Описание состояния окружающей среды.6 кл
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку по учебнику М.М. Разумовской, 6 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
учебник: М.М. Разумовская, 6 класс
Тема урока: Описание состояния окружающей среды.
Тип урока: развитие речи.
Форма работы: групповая (с материалами ДМК), коллективная (диалог)
Используемые технологии: т.развивающего обучения (метод «Мозговой штурм»); коммуникативно-диалоговые; т. личностно ориентированного обучения: обучение в сотрудничестве(метод «Пила»), образно-эмоционального обучения; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие.
Целеполагание: - дать понятие о структуре текста описания окружающей среды;
-обогатить речь учащихся нужными средствами языка;
-учить создавать фрагменты текста со значением состояния окружающей среды;
-приобщать обучаемых к наблюдению за действительностью;
-развивать творческое воображение.
Целеполагание для детей:
- знать способы выражения ДАННОГО и НОВОГО в тексте описании состояния окружающей среды;
- уметь добывать информацию из разных источников;
- учиться создавать тексты описания окружающей среды, опираясь на личные впечатления.
Оборудование и ТСО: компьютер, медиапроектор или интерактивная доска, презентация учителя, ДМК учителя, карточки 2-х цветов со смайлами (красный, жёлтый), 4толковых словаря Ожегова, цветные стикеры
Методы преподавания: ассоциативный, визуально-графический, рефлексивный.
Понятия: состояние- положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится,
среда- пространство существования, окружающий мир, окружение,
этюд - сочинение небольшого объёма, набросок
Ход урока:
- Орг. момент.
Какое счастье жить среди людей!
Любить, творить, смеяться, просто слушать,
И с каждым днём, богаче становясь,
Частичку отдавать души своей.
Какое счастье жить среди людей.
-И вот сегодня, ребята, я хочу отдать вам частичку своих знаний, чтобы вы стали чуточку богаче.
- Введение в тему.
2.1-Если мы посмотрим в окно, то увидим с вами деревья, дома, яркое солнце (идёт дождь), одним словом природу.
-А где мы ещё можем увидеть природу?
2.2. Показ учителем репродукций картин
-Посмотрите репродукции картин и скажите, к какому жанру они относятся? (Пейзаж)
2.3 Рассказ учителя о художнике Эммануиле Христофоровиче Аладжалове. (1862 - 1934)
-Все эти полотна одного мастера, Эммануила Христофоровича Аладжалова.
-Он жил вблизи Ростова-на-Дону, Нахичевани. Получил начальное образование в художественном училище города Ростова-на-Дону.
Многочисленные холсты Аладжалова были посвящены природе средней полосы России различных времен года. Его работы охотно раскупали, и поэтому они присутствуют во многих музеях страны.
-А какой тип речи можно использовать, говоря об этих полотнах?
(ОПИСАНИЕ)
-Сегодня мы поговорим об описании состояния окружающей среды.
-Посмотрите внимательно на тему и попробуйте сказать, что вы уже знаете (что такое описание) ( уч-ся выбирают на слайде правильное определение)
ОПИСАНИЕ – тип речи, в котором говорится об одновременных признаках, автор описывает предмет, называя его признаки. Содержание высказывания можно передать на одном снимке.
- А что вы не знаете и хоте ли бы узнать?
(Лексическое значение слов «состояние», «среда». Чем отличается описание состояния природы от др.видов описания)
-Чему бы вы хотели научиться на этом занятии? (Писать небольшие сочинения, наброски – этюды)
ЦЕЛИ УРОКА на слайде
- Изучение нового материала.
3.1.Деление на группы.
- Повернитесь, посмотрите в глаза соседа, улыбнитесь и рассчитайтесь на
1-ый, 2-ой,3-ий.
- 2. У вас на столе находятся листы с заданиями, возьмите те, которые соответствуют вашему номеру, и прочитайте задание. Я вам даю 1 мин. на ознакомление задания.
- 3. А теперь попрошу вас каждого сесть за тот стол, на котором стоит цветной треугольник с вашим порядковым номером.
- Сейчас каждая группа будет выполнять одно задание, которое соответствует вашему порядковому номеру, а потом вы опять сядете так, как сидели в начале занятия и поделитесь своими наблюдениями со своими соседями.
Я даю вам на выполнение вашего задания 5 мин.
3.4. Работа в группах.
1 группа. Работа со словарями.
ПРИМЕЧАНИЕ: Распределите задания внутри группы.
1.–Найдите в толковом словаре Ожегова лексическое значение слов «состояние» и «среда».
2. - Найдите в интернете лексическое значение слов «состояние» и «среда».
Выберите нужное.
3. Сравните со статьёй в словаре. (ПАМЯТКА 1 Пользование интернетом )
СРЕДА – многозначное слово, сре-да́, существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение
Значение- пространство существования, окружающий мир, окружение
СОСТОЯНИЕ – многозначное слово, со-сто-я́-ни·е, существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение
Значение – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.
2группа. Прочитайте теоретический материал Составьте схему, заполнив пропуски в прямоугольниках (приложение №2). Подготовьте защиту вашего кластера «Описание состояния окружающей среды».
данное новое
говориться о состоянии природы, глаголы личные - безличные
о состоянии среды в помещении наречия на -О,
со значением состояния
чаще всего «данное» отсутствует
называет элементы природы существительные, передающие
состояние
3 группа. «Понаблюдайте» Прочитайте теоретический материал. Сравните тексты.
1. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой
деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.
2. Тишина. Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно.
- Что вы увидели общего?
- Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.
Как хорошо пахнет(личный гл.) из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой
деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.(наречия на –О, -Е со значением состояния)
Тишина.(сущ., перед.состояние) Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно. (наречия на –О, со значением состояния)
- -Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого? (Сказуемое предшествует подлежащему).
- – Что можно сказать о способе связи предложений? (Параллельное.) (см. памятку 3 СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ)
- Закрепление изученного.
4.1. Закрепление теоретического материала.
-Ребята, давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
-А теперь давайте послушаем одного из вас. Повернитесь и посмотрите, у кого на спинке стула прикреплён стикер.
- ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ, ДЕМОНСТРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ.
-Ребята, мы с вами ставили ещё одну цель : научиться писать небольшие тексты – этюды - описания состояния окружающей среды.
Я вам предлагаю посмотреть фотографии и выступить в роли творцов, после просмотра назовите, желательно последовательно, существительные –образы.
из-под «СНЕГ»
сияет «НЕБО» лазурное выглядывают первые «ПОДСНЕЖНИКИ»
капают «СОСУЛЬКИ» «РЕКА», тронулся«ЛЁД»
«ВЕРБА», распускаются «ПОЧКИ»
запели «ПТИЦЫ» перелётные
-А теперь давайте составим текст описание состояния окружающей среды, используя те знания, которые вы получили на уроке, взяв за основу сущ.-образы, если вы считаете нужным, то украсьте существительные эпитетами.
- Рефлексия.
-Ребята, а теперь попробуйте оценить свои действия, продолжив одно из предложений:
- Я узнал(а)…
- Я научился (научилась)…
- Я понял(а) …
- Мне было трудно…
- Я хочу …
–Ребята, я попрошу вас выбрать смайлик красного или жёлтого цвета, в зависимости от того, какое настроение у вас оставило наше занятие и насколько оно вам стало полезным. (Красный – было неинтересно, жёлтое – понравилось, узнал что-то нового)
-Каждому из вас я дарю БУКЛЕТЫ, в одном находятся все ПАМЯТКИ, которыми вы пользовались сегодня на занятии, а в другом «Как создать текст описание состояния окружающей среды и словарик с опорной лексикой, чтобы вы самостоятельно смогли писать этюды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Работа со словарями.
ПРИМЕЧАНИЕ: Распределите задания внутри группы.
- Найдите в толковом словаре Ожегова лексическое значение слов «состояние» и «среда».Выберите нужное.
- Найдите в интернете лексическое значение слов «состояние» и «среда».Выберите нужное.
- Сравните со статьёй в словаре. (ПАМЯТКА 1 Пользование интернетом )
Предварительный просмотр:
2. Прочитайте теоретический материал.( ) Составьте схему, заполнив пропуски в прямоугольниках. Подготовьте защиту вашего кластера «Описание состояния окружающей среды».
«Описание состояния окружающей среды».
- В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
- Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи «описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.
- «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет и т.д.); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина и т.д.).
Предварительный просмотр:
3. «Понаблюдайте» Прочитайте теоретический материал ( ). Сравните тексты.
1. Как хорошо пахнет из сада свежестью, талой землёй и горьковатой корой
деревьев. Тихо. Спокойно. Радостно.
2. Тишина. Ярко горит лампа. В комнате тепло и уютно.
- Что вы увидели общего? Запишите ответ _____________________________________________________________________
- Какой вопрос можно задать к данным текстам: Какой? Что здесь находится? Как? (подчеркните)
- Найдите НОВОЕ в текстах, выпишите и укажите, чем оно выражено.
_____________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что вы можете сказать о порядке следования подлежащего и сказуемого?
- Что можно сказать о способе связи предложений? (см. памятку3 СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ)
- В описании состояния окружающей среды часто говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа речи чаще всего отсутствует, а если имеется, то называет элементы природы, её части (небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
- Окружающая человека среда – это не только природа, но и помещение, в котором он находится. Поэтому в типе речи «описание состояния окружающей среды» может говориться и о состоянии среды в помещении.
- «Новое» обозначает состояние природы и выражается личными и безличными глаголами (сияет, вечереет); наречиями на –О со значением состояния (холодно, душно и т.д.), именами существительными, передающими состояние (вечер, тишина).
ПАМЯТКА 3
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
Различают два способа связи предложений в тексте: последовательный (цепной) и параллельный.
При последовательном соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения.
НАПРИМЕР. Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому.
При параллельном соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же данное.
НАПРИМЕР. Молния висела совсем низко над травой. Она излучала свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.
Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...
План- конспект урока по русскому языку"Описание состояния окружающей среды".
План- конспект урока по русскому языку" Описание состояния окружающей среды"....
Педагогический проект «Влияние состояния окружающей среды на здоровье горожан»
Цели проектаИзучение состояния окружающей среды в Петродворцовом районе города Санкт-Петербурга и влияние его на здоровье жителей.Воспитание экологической культуры учащихсяРазвитие познавательных спос...
«Описание состояния окружающей среды»
УрокРусского языка. 6 класс.Тема «Описание состояния окружающей среды».(по учебнику «Русский язык» 6 классПод ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 14-е изд.Москва. Дрофа. 2010г.)...
Описание состояния окружающей среды
Данный урок можно использовать на уроках развития речи при изучении темы " Описание состояния окружающей среды"...
Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс
Презентация на тему "Соединение в тексте описания места и состояния окружающей среды". 6 класс...