои знания, умения,  проявить смекалку, эрудицию, творчество, получить дополнительную информацию о русском языке. Мероприятие носит воспитательный характер, способствует привитию бережного, уважительного отношения к языку.

Сценарий

Ведущий 1: Удивительное и неповторимое чудо – человеческий язык! У каждого народа есть свой родной язык, который он любит, хранит. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку», –   писал Константин Георгиевич Паустовский. Язык – это национальное богатство народа. Русский язык – наше национальное богатство. (Слайд 2)

Ведущий 2:  Много замечательных слов сказано о русском языке писателями, поэтами, представителями культуры.

          Ведущий 1: Язык, великолепный наш язык,

                                Речное и степное в нём раздолье,

                                В нём клёкоты орла и волчий рык,

                                Напев, и звон, и ладан богомолья.  (Слайд 3)

Ведущий 2: Эти замечательные, необыкновенно красивые строки о русском языке принадлежат перу Константина Дмитриевича Бальмонта, замечательного поэта серебряного века. В этих строках отражается вся душа русского народа.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим лингвистическую игру, где вы сможете показать свои знания в области языка, проявить творчество, эрудицию. Сегодня  мы будем говорить о необходимости изучения русского языка, его истории, о людях, чьи имена связаны с развитием языка. Наша игра начинается с конкурса красноречия. (Слайд 4)

Ведущий 2: «Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как горная величественная река – шумит и гремит –  и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» – писал Николай Михайлович Карамзин, русский историк, писатель, поэт. (Слайд 5)

Ведущий 1: В качестве домашнего задания участникам необходимо было подготовить выступление на тему «Честь и слава нашему языку» продолжительностью 1,5 минуты.

(В конкурсе принимают участие по одному представителю от команды, порядок выступления участников определяется жеребьёвкой).

Критерии оценки:

  • раскрытие темы,
  • смысловая цельность, речевая связность и последовательность выступления,
  • композиционная стройность,
  • соблюдение грамматических и речевых норм,
  • соблюдение времени.        (5 баллов)

Ведущий 2: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью», –  считал Александр Иванович Куприн. (Слайд 6)

Ведущий 1: Следующий конкурс – защита презентаций о русских учёных-лингвистах (домашнее задание). Время для защиты – 1,5 минуты. (Слайд 7)

Критерии оценки:

  • единый стиль  оформления,
  • использование на слайдах разного рода объектов,
  • правильное оформление титульного листа,
  • логическая последовательность информации,
  • краткость, точность, законченность информации,
  • список использованных ресурсов,
  • соблюдение времени.

(В конкурсе принимают участие два представителя от команды, порядок выступления участников определяется жеребьёвкой).  5 баллов

Ведущий 2: Следующий конкурс – конкурс знатоков истории русского языка. (Слайд 8)

В конкурсе принимают участие все члены команды (раздаются конверты с тремя заданиями, время выполнения задания 5 минут, ответы в письменном виде предоставляются жюри).

1.Заполнить таблицу:

? язык

Южнославянский

Западнославянский

?

Болгар

ский

Словен

ский

Сербско

хорватский

Поль

ский

Слова

цкий

Чешский

?

?

?

Вехне-

И нижне

лужицкие

(2 балла за правильно выполненное задание)

Ответ:

Праславянский язык

Южнославянский

Западнославянский

Восточнославянский

Болгар

ский

Словен

ский

Сербско

хорватский

Поль

ский

Слова

цкий

Чешский

Русский

Украин

ский

Белорус

ский

Вехне-

И нижне

лужицкие

 

2.Кто из русских царей позволил себе правку русского алфавита и собственноручно написал на издании азбуки: «Сими литеры печатать историческия и мануфактурныя книги. А которыя почернены (т.е. зачёркнуты), тех в вышеписанных книгах не употреблять»? Он же узаконил две разновидности букв. Какие? (Слайд 9)

(1балл за каждый правильный ответ на вопрос, 1балл за дополнительную информацию)

Ответ:

Петр 1 (1710г). Великому реформатору в области графики удалось устранить буквы «от», «омега», «пси». Это была первая и единственная реформа русской графики. После неё были только реформы орфографии. Пётр 1 впервые узаконил две разновидности букв: прописные и строчные.

3.В стихотворении Марины Ивановны Цветаевой «Имя твоё – птица в руке», посвящённом А.А. Блоку, есть строка: «Имя твоё – пять букв». Почему для современного читателя это обращение остаётся загадкой?  (Слайд 10)

(1 балл за правильный ответ)

Ответ:

После реформы орфографии 1918г. в фамилии Блок осталось четыре буквы, т.к. исчез стоявший в конце Ъ.

(1 балл за правильный ответ)

Ведущий 1: «Прекрасный наш язык под пером писателей, неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого»,  –  сокрушался А.С. Пушкин. (Слайд 11)

Ведущий 2: Следующий наш конкурс – конкурс знатоков орфографии.

Участникам необходимо вставить пропущенные в тексте буквы, раскрыть скобки. При необходимости можно пользоваться орфографическим словарём. (Слайд 12,13)

(Задание выполняется в течение 7 минут, в письменном виде предоставляется жюри, оценивается по пятибалльной системе).

Грамотность на Руси

Теперь уже н.кто (не)считает сверх.естественным и необ.яснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо(татарского) нашествия Киевская Русь была страной высокой и пр.красной письме (н, нн)ой культуры. Введение христианства и пр.общение её к византийской книжности установило пр.емственность двух письме(н,нн)ых культур. Это сильно пр.умножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письме(н,нн)ости ещё на з.ре её ц.в.лизации.

Не без основания пр.дпол.гают, что грамотность была у нас во.принята (в) течени. самого короткого времени и беспр.пятстве(н,нн)о разв.валась на первых порах. Н.что не пр.граждало народу путь к грамоте, и наши пр.родители быстро овл.дели ср.внительно высоким ур.внем письма. Это по.тверждается сохр.нившим.ся на.писями на деревя(н,нн)ых предметах, например на прялках, на пр.чудливых гребнях для рас.ёсывания льна, на (не)пр.хотливой глиня(н,нн)ой посуде, на различных деревяшках, не пр.годных для эксп.нир.вания.

Наука (не)даром пр.даёт огромное значение изучению стари(н,нн)ых предметов. Без пр.увел.чения можно сказать, что арх.ол.гические находки пр.взошли все ож.дания учёных, пр.открыв картины живой древности. В (не)без.звестных раскопках под Новгородом, которые велись (в) продолжению десяти лет, были найдены сверхи.нтересные грамоты на бересте. Это беспрецедентное открытие в арх.ол.гии: в них запеч.тлена ор.гинальная пред.стория русской книги.

(По И. Голуб)

Ответ:

Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение её. К византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.

Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги.

(По И. Голуб)

Ведущий 2: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»,  –  писал Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд 14)

        Ведущий 1: Следующий наш конкурс позволит участникам игры продемонстрировать знание правил пунктуации. В предложенном тексте необходимо расставить недостающие знаки препинания.

Не знаю в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука чему отчасти разумеется способствовал сам поэтический язык наш… этот сияющий праздничный стих Языкова влетающий как луч в душу этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова… этот тяжёлый как бы влачащийся по земле стих Вяземского проникнутый подчас едкою щемящей русской грустью  все они точно разнозвонные колокола писал Николай Васильевич Гоголь (Слайд 15, 16)

(Задание выполняется в течение 5 минут, в письменном виде предоставляется жюри, оценивается по пятибалльной системе)

Ответ:

«Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш… этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий, как луч, в душу; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова…; этот тяжёлый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкою, щемящей русской грустью – все они, точно разнозвонные колокола»,  – писал Николай Васильевич Гоголь.

Ведущий 2: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи», –  писал Николай Васильевич Гоголь. (Слайд 17)

          Ведущий 1: Следующий конкурс – «Богатство русского языка».   (Слайд 18)

Задание: выписать из стихотворения Сергея Александровича Есенина все средства выразительности. (В конкурсе принимают участие 2 представителя от каждой команды)

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

(0,5 балла за каждое средство выразительности).

Задание: подчеркнуть фразеологизмы в тексте.  (В конкурсе принимают участие 2 представителя от каждой команды). (Слайд 19)

        Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.

        Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.

(0,2 балла за каждый фразеологизм)

Ответ:

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом ещё дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня сыр из-под носа.

        Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать.

Задание: Составить текст с использованием фразеологизмов на тему «Скоро экзамен по русскому языку». (Слайд 20)

(В конкурсе принимают участие 2 представителя от каждой команды).

        Ведущий 2: «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас»,  –  утверждал Пётр Андреевич Вяземский, поэт, литературный критик. (Слайд 21)

         Ведущий 1: Следующий наш конкурс называется «Экзамен».

http://www.examen.ru/add/tests/Russian (выполняется в режиме онлайн, в конкурсе принимают участие все члены команды). (Слайд 22)

Ведущий 2: Наша игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги игры, мы проведём наш последний конкурс – конкурс смекалистых.

         Ведущий 1: Чем знаменита эта фраза? (Слайд 23)

Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю. (2 балла)

Ответ:

Эта фраза содержит все буквы русского алфавита.

          Ведущий 2: В предложенном тексте буквы переставлены в беспорядке, на своих местах оставлены только первые и последние буквы, но текст всё равно можно прочитать. Прочитайте. Назовите автора. (Слайд 24)

Во дни смоннеий, во дни тгяоснтых разудмий о суьдабх меой родины, - ты оидн мне подедржка и оопра, о веилкий, мгочуий, прадввиый и свобдоный рсуский яызк! Не бдуь тебя - как не вапсть в отачняие при вдие весго, что своершатеся дмоа? Но нлеьзя вреить, чтобы такой яызк не был дан влекиому наорду! (2 балла)

Ответ:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! ( И.С. Тургенев) (Слайд 25)

         Ведущий 1: Слово для подведения итогов игры и награждения дипломами предоставляется жюри.

Ведущий 2: Обращаясь к молодым литераторам, Иван Сергеевич Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..». Давайте запомним эти слова и будем беречь и любить наш язык. (Слайд 26)

Ссылки на используемые Интернет-ресурсы

http://www.examen.ru/add/tests/Russian

http://prezentacya.ru/news/skachat_besplatno_prezentaciju_istorija_russkogo_jazyka/2013-08-20-673

http://slovoosebe.ru/russkie-pisateli/viskazivaniya-russkich-pisateley-o-russkom-yazike

http://iqwer.ru/powerpoint/ppt-14/inde~351.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да будет же честь и слава нашему языку!

Высказывания классиков о русском языке и литературе  Использованы материалы сайта GRAMMA.RU...

Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов  во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....

Праздничное мероприятие для учащихся 6 класса и их родителей «Славим наших матерей»

Взаимосвязь семьи и школы - важный момент в воспитании подрастающего поколения. Творческие мероприятия способствуют формированию положительных эмоций, налаживанию контакта детей со своими родителями, ...

Презентация к сценарию лингвистической игры "Честь и слава нашему языку"

Презентация к сценарию лингвистической игры "Честь и слава нашему языку"...

Рабочая программа по русскому языку9 класс

Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций /  (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...