Урок русского языка в 5 классе. Тема Словосочетание.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Представленный урок обобщение – повторение по теме «Словосочетание» расскажет много интересного. Урок развивает речевые навыки. Учащиеся знакомятся с русскими лингвистами. Важной сторонойактуальности урока выступают проблемные ситуации и возрастные особенности учащихся 5класса. Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, каждый из которых активизирует учащихся, побуждает к самостоятельности, способствует к зарождению и реализации творческой мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klass_konkurs.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в пятом классе.
Тема. Словосочетание.
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.
Задачи урока:
1.образовательная – совершенствовать навыки различия словосочетания от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
2. развивающая – развивать внимание, память.
3. воспитательная - воспитание патриотизма, любви к своей Родине через чтение и разбор отрывков из произведений И. Никитина, И. Грекова и других поэтов; воспитывать активность, самостоятельность, работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.
Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь.
- Познакомиться с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста Александра Матвеевича Пешковского.
Оборудование: интерактивная доска; таблицы; учебник; карточки с текстами; отрывки из произведений Б.Заходера, И.Никитина, И.Грекова, М.Исаковского.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
А) Учащиеся рассказывают, что они узнали о деятельности А.М.Пешковского.
Б) Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация.
Учитель. Приглашаю вас в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к Ошиблике: (текст проектируется на доске)
Очень – очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку.
Кот в очках читает книжку.
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
- Вот что значит запятая!
Б.Заходер.
- Интересно, а при чем тут запятая?
- Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.
- Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?
- Зачем нужны знаки препинания на письме?
В) Языковой эксперимент – сравнение двух текстов: со знаками препинания и без них.
Ученикам раздаются карточки с текстом, напечатанным без знаков препинания (текст проектируется на доске).
Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки
Одному из учеников предлагается прочитать текст вслух. Затем учащиеся отвечают на вопрос.
- Почему было трудно читать эту запись. А нам слушать? ( Потому что нет знаков препинания. Чтобы было легче читать, нужно поставить знаки препинания.)
Один ученик выполняет эту работу на интерактивной доске. Затем учащиеся сравнивают два варианта. Исправляют допущенные ошибки; тест читается со знаками препинания. Учащиеся полнее отвечают на вопрос, поставленный в начале урока: для чего нужны знаки препинания на письме? Для уточнения ответа ученикам предлагается подумать. Какие знаки препинания использованы в тексте; почему в этом тексте нельзя было использовать только один знак препинания, например, точку?
Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.
Г) Составление таблицы «Знаки препинания и их роль».
- Предлагаю вам начать работу по составлению таблицы о роли знаков препинания на письме. По ходу изучения знаков, выполняя задания с разными знаками препинания и выясняя их роль в каждом случае, вы будете вносить новые сведения в свои таблицы.
Знаки препинания | Роль знаков препинания |
Пунктуационные знаки завершения: Точка Вопросительный знак Восклицательный знак | Завершение предложений в тексте |
3.Изучение новой темы на основе наблюдения.
Учащиеся отрабатывают умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.
А) Чтение основного теоретического материала на с.95.
Б) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании ( с.99, упражнение 260 выполняют учащиеся с низким уровнем обучения, а упражнение 261 – остальные учащиеся).
В) Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова (с.101, упражнение 268).
Г) Понятие об именных и глагольных словосочетаниях, их употребление в речи.
(с.102, чтение теоретического материала).
4.Постановка и решение проблемной ситуации.
(Проектируется два столбика слов.)
Над глухой степью в
неизвестный
Степь, глухой, над, путь, неизвестный, путь бесконечной цепью
в, облака, цепью, бесконечный, плыть. облака плывут.
И.Никитин.
- Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.)
Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставить пропущенные орфограммы (слова записаны на интерактивной доске).
Пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд…вительный зрелище; спуститься герой; смелый снег.
- Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).
5. Составление и заполнение таблиц.
Виды словосочетаний по строению | |
Именные | Глагольные |
Таблица заполняется примерами из упражнения 270 на с.102-103.(работа у доски).
Составляется таблица, которая заполняется примерами из стихотворения И.Грекова.
Виды именных словосочетаний.
Прилагательное + существительное | Существительное + существительное |
На зеркальной воде | На зелени дерев |
Текст проектирован на доске. Учащиеся выразительно читают его, затем выписывают словосочетания, заполняя таблицу, и делают вывод.
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
И.Греков.
Виды глагольных словосочетаний | |
Глагол + существительное | Глагол + наречие |
Таблица заполняется примерами из стихотворения, текст которого проецирован на доске, делается вывод.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льется тихо и пугливо
Желтолистая река.
М.Исаковский.
6. Орфоэпический диктант с самопроверкой.
Птицы задолго предугадывают перемену погоды. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигает внезапный ураган. До берегов далеко, птицы утомились в
далеком полете. Счастье для птиц, если они встретят в эти минуты морское судно. Тучей спускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их доверчивости.
Задание: 1-я группа выписывает пять именных и глагольных словосочетаний, а 2-я группа выписывает слова с орфограммой в корне слова.
7.Проверочный тест.
- Укажите именные словосочетания:
А) устный счет;
Б) участие в соревновании;
В) участвовать в игре;
Г) чествовать победителя;
Д) шел по дороге.
- Укажите глагольные словосочетания:
А) гигантский завод;
Б) сверкнуть на солнце;
В) доблестный воин;
Г) неприятный запах;
Д) работать на поле.
- Найдите глагольные словосочетания:
А) ужасный ветер;
Б) расстилаться по равнине;
В) искусный мастер;
Г) вершина ели;
Д) собирать крыжовник.
Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.
8. Итог урока.
- Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока. Заполните таблицу примерами устно: распределите словосочетания по группам.
Именные | Глагольные |
Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, отдавал много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок,
хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись.
9. Домашнее задание: параграф 29, упражнение 269 – 1-й вариант; 274 – 2-й вариант.
Яшина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа, Бугурусланского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).
Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Дистанционный урок русского языка. 8 класс. Виды словосочетаний
Разработан маршрут самостоятельной работы над темой. Предлагается дидактический материал....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...