Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 558.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что ) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. С. Тургенев )
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов (между обеими частями можно поставить союз а именно ) Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. А. Фадеев)
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что ) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. С . Тургенев )
Задание: из двух простых предложений составьте бессоюзное сложное предложение с двоеточием. 1) Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду. 2) Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться дальше. 3) Мы собрались в лес. Дрова были на исходе. 4) Я стал прислушиваться. Возле дома ходили. 5) Часы пробили одиннадцать. Пора ложиться спать. 6) Ноги увязли в грязи. Мы свернули с дороги.
Тире в бессоюзном сложном предложении 1. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз когда ) Настанет вечер — загорятся на небе звёзды.
Тире в бессоюзном сложном предложении 2. Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз если ) Май холодный — год хлебородный .
Тире в бессоюзном сложном предложении 3. Первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части (перед первой частью можно вставить союз так как ), а вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится во второй части (между частями сложного предложения можно вставить слово поэтому ) Ласточки летают низко над землёй — жди дождя.
Тире в бессоюзном сложном предложении 4. Первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй (между частями сложного предложения можно вставить союз а или но ) Все ожидали увидеть его на балу — он бросил всё и уехал в дальнюю деревню.
Тире в бессоюзном сложном предложении Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чём говорится в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто ) Молвит слово — соловей поёт.
Задание : преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, понаблюдайте за интонацией. 1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя не жди.
Домашнее задание дифференцированного характера: а ) учить теоретический материал на с. 133—134, § 35 ; б ) упр. 201; в) написать сочинение-миниатюру на тему «По дороге к реке» с использованием бессоюзных сложных предложений с тире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-54287-1515318061.jpg)
Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/14/picture-381363-1618414584.jpg)
Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе. Материал данного урока подготовлен учащимися на ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-478754-1412255169.jpg)
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-354283-1422177553.jpg)
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/08/picture-470518-1733633684.jpg)
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...