Урок на тему "Сложносочинённое предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Изучение новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему "Сложносочиненное предложение"

Урок: русский язык

Тема: Сложносочиненное предложение.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели: 

Обучающая: создание  условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», обобщение  и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

Развивающая: формирование умения аргументировать, доказывать; привитие интереса к урокам русского языка,  развитие  навыков постановки знаков препинания в ССП в тексте.

 Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великого писателя, воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе

Оборудование : мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник.

 

 

Ход урока.

 

1.Огранизационный момент (общий настрой учащихся - приветствие )

 

 

Учитель: 

- Откройте свои тетради, запишите дату, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного позже.

 

1.Орфографическая - пунктуационная минутка.

 

Начнем урок с небольшой разминки. Обратимся к прослушанному вами тексту стихотворения.

Задание: запишите эти строки в тетрадь, вставив пропущенные буквы и необходимые знаки препинания 

Ученики пишут в тетрадь строчки из стихотворения «Октябрьский рассвет».

 

Учитель: Так, пожалуйста, прокомментируйте орфограммы, знаки препинания.

 

-Что общего в данных предложениях? (союз и)

 

-Начертите схемы этих предложений (1 ученик чертит схему простого предложения, 2 ученик – схему сложного предложения).

 

-Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?

 

-Как называются предложения с несколькими грамматическими основами между которыми стоит союз и? (ССП)

 

-Действительно, ССП будет являться темой нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

 

Цель: Сегодня мы с вами вспомним структуру ССП, средства связи в ССП, отличие от ПП с однородными членами. Также мы разберем задания, которые вам встретятся на ОГЭ.

 

-Ребята, давайте с вами вспомним, что вам уже известно о ССП?

 

-При помощи чего соединяются эти части?

 

-Какие сочинительные союзы вы знаете?  

-Ребята, попробуйте сформулировать сами правило о том, какое предложение называется ССП.

А теперь давайте сравним ваше определение с учебником, правильно ли вы сформулировали правило. ( работа с учебником)

 

Физминутка 

2.Работа с текстом И.А.Бунина «Осенью» (на столе у каждого ученика лежит отрывок из текста И.А.Бунина «Осенью»)

 

Следующий этап нашей работы традиционен, он связан с подготовкой к ОГЭ. Я предлагаю вам поработать по вариантам и выполнить задания формата ОГЭ:

 

1.Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. 2. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. 3.Страшен был беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. 4.В этом безлюдном месте властно царила ночь поздней осени, и старый большой сад был жуток своей заброшенностью. 5.Одно море гудело ровно, победно и величаво. 6.Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не могли насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.

-Прочитайте текст

 

-Найдите в тексте обособленные члены предложения (устно)

I вариант- с обособленным обстоятельством

II вариант- с обособленным определением

 

-Выписать из текста только ССП и доказать, что оно является ССП( составить схемы, дать характеристику).(работа у доски)

-Давайте проверим, как вы справились с данным заданием.

-А почему вы не выписали 5 предложение?

 

-Укажите средство речевой выразительности, которое используется:

   I вариант-1 предложение

  II вариант-2 предложение

 

3.Выводы, итоги

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы  повторили

- сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Мы выяснили 

 -особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

На уроке учились

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

 

4.Выставление и комментирование  оценок

 

5.Домашнее задание: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.

Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...

Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "

Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...

Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина

Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...