Урок русского языка в 11 классе "Вводные слова и словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Фандюшкина Наталья Николаевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока29.34 КБ
Microsoft Office document icon Технологическая карта74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе №22

Учитель: Фандюшкина Наталья Николаевна

ГБОУ СОШ №237 Красносельского района Санкт-Петербурга

Тема: Вводные слова и словосочетания

Тип: Урок комплексного применения ЗУН

Задачи:

  • совершенствовать пунктуационную грамотность учащихся, анализируя предложения с вводными словами и словосочетаниями в разной позиции
  • выяснить значения вводных слов и словосочетаний  в предложении и тексте

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать определение вводных слов и вводных предложений;
  • уметь отличать некоторые вводные слова от полнозначных членов предложения;
  • знать правило об обособлении вводных слов и предложений;
  • уметь использовать правильную интонацию при чтении предложений с вводными словами и словосочетаниями

Метапредметные (УУД):

регулятивные

  • ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами;
  • следовать требованиям инструкции, приобретая навыки работы в паре;
  • осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;

познавательные

  • извлекать информацию из текста, содержащего теоретические сведения;
  • анализировать, обобщать учебную информацию, сопоставляя ее с ранее полученными знаниями;

коммуникативные

  • развивать способность строить рассуждение;
  • работать в паре, понимая конечную цель этой работы;
  • извлекать информацию, уметь передавать ее другим

Личностные:

  • осознавать необходимость совершенствования культуры речи;
  • стремиться к обогащению словарного запаса;
  • проявлять интерес к созданию собственного высказывания в устной и письменной форме.

Межпредметные связи: литература

Ресурсы урока: В.Ф.Греков,  С.Е.Крючков,  Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, карточки с заданиями, презентация, рабочая программа.


Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности ученика:

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся восстановить фразы:

- Вводными называются слова, которые…

- Вводные слова могут стоять в предложении…

- Знаки препинания  при вводных словах …

- Можно выделить следующие группы вводных слов по значению:…

  • Учитель предлагает распределить вводные слова (карточка) по группам в соответствии с их значением.
  • Учитель предлагает сверить результаты работы с  образцом (карточка №3).
  • Учитель предлагает придумать и записать предложения с вводными словами и словосочетаниями, распределение которых по группам вызвало наибольшие затруднения.

  • Учащиеся выполняют задание.

  • Учащиеся выполняют задание самостоятельно (на карточках) .После выполнения задания сверяют его с образцом, выясняют, что вызвало наибольшие затруднения, почему.
  • Записывают самостоятельно составленные предложения.
  • Мотивация познавательной деятельности
  • Просит сформулировать тему рока и определить учебную задачу
  • Формулируют тему и определяют учебную задачу: научиться видеть вводные слова и словосочетания, понять, какую роль они играют, научиться ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами и словосочетаниями.

Организация познавательной деятельности.

  • Предлагает высказать предположение о том, с какими трудностями можно столкнуться при выделении вводных слов запятыми.
  • Организовать самостоятельное чтение теоретического материала на стр.224-225.
  • Организует устную работу  по заданию упр.385(1 часть), обращая внимание на интонацию при чтении предложений с вводными словами и словосочетаниями.
  • Организует письменную работу по заданию упр.385( 2 часть)

  • Проводит диагностическую работу на усвоение умения находить вводные слова и словосочетания   в предложении (предложения – на карточках).
  • Предлагает выполнить в  парах задания к тексту (1-4).

  • Предлагает составить связный текст с использованием вводных слов ( задание 5-6).

  • Предлагает прочесть составленные тексты.
  • Высказывают предположения, приводят примеры (записать в тетрадь).

  • Самостоятельно читают материал и  сравнивают свои предположения с содержанием текста.
  • Выполняют устно  упражнение. Делают вывод о том, что некоторые слова могут выступать в предложении как вводными словами, так  и полнозначными членами предложения.
  •  Проверяя, слушают предложения, составленные другими учащимися, анализируют правильность построения предложений, отмечают наиболее удачные примеры, обращают внимание на интонацию при чтении.
  • Выполняют диагностическую работу, проверяя себя по данным после работы ответам.

  • Выполняют задания к тексту (1-4)

  • Составляют связный текст по предложенной проблеме с использованием вводных слов ( задание 5-6)

  • Зачитывают тексты.

Подведение итогов.

  • Организует подведение итогов и рефлексию.
  • Инструктирует по домашнему заданию ( упр.387( 1 часть) или выписать 10 предложений из любого русского романа 19 века )
  • Подводят итоги и осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

-У меня хорошо получается…

- Мне необходимо поработать над …

  •  Выявляют степень готовности к выполнению домашнего задания.

Самоанализ.

Достижения:

Сложности:

Предложения:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Написание приставок  -пре и –при (урок 1)

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты обучения:

  1.      Личностные: 
  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
  2. осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные:

  1. владеть правильным способом применения изученных правил
  2. формирование умения определять значение приставок пре-, при-.

Метапредметные:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, основной и дополнительной информации);
  2. Применение приобретенных знаний, умений и навыков повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

Техники и технологии:  деятельностный подход, интерактивные методы (работа в парах, малых группах), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): учебник под. ред.М.М. Разумовской  

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Словообразовательная разминка.

До урока выбрать 2–3 строчки «найди лишнее» со словообразовательным заданием.

Например: 1) найди глагол, образованный приставочно-суффиксальным способом:

а) разыгрывать;        б) подкинуть;        в) звонить;                г) слепнуть.

Добавить следующую строчку: 2) найди «лишний» глагол, используя схемы в карточке-подсказке:

а) подбежать;          б) перегнуть;        в) обойти;                г) придумать.

В первых трёх словах приставки неизменяемые. В последнем слове приставка при-.

- Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Правописание приставок пре- и при-».

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (ориентировка на позицию партнера, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме, использование знаково-символических средств для решения задач, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

вербальное

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (7 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Исследование карточки-подсказки, блок «Пре- – при-».

Задание: найдите по схеме, от чего зависит выбор приставки пре- или при-: от значения самой приставки, от значения слова или ни от чего не зависит, надо запомнить.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем учиться определять значение приставки и объяснять её написание. Определите, какое значение у приставки в слове придумать. Какие ещё значения могут быть? Прочитайте, перечислите.

Коллективная письменная работа.

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, формирование позитивной самооценки.

Планирование своих действий,  адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

Построение речевого высказывания в устной форме.

вербальное

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: 

  • воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими брать на себя ответственность;

  • прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция);

 учить видеть целостное лингвистическое явление                        

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

1) Упр. 323 (устно): объясните выбор приставки.

Образец: в слове прирасти приставка имеет значение присоединения, значит, это приставка при-. Объясните значение приставки в слове приставка.

Запишите из стихотворения слова с приставкой при-:

Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

В словах «придёт», «прибежит», «приплывёт»

Пишется при-, несомненно.

2) Исследование карточки-схемы.

– Аналогично определите значение приставки пре-.

3) Упр. 324 (устно): записать любые два слова с разными значениям приставки пре-.

4) Выписать слова с приставкой пре- из стихотворения:

ВВ  прекрасном замке на горе

Жила-была приставка пре-

Особа преотважная,

Важная-преважная,

Гордая-прегордая,

Добрая-предобрая.

Её считали очень мудрой

И называли все Премудрой.

Был у неё прекрасный пудель

Прекрасный пёс по кличке Дудель.

Он преспокойно спал у двери,

Когда вошла приставка пере-.

Она сказала: «На заре

я уезжаю. Друг мой, пре-,

Меня не будет два-три дня,

Ты поработай за меня.

Позаменяй меня, прошу,

Спокойной ночи, я спешу».

А. Каютина

Учитель. О каких значениях приставки пре- говорится?

Устные высказывания

Письменная работа в тетрадях и у доски

Работа в парах с дальнейшей взаимопроверкой

Контроль (учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (осуществление самоконтроля по результату и способу действия оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  (внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Управление поведением партнера, использование речи для регуляции своего действия.

Формулирование собственного мнения, умение приходить к общему решению в совместной деятельности.

Умение выражать свои мысли (К,  достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации,  понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,  учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования значения слов.

Вербальное, самооценка,

взаимооценка

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель:

сменить вид деятельности.

  Закройте глаза, расслабьте тело,

  Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

  Теперь в океане дельфином плывете,

  Теперь в саду яблоки спелые рвете.  

  Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

  Мы немного отвлечемся

  И гимнастикой займемся.

  С места не вставая,

  Головой вращая

  За цифрами в углах  

  Дружно наблюдая

  Немного размялись, пора снова в путь

  Вниманье, старанье с собой не забудь.

Какие приставки прозвучали?

Выполнение физических упражнений.

Определение приставок на слух

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

вербальное

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Учитель. Какие значения может иметь приставка при-?

Можно читать по карточке, но произнести эти значения должны как можно больше учащихся.

Распределительный диктант.

Придорожная территория, премилый ребенок, пригородный поезд, престранный случай, привокзальная площадь, привстать со стула, прибрежный тростник, презабавный щенок.

Выписать приставки, объяснить их значение.

Творческий диктант с заменами.

Космический корабль благополучно достиг Земли (приземлиться).

Спутник скоро достигнет Луны (прилуниться).

Наша маленькая сестренка очень забавна (презабавная).

Спишите предложения, заменив, выделенные словосочетания словами с приставками пре- и при-.

Письменная работа в тетрадях и у доски

Учащиеся выполняют работу на отдельных листах, после чего обмениваются и проверяют работу соседа

Самоопределение (самооценка личности,  формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (осуществление итогового и пошагового контроля по результату, адекватное восприятие оценки учителя, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Самооценка,

взаимооценка

5.Рефлексия. (3 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

Подведем итоги урока.

Рефлексия

- -Что нового вы узнали ?

Напишите в тетрадях свое  впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был  урок?». Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, Удачи всем. Спасибо.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Умение выражать свои мысли (понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,  учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование)

Вербальная, балльная оценка учителя

Домашнее задание: упражнение по учебнику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема Словосочетание.

Представленный урок обобщение – повторение по теме «Словосочетание» расскажет много интересного. Урок развивает речевые навыки. Учащиеся знакомятся с русскими лингвистами. Важной сторонойактуа...

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Открытый урок русского языка в 8 классе Тема. " Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании".

Тип урока:  повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.Технологии урока:1.     Технология здоровьесбережения.2.     Технология коллективного обучения.3....

Урок русского языка в 8 классе "Архитектура словосочетаний"

Методическая разработка урока русского языка по теме «Архитектура словосочетаний»  предназначается для учащихся 8 класса, изучающих русский язык по учебно-методическому комплексу, раз...