Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (6 класс) на тему
Олимпиада по русскому языку для учащихся 6-8 классов.Можно использовать в работе с одарёнными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада 6-8 класс | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания к олимпиаде по русскому языку
6 класс
1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.
2.Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.
3.Подберите к словам грусть, темнота, доброта, вежливость антонимы.
4.Замените синонимами устаревшие слова.
Очи, чело, ланиты, уста, перст.
5.Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман - норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.
6.Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий - …….. редкостный; 2) Лень - …. ленивец; 3)Цена - …. бесценность.
7.В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
8.Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое.
9.Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.
10.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к,кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.
Ответы и критерии оценивания
1.Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. (4 балла)
2.ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.(10 баллов)
3.Грусть – радость, темнота – свет, доброта – злость, вежливость – грубость. (4 балла)
4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец. (5 баллов)
5.Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель. (За каждое слово – 1 балл. Всего – 5 баллов)
6.Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец
(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –
Бесценность (суффиксальный). (3 балла)
7.1. Кот наплакал.
2. Вилами по воде писано.
3. Черепашьим шагом. (3 балла)
8.Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)
9.А) С обеих сторон раздавались голоса. Б) Их ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженером на заводе. (За каждую исправленную ошибку по 1 баллу. Всего 3 балла)
10.Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.
(По 0,5 баллов за орфограмму. Всего – 7 баллов)
Итого: 50 баллов
50- 45 баллов – 1 место
44 – 35 баллов – 2 место
34 – 25 баллов – 3 место
Задания к олимпиаде по русскому языку
7 класс
1.Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.
2.Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.
3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.
Нос посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще синее. Синь небес и зелень деревьев радуют глаз.
4.Объясните значение слов.
Бал – балл; искусный – искусственный.
5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
6.Замените фразеологизмы синонимами.
Держать в ежовых рукавицах
Брать себя в руки
С гулькин нос
Поднять на смех
Рукой подать
Вставлять палки в колёса
Бить баклуши
7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:
Как он смел! Как он смел? Больной ребёнок. Больной выздоровел.
8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.
Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
Цены на фрукты постоянно растут вверх.
Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.
Я человек горячий, увлекающий всем.
9.Продолжите пословицы и поговорки: а) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …
10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.
Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.
Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.
Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.
Ответы и критерии оценивания
(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)
1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)
2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)
3.Нос посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще синее. Синь небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)
4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)
5.Трасса - дорога, дискуссия - спор, авеню - улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)
6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово
Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.
С гулькин нос – очень мало
Поднять на смех – осмеять
Рукой подать – очень близко
Вставлять палки в колёса – препятствовать
Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)
7.Как он смел (краткое прилагательное)! Как он смел (глагол)? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) выздоровел. (4 балла)
8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.
Цены на фрукты постоянно растут.
Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.
Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)
9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)
10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.
Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.
Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)
Итого: 50 баллов
50- 45 баллов – 1 место
44 – 35 баллов – 2 место
34 – 25 баллов – 3 место
Задания к олимпиаде по русскому языку
8 класс
1.Расставьте ударения в следующих словах.
Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.
2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.
Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.
3.В каком из предложений слово пробежала употреблено как метафора?
1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.
2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.
3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.
4.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.
Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.
5.Выделите корень в словах.
Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.
6.Какой частью речи являются выделенные слова? Как называется это явление?
КАПЛЯ
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
Дочь грома – капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла. (Л.Кондырев.)
7.Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.
Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.
8.К каким частям речи относятся слова?
Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых.
9.Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.
10.Вставьте пропущенные буквы. С каждым словом составьте словосочетание. Укажите вид связи в составленных словосочетаниях.
- В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц,
- Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
- Издалека были видны плывущие бревна по воде.
Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны, пр…образовать.
Ответы и критерии оценивания
(к олимпиаде по русскому языку для 8 класса)
1.ПонялА, договОр, языковОе явление, принялА, обеспЕчение, дефИс.(3 балла)
2.Актуальный - важный; антракт - перерыв; лозунг - призыв; миссия - представительство, задание, роль; финал- завершение, конец; эпилог - заключительная часть; имитация - подражание, подделка; пролог - вступительная часть. (8 баллов)
3.Во 2-м и 3-м предложениях слово пробежала употреблено как метафора. (2 балла)
4.Грамм - граммов; дело - дел; мандарин - мандаринов; носки - носков; помидор - помидоров; рельсы - рельсов; чулки - чулок; яблоки - яблок.(4 балла)
5.Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый. (3 балла)
6.В полях, не кошенных косой (существительное),
Все утро дождик шел косой (прилагательное).
Дочь грома – капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла (существительное),
В ладонь цветка она стекла (глагол). (Л.Кондырев.)
Языковое явление – омонимы. (6 баллов)
7.Зарубить на носу - запомнить; мозолить глаза - надоедать; точить лясы - разговаривать; клевать носом - дремать. (4 балла)
8.Пять - количественное числительное; пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; пятерка - существительное; пятак - существительное; впятером - наречие; в-пятых - наречие. (7 баллов)
9.В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц,
Жителям пострадавшего от наводнения села была оказана своевременная помощь.
Издалека были видны плывущие по воде бревна.(3 балла)
10.Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, гигантский, колоссальный, современник, привилегированный, чувствовать, эшелоны, преобразовать.(10 баллов: за орфограмму по 0,5 и за словосочетание по 1 баллу)
Итого: 50 баллов
50- 45 баллов – 1 место
44 – 35 баллов – 2 место
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе
Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов
Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...
САМОАНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ (ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Я ЗНАЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»).
Самоанализ олимпиады по русскому языку....
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учителя русского языка и литературы по проблеме «Работа с одаренными школьниками: подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку, углубленный курс русского языка (в условиях внедрения ФГОС)
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. О...
Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы
Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...