Описание состояния окружающей среды
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Меньщикова галина Александровна

Данный урок можно использовать на уроках развития речи при изучении темы " Описание состояния окружающей среды"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 23

Описание окружающей среды

Слайд 24

СРЕДА – многозначное слово, сре-да ́ , существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение Значение- пространство существования, окружающий мир, окружение СОСТОЯНИЕ – многозначное слово, со-сто-я́-ни ·е , существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение Значение – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.

Слайд 25

Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

данное новое говориться о состоянии природы , глаголы личные – безличные, о состоянии среды в помещении наречия -О , со значением состояния чаще всего «данное» отсутствует называет элементы природы существительные , передающие состояние

Слайд 6

Домашнее задание Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: 1. Музыкальный апрель. 2. Юная весна. 3. Апрельская капель. 4. Ура! Весна пришла !



Предварительный просмотр:

         Развитие речи. Описание состояния окружающей среды.

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения анализировать фрагменты со значением состояния окружающей среды, закрепления умения оперировать лингвистическими терминами, формировать умения редактировать тексты и создавать свои зарисовки.

Планируемые результаты:

Предметные – знают особенности текста-описания, анализируют фрагменты текста, отмечая детали окружающей действительности; оперируют в речи лингвистическими терминами; составляют тексты-описания.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют , делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

                                                        Сценарий урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Если мы посмотрим в окно,то увидим с вами деревья, дома, яркое солнце(снег), одним словом природу.

-А где мы ещё можем увидеть природу?

2.Показ картин.

Посмотрите репродукции картин и скажите, к какому жанру они относятся? (пейзаж )

3.Рассказ учителя о художнике.

А какой тип речи можно использовать, говоря об этих полотнах?( описание )

Что можно описывать ?( природу, человека, картину, помещение, пейзаж и т.д.)

Сегодня мы поговорим об описании окружающей среды.

Как вы определяете, что перед вами текст-описание? Что такое описание?( описание- это тип речи, в котором говорится об одновременных признаках, автор описывает предмет, называя его признаки. Содержание высказывания можно передать на одном снимке.

- Какие цели мы можем поставить перед собой на сегодняшнем уроке?(узнать об особенностях описания состояния окружающей среды, научиться составлять тексты данного типа)

III. Изучение лингвистического материала.

У вас на столе находятся листы с заданиями. Я вам даю 1 минуту на ознакомление с заданием. Каждая группа будет выполнять одно задание, которое соответствует вашему номеру.А потом вы будете защишать свою работу. На выполнение задания даю вам 5 минут.

1.Работа в группах.

1 группа.Лингвисты.Найдите в словаре лексическое значение слов «состояние» и «среда».

СРЕДА – многозначное слово, сре-да́, существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение

Значение- пространство существования, окружающий мир, окружение

СОСТОЯНИЕ – многозначное слово, со-сто-я́-ни·е, существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение

Значение – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.

  2 группа. Теоретики. Прочитайте теоретический материал Составьте  схему, заполнив                        пропуски в  прямоугольниках .Подготовьте защиту вашего кластера «Описание    состояния окружающей среды».

данное        новое

говориться о состоянии природы,        глаголы личные - безличные

о состоянии среды в помещении                                                                              наречия на -О,

                                                                                            со значением состояния

чаще всего «данное» отсутствует                                          

                    называет элементы природы                                    существительные, передающие

                                                                                                                                      состояние                                                                                                                                                                                                 

                                                                 

3 группа.Редакторы. Прочитайте теоретический материал на с. 286.Прочитайте текст.

          Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой

         деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.

          -  Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.

                                                                 

Как хорошо пахнет(личный гл.) из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой  деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.(наречия на –О, -Е со значением состояния)

-Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого? (Сказуемое предшествует подлежащему).

– Что можно сказать о способе связи предложений? (Параллельное.)

4 группа.Психологи. Подумайте,как связано состояние окружающей среды с состоянием человека? Докажите примерами.

2.Защита своей работы.

Слайд (среда и состояние)

Слайд (текст 3 группы)

IV. Физкультминутка.

А в каком состоянии вы? Готовы ли к дальнейшей работе? Давайте немного отдохнём.

Музыка.

- Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих чувствах, состоянии своей души. Вам хорошо, спокойно, вам всё удаётся. Откройте глаза. Поработаем с ушками, чтобы активизировать свою дальнейшую работу.

Размяли. Потянули. Похлопали. Покрутили. Погладили-похвалили себя- молодцы!

V. Тренировочные упражнения.

-упр.636– Прочитайте тексты. Являются ли они описанием состояния

окружающей среды?

– К какому стилю речи относятся данные тексты?

(Художественный.)

– Обратите внимание на текст 3. Изменится ли нарисованная А.П.Чеховым картина, если глаголы несовершенного вида заменить глаголами совершенного вида? (Продолжительное, длительное действие заменится началом действия: барабанили– забарабанили .)

-Упр. 637 – Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Какой тип речи он использовал? (Повествование, нарушены принципы описания состояния окружающей среды.)

– Пользуясь репродукцией картины художника С. Жуковского “Осень. Веранда” (вклейка 8), исправьте текст сочинения ученика.

VI. Закрепление изученного материала.

1.Прослушивание музыки, демонстрация фотографий.

- После просмотра фотографий, назовите существительные – образы ( например: небо лазурное, река, лёд тронулся ).

Ребята, вы узнали эти места? Это природа Алданского района. Я не случайно взяла именно эти фотографии. В этом году наш город отмечает большой праздник. Какой? (90 лет городу ).

Наша природа очень красивая! И мы с вами в начале урока поставили ещё одну цель : научиться писать небольшие тексты-этюды описания окружающей среды.

У вас на столах лежат фотографии нашей природы. Давайте составим небольшие тексты описания окружающей среды, используя знания, которые вы получили на уроке, взяв за основу существительные-образы. Можете украсить их эпитетами. Каждой группе даны памятки, как писать этюд. Так же можете использовать опорную лексику.

                Памятка. Как создать этюд.

          (описание состояние окружающей среды)

1)Пишите, как чувствуете. Передайте настроение.

2)Не стремитесь к излишней красивости.

3) Не забывайте о различных способах выражения Н( наречия на-о,-е; глаголы личные и безличные; существительные со значением состояния).

4)Помните, что сказуемое в таких текстах предшествует подлежащему.

                                      Опорная лексика

НЕБО: ясное, ртутное, бесконечное, лазурное.

СНЕГ: чистый, сверкающий, подтаявший, пушистый, рыхлый.

ПОГОДА: чудесная, ясная, безоблачная, ненастная, тоскливая, великолепная.

ВОЗДУХ: холодный, прозрачный, хрустальный, свежий, чистый, морозный.

ДЕРЕВЬЯ:  непроходимые, огромные, могучие, голые, в осеннем уборе, в капельках дождя.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА: золотистый, багровый, тёмный, зелёный,(лазорево) синий, белоствольный ,голубоватый, изумрудный, янтарный.

СОСТОЯНИЕ: дождливо, тоскливо, свежо, легко, жарко, светло, холодно, трудно, ветрено,пасмурно,просторно,темно,ненастно,радостно,грустно,уютно,приятно,обилие,сверкание,угасание, царствование, щебетание, безветрие, величие, затишье, приволье и т.п.

Время выполнения работ - 8-10 минут.

2.Озвучивание работ, оценивание, редактирование учащимися класса.

VII. Рефлексия.

- Над какой темой работали?

- Какие задания выполняли?

- Все ли этапы работы вы выполняли легко?

- Чему вы сегодня научились?

Домашнее задание: На дворе – весна, понаблюдайте за состоянием природы и напишите этюд на одну из тем

1. Музыкальный апрель.

2. Юная весна.

3. Апрельская капель.

4. Ура! Весна пришла!

Сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами Н. Рыленкова

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Этому мы и будем с вами учиться на всех последующих уроках развития речи.

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по русскому языку, проведенного  в 6-м классе,

по теме «Описание состояния окружающей среды»

                                             подготовлен учителем

русского  языка и литературы

МБОУ СОШ с УИОП

 Меньщиковой Галиной Александровной                                    

                 


 Тема урока. Описание состояния окружающей среды

 Тип урока - урок открытия нового знания

 Цели урока: соответствуют его содержанию.

 Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения анализировать фрагменты со значением состояния окружающей среды, закрепления умения оперировать лингвистическими терминами, формировать умения редактировать тексты и создавать свои зарисовки.

Планируемые результаты:

Предметные – знают особенности текста-описания, анализируют фрагменты текста, отмечая детали окружающей действительности; оперируют в речи лингвистическими терминами; составляют тексты-описания.

Метапредметные:

Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания; анализируют , делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Так же прослеживается междисциплинарная связь с музыкой и живописью.

 Структура урока, почему она выбрана.

Организация. Начало урока. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала для «открытия нового знания»

Открытие «нового» знания. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.                

Реализация построенного проекта; структурирование полученных знаний (схемы - модели, работа с текстом учебника)

Первичное закрепление нового способа действия. Цель: зафиксировать новое учебное действие (выполнение заданий )

Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Информация о домашнем задании была дана после тематически соответствующего фрагмента урока.

Данная структура урока была выбрана для успешного решения поставленных задач, ориентирована на новые образовательные результаты.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально.

   Методы.

На уроке было использовано сочетание таких методов, как:

- коммуникативно-ориентированный

- учебная работа под руководством учителя

- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой  учителем информации.)

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов)

- словесный метод (элементы фронтальной беседы)

- логические методы (сравнение, анализ)

Мотивационная обеспеченность урока.

В формировании учебной мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у учащихся познавательных функций и жизненно важных умений.

Специфика урока состоит в применении современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса,  следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся.

Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.

 Средства обучения.

мультимедийная презентация, раздаточный материал.

 Контроль знаний, умений и навыков.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков был осуществлен в форме вопросно-ответной деятельности.

Для закрепления материала были даны задания по формированию необходимых языковых навыков и развитию речевых умений по теме с учетом возрастных  особенностей учащихся.

Организация взаимодействия учащихся между собой.

Учащиеся выполняли задания в группе.

Использование учащимися источников информации.

Учащиеся получали информацию из словаря, учебника, речи учителя.

Организация рефлексии.

Учащимся было предложено ответить на вопросы для формулирования итогов урока.

Создание ситуаций успеха на уроке.

Каждому учащемуся давалась возможность проявить себя и свои знания. Все учащиеся были в равных условиях.

 Подведение итогов.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования информационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.

Отклонений от плана урока не было.

Результативность урока хорошая.

Учитывая небольшую наполняемость класса, я стремилась задействовать всех учащихся в разных видах работы.

Перегрузки детей не было.

Цель урока достигнута.

Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, методы и приемы подачи учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

Описание состояния окружающей среды.6 кл

Урок развития речи по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской, 6 класс...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.

Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...

План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".

План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....

Педагогический проект «Влияние состояния окружающей среды на здоровье горожан»

Цели проектаИзучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.Воспитание экологической культуры учащихсяРазвитие познавательных спос...

«Описание состояния окружающей среды»

УрокРусского языка. 6 класс.Тема «Описание состояния окружающей среды».(по учебнику «Русский язык» 6 классПод ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 14-е изд.Москва. Дрофа. 2010г.)...

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс

Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс...