Что такое синтаксис
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: повторение пройденного материала по синтаксису и закрепление предметных знаний (умение отличать словосочетания от однородных членов предложения, простые предложения от сложных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sintaksis.docx19.2 КБ
Файл prilozhenie_kartochki.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема: «Что изучает синтаксис» (5 класс)

Тип:  урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Оборудование урока: интерактивная доска, учебники, раздаточный материал

Цель урока: повторение пройденного материала по данной теме и закрепление предметных знаний (умение отличать словосочетания от однородных членов предложения, простые предложения от сложных)

Задачи:

Образовательные: повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, закрепить умение правильно оформлять на письме предложения разных видов

Развивающие:  развить коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развить аналитические способности учащихся;  развить умение осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные: - воспитать культуру взаимоотношений при работе в парах

- формировать эстетический вкус к слову и любовь к родному языку

- способствовать пониманию определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта

Прогнозируемые результаты: умение оперировать теоретическими понятиями, своими словами воспроизводить правила и алгоритмы, применять их при решении учебных задач, находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Этапы урока:

  1. Организационный этап
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся (проверяющий домашнее задание ученик затем отвечает на любые три вопроса по пройденному материалу от одноклассников, как то: написать на доске девять корней с чередованием Е-И, затранскрибировать слово, назвать десять слов-исключений на тему О-Ё после шипящих в корне слова и т.д.)
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы

Учитель просит детей на слух определить, где предложение (поднять руку), словосочетание (хлопнуть в ладоши) и однородные члены (стукнуть по парте).

Птицы поют

Купить билеты

Помещается в портфеле

Задуматься о будущем

Пенал друга

Звезды мерцают

Жужжат пчелы

Весенняя погода

Зеленый и фиолетовый

Собаки и кошки

Бегать и прыгать

Буквы пишут

Дома строят

Вдыхать аромат

Свищет ветер

Наслаждаться покоем

После этого учитель просит обосновать свой выбор, задавая вопросы классу

- Как вы определили, где П, где С, а где О?

- Чем отличаются О от С, а С от П?

- Что надо сделать для того, чтобы С и О превратить в П?

- Давайте преобразуем одно из С и О в П. (стихи сочиняют; птички, рыбки и жучки) Дети предлагают свои варианты

- Как называется раздел грамматики, который изучает строение словосочетаний и предложений?  (при ответе «синтаксис» учитель говорит, что это и является темой данного урока)

-  На какие группы делятся словосочетания в зависимости от главного слова? (глагольные и именные, привести примеры)

- Какие бывают предложения по цели высказывания?  (примеры)

- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (примеры)

- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения? (примеры)

- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? (простые и сложные, примеры)

 

Задание: по карточкам составить схемы (с последующей проверкой на доске) к предложениям, предварительно подчеркнув грамматические основы

Солнце в землю луч воткнет, первой травке луч пробьет

Костер прогорел, головешки рассыпались на красные кубики

Теперь русалочка знала, где живет принц

Когда наступает утро, природа просыпается, цветы обращают свои соцветия к солнцу, а над ними кружатся в затейливом танце пестрые бабочки

  1. Работа с учебником (Русский язык. 5 класс. Л.М.Рыбченкова)

Параграф 57  «Что изучает синтаксис»

Выполнение  упражнений 435 (устно)  и 436 (письменно, с последующей проверкой)

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание 438


Предварительный просмотр:

Задание: среди сочетаний слов найти однородные члены предложения (О), словосочетания (С) и предложения (П) и отметить их начальными буквами

Задание выполняется соседями по парте, после чего на интерактивной доске высвечиваются правильные ответы. Учитель просит поднять карточки в том случае, если ответы даны правильно. По результатам поднятых карточек одному из рядов присуждается первое место.

повеяло сыростью

заклеил конверт

засияло солнце

утром и вечером

за порогом школы

мечтать о каникулах

вчера и сегодня

поссориться с другом

придумать предложение

шел полем

мосты разводят

нежно и грустно

мы учимся

старик мудр

крикнуть громко

вечер прекрасен

планеты движутся

веселый и бодрый

купить билеты

утро туманно

каждый мечтает

золотой и серебряный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

Урок русского языка в 5 классе "Что такое синтаксис и пунктуация"

Вступительный урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе....

урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."

Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Конспект  урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...

Что такое синтаксис

Вводный урок в синтаксис для 5 класса...