I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
| Подготовка учащихся к уроку. | Организует
Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
| Слово учителя: Прозвенел опять звонок, Чтоб позвать нас на урок, В мир открытий, знаний, света. Вместе со звонком и я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. А вот насколько удачным и интересным будет наш урок, зависит от вашего психологического настроя. Из листочков, которые лежат на ваших столах, выберите тот, что по цвету соответствует вашему настроению. (Зелёный- отличное настроение Жёлтый - хорошее настроение Красный - плохое настроение) Запишите сегодняшнее число, классная работа. На парте лежат карточки- задания, подпишите их. |
| Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.
| 1. Словарный диктант. (1 ученик работает у доски, остальные - в тетрадях). Запишите слова, обозначьте орфограмму. Багряный, облако, несчастье, пароход, ненастье, природа, нечестность, не правда, а ложь. -О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? (существительные с НЕ). -Есть ли такие слова в диктанте? - Все ли они правильно написаны? - Ещё раз внимательно посмотрите в свои тетради на записанные нами слова и скажите, о чём мы будем сегодня говорить?( о написании НЕ с существительными). - Чем будем заниматься на уроке? Как мы будем закреплять наши знания? (повторять правила, работать по учебнику, по карточкам). Цель урока- уметь применять данное правило на практике. |
| Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание
|
IV.Закрепление нового (20 мин) Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
|
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся квыводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
| 2. Вспомним правило написание НЕ с существительными. Посмотрите на доску. Объясните, почему слова так написаны? (Несчастье, ненастье, нечестность, не правда, а ложь) . - Молодцы, ребята. 3. Как же справились вы с домашним заданием?( упр 288) Какие слова с НЕ вам встретились и как вы их написали? Назовите. 4. Работа в парах. Посмотрите на карточки задание 4. Проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Объясните орфограмму № 32. Определите темы пословиц. Ученье без уменья (не)закрывай глаза и на его (не)достатки Признавая достоинства друга, (не)праздность, а труд. (Не)былица на гнилых ногах ходит. Пишут (не)пером, (не)польза, а беда. Мы ценим и любим а умом. Обобщим. Какие знания о правописании не с существительным помогли вам выполнить данное упражнение. Объясните написание. Обратите внимание на слово не пером. Как вы думаете, почему оно пишется раздельно? А есть ли такое слово неперо?(нет) - Эти слова не образуют слов с приставкой НЕ. 5. Работа по учебнику. Обратите внимание на упр.289. Прочитайте условие упражнения. Отгадайте загадку. Выпишите слова с не, объясните написание Самостоятельная работа. 6. Синтаксическая пятиминутка. - К доске пойдёт один ученик. Мы запишем в тетради пословицу и сделаем её синтаксический разбор. Невежество – оружие невежды. Объясните постановку тире в этом предложении. - Объясните, что означает слово невежда(малообразованный человек) - Хорошо! Переходим к следующему этапу нашего урока | Орфограмма "Не с существительными"
Лексическое значение слов Темы пословиц
Синтаксический разбор предложения | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
V. Контролирующее задание (15 мин) Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний . |
Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.
| Контролирует выполнение работы. Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.
| 7. Работа по карточкам. Найдите задание 7. Сформулируйте задание к данному упражнению. . Распределительная работа. Осенняя (не)погода; настоящий (не)ряха; (не)веселье, а грусть; чернильница-(не)проливайка; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение. Распределите сочетания слов по двум столбикам в соответствии с характером написания не с входящими в них существительными. Взаимопроверка. Физкультминутка. Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой. 8. Задание на внимание. Игра «ЛОТО». Работа в парах (Каждая пара получает карточку со словами и фишками) По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой - В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).
- Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).
- Неаккуратный человек (НЕРЯХА).
- Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).
- Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).
- Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)
- Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).
- Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).
НЕВЕЖА | НЕРЯХА | НЕЗНАКОМЕЦ | НЕБЫЛИЦА | НЕВЕЖДА | НЕВЗГОДА | НЕДОТРОГА | НЕЗАБУДКА |
- Что объединяет слова в ваших карточках?( НЕ) Как написано Не с этими словами? Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь(если есть время) Составьте предложения с этими словами 9. Тест на усвоение темы "Не с существительными".Карточки для слабоуспевающих детей.(дифференцированное задание)- сильные ученики 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не. 1)Мешала (не)погода, а другие обстоятельства. 2)Полная (не)лепица. 2)Причины (не)успеваемости. 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением. 1)Прилив (не)нависти. 2)(Не)знание предмета. 3)Жизнь красна (не)днями, а делами. 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. 1)Видно (не)ряху по грязной рубахе. 2)Говорить (не)правду некрасиво. 3)Говорить (не)правду, а ложь. 4. Не с существительными пишется раздельно. 1)(Не)везение преследовало меня. 2)(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3)(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. 5. Не с существительными пишется раздельно. 1)Учение - красота, а (не)учение - слепота. 2)Сила с (не)правдою не уживаются. 3)Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. Ключ к тесту 1 – 2); 2 – 2); 3 – 3); 4 – 2); 5 – 3) 9. Упражнение на усвоение темы "Не с существительными" – для слабых учеников Не слитно или раздельно ( работай в карточке) - (Не)счастье помогает на экзаменах, а хорошее знание предмета.
- Для нас всё было ясно, (не)известности уже не было.
- (Не)силой борются, а умением.
- Умные люди ценят (не)праздность, а труд.
- Наш гость отказался от ужина, посетовав на (не)здоровье.
- Помогла вам (не)удача, а хорошее знание местности.
- (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство.
- (Не)внимание на уроке - причина многих бед.
Проверка по ключу, на доске. Оцените себя (критерии оценки – в карточке) | Написание не с существительными
Творческая работа
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | . Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;
| 10. Обобщение Чем пополнили вы сегодня багаж своих знаний? Когда НЕ с существительными пишется слитно, когда раздельно? Выполнили мы сегодня то, что запланировали? С каким настроением вы работали сегодня на уроке? Поднимите один из листочков: если вам было интересно и легко – зелёный, если сложновато и что-то не поняли – жёлтый, если ничего не поняли и от этого настроение плохое – красный. 11. Оценивание. Оцените свою работу, учитывая ваши оценки на листочке, поставьте на карточке. Не везение, а труд и настойчивость привели вас к этому успеху. Труд и воля помогут вам добиться успехов в учении. Я желаю вам этого. 12. Задание на дом Материал учебника (всем) п. 51 Упражнение 291. Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию) |
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
|