Урок на тему "Сложносочинённое предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему "Сложносочиненное предложение"
Урок: русский язык
Тема: Сложносочиненное предложение.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
Обучающая: создание условия для выяснения усвоения программного материала при изучении темы: « Понятие о ССП», обобщение и систематизация материала о сложносочинённых предложениях, отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.
Развивающая: формирование умения аргументировать, доказывать; привитие интереса к урокам русского языка, развитие навыков постановки знаков препинания в ССП в тексте.
Воспитывающая: формирование языковой компетенции, воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великого писателя, воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи, воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к литературе
Оборудование : мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник.
Ход урока.
1.Огранизационный момент (общий настрой учащихся - приветствие )
Учитель:
- Откройте свои тетради, запишите дату, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного позже.
1.Орфографическая - пунктуационная минутка.
Начнем урок с небольшой разминки. Обратимся к прослушанному вами тексту стихотворения.
Задание: запишите эти строки в тетрадь, вставив пропущенные буквы и необходимые знаки препинания
Ученики пишут в тетрадь строчки из стихотворения «Октябрьский рассвет».
Учитель: Так, пожалуйста, прокомментируйте орфограммы, знаки препинания.
-Что общего в данных предложениях? (союз и)
-Начертите схемы этих предложений (1 ученик чертит схему простого предложения, 2 ученик – схему сложного предложения).
-Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?
-Как называются предложения с несколькими грамматическими основами между которыми стоит союз и? (ССП)
-Действительно, ССП будет являться темой нашего урока. Запишите ее в тетрадь.
Цель: Сегодня мы с вами вспомним структуру ССП, средства связи в ССП, отличие от ПП с однородными членами. Также мы разберем задания, которые вам встретятся на ОГЭ.
-Ребята, давайте с вами вспомним, что вам уже известно о ССП?
-При помощи чего соединяются эти части?
-Какие сочинительные союзы вы знаете?
-Ребята, попробуйте сформулировать сами правило о том, какое предложение называется ССП.
А теперь давайте сравним ваше определение с учебником, правильно ли вы сформулировали правило. ( работа с учебником)
Физминутка
2.Работа с текстом И.А.Бунина «Осенью» (на столе у каждого ученика лежит отрывок из текста И.А.Бунина «Осенью»)
Следующий этап нашей работы традиционен, он связан с подготовкой к ОГЭ. Я предлагаю вам поработать по вариантам и выполнить задания формата ОГЭ:
1.Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. 2. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. 3.Страшен был беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. 4.В этом безлюдном месте властно царила ночь поздней осени, и старый большой сад был жуток своей заброшенностью. 5.Одно море гудело ровно, победно и величаво. 6.Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не могли насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
-Прочитайте текст
-Найдите в тексте обособленные члены предложения (устно)
I вариант- с обособленным обстоятельством
II вариант- с обособленным определением
-Выписать из текста только ССП и доказать, что оно является ССП( составить схемы, дать характеристику).(работа у доски)
-Давайте проверим, как вы справились с данным заданием.
-А почему вы не выписали 5 предложение?
-Укажите средство речевой выразительности, которое используется:
I вариант-1 предложение
II вариант-2 предложение
3.Выводы, итоги
Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:
Мы повторили
- сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;
Мы выяснили
-особенности сложносочинённого предложения;
-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;
На уроке учились
- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,
- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
4.Выставление и комментирование оценок
5.Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...
Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"
Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...
Презентация- сопровождение к уроку " Классификация сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения "
Презентация сопровождение к уроку русского языка в 9 классе в соответствии с ФГОС ООО...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...