Что такое синтаксис
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель урока: повторение пройденного материала по синтаксису и закрепление предметных знаний (умение отличать словосочетания от однородных членов предложения, простые предложения от сложных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_sintaksis.docx | 19.2 КБ |
prilozhenie_kartochki.docx | 14.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: «Что изучает синтаксис» (5 класс)
Тип: урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Оборудование урока: интерактивная доска, учебники, раздаточный материал
Цель урока: повторение пройденного материала по данной теме и закрепление предметных знаний (умение отличать словосочетания от однородных членов предложения, простые предложения от сложных)
Задачи:
Образовательные: повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы, закрепить умение правильно оформлять на письме предложения разных видов
Развивающие: развить коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь); развить аналитические способности учащихся; развить умение осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитательные: - воспитать культуру взаимоотношений при работе в парах
- формировать эстетический вкус к слову и любовь к родному языку
- способствовать пониманию определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
- направить деятельность учащихся на создание творческого продукта
Прогнозируемые результаты: умение оперировать теоретическими понятиями, своими словами воспроизводить правила и алгоритмы, применять их при решении учебных задач, находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Этапы урока:
- Организационный этап
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся (проверяющий домашнее задание ученик затем отвечает на любые три вопроса по пройденному материалу от одноклассников, как то: написать на доске девять корней с чередованием Е-И, затранскрибировать слово, назвать десять слов-исключений на тему О-Ё после шипящих в корне слова и т.д.)
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы
Учитель просит детей на слух определить, где предложение (поднять руку), словосочетание (хлопнуть в ладоши) и однородные члены (стукнуть по парте).
Птицы поют
Купить билеты
Помещается в портфеле
Задуматься о будущем
Пенал друга
Звезды мерцают
Жужжат пчелы
Весенняя погода
Зеленый и фиолетовый
Собаки и кошки
Бегать и прыгать
Буквы пишут
Дома строят
Вдыхать аромат
Свищет ветер
Наслаждаться покоем
После этого учитель просит обосновать свой выбор, задавая вопросы классу
- Как вы определили, где П, где С, а где О?
- Чем отличаются О от С, а С от П?
- Что надо сделать для того, чтобы С и О превратить в П?
- Давайте преобразуем одно из С и О в П. (стихи сочиняют; птички, рыбки и жучки) Дети предлагают свои варианты
- Как называется раздел грамматики, который изучает строение словосочетаний и предложений? (при ответе «синтаксис» учитель говорит, что это и является темой данного урока)
- На какие группы делятся словосочетания в зависимости от главного слова? (глагольные и именные, привести примеры)
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (примеры)
- Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения? (примеры)
- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения? (примеры)
- Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? (простые и сложные, примеры)
Задание: по карточкам составить схемы (с последующей проверкой на доске) к предложениям, предварительно подчеркнув грамматические основы
Солнце в землю луч воткнет, первой травке луч пробьет
Костер прогорел, головешки рассыпались на красные кубики
Теперь русалочка знала, где живет принц
Когда наступает утро, природа просыпается, цветы обращают свои соцветия к солнцу, а над ними кружатся в затейливом танце пестрые бабочки
- Работа с учебником (Русский язык. 5 класс. Л.М.Рыбченкова)
Параграф 57 «Что изучает синтаксис»
Выполнение упражнений 435 (устно) и 436 (письменно, с последующей проверкой)
- Рефлексия
- Домашнее задание 438
Предварительный просмотр:
Задание: среди сочетаний слов найти однородные члены предложения (О), словосочетания (С) и предложения (П) и отметить их начальными буквами
Задание выполняется соседями по парте, после чего на интерактивной доске высвечиваются правильные ответы. Учитель просит поднять карточки в том случае, если ответы даны правильно. По результатам поднятых карточек одному из рядов присуждается первое место.
повеяло сыростью
заклеил конверт
засияло солнце
утром и вечером
за порогом школы
мечтать о каникулах
вчера и сегодня
поссориться с другом
придумать предложение
шел полем
мосты разводят
нежно и грустно
мы учимся
старик мудр
крикнуть громко
вечер прекрасен
планеты движутся
веселый и бодрый
купить билеты
утро туманно
каждый мечтает
золотой и серебряный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
Урок русского языка в 5 классе "Что такое синтаксис и пунктуация"
Вступительный урок по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе....
урок русского языка по теме "Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса."
Тема: “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.Основные единицы синтаксиса”(учитель Жуков Алексей Иванович)8 «Б» классТип урока: комбинированный.Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между си...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Конспект урока русского языка в 5 классе. Учитель Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.Класс: 5-БТема: «Что изучает синтаксис. Ос...
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...
Что такое синтаксис
Вводный урок в синтаксис для 5 класса...