Сжатое изложение как вид текста
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Симоненко Надежда Евгеньевна

Урок раскрывает возможности Детского сайта Президентской библиотеки. Учащимся,  найдя по алгоритму нужную  информацию, создают текст, используя приемы сжатия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_8_dlya_e._v.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Технологическая карта урока русского языка , 8 класс

Тема урока: Сжатое изложение как вид текста

Тип урока: урок развития речи

Цели урока: путем самообразовательной деятельности формировать умение создавать текст на основе прочитанного, выделять микротемы, применять приемы сжатия текста, использовать необходимые языковые средства для описания действия; развивать речевую компетентность учащихся», доходчиво и занимательно рассказать учащимся  о  ВС и воинской славе России ;

Планируемые образовательные результаты: Учащиеся развертывают содержание темы и развивают главную мысль в тексте,  учатся понимать текст с первого прочтения, составлять связный текст, получают представления о принципах веб-навигации (меню, разделах первого и второго уровня вложенности, ссылках и т.п.).

Научатся: Перестраивать предложения по образцу и заданной схеме, овладеют приемами Интернет-навигации, понимать текст с первого прочтения.

Получат возможность научиться: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, 

Основные термины и понятия: Президентская библиотека, веб-ресурс

Технология развивающего; проблемного обучения; развития критического мышления;  проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы и методы обучения: проверка самоподготовки, эвристическая беседа, проверочная работа, лексическая работа, комплексный анализ текста, индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  инсценировка, взаимопроверка, самопроверка, самостоятельная работа по образцу, работа в группах. самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра в интерактивной форме "вопрос-ответ".

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Оргмомент. Мотивация Целеполагание

 Создание эмоционального настроя

Обращение учителя: Чтение стихотворения

Для чего нужна России армия в мирное время?

1.Зачем государству вооруженные силы, если оно никого не хочет завоевывать?

2.Что будет делать Президент, если на нашу страну нападут враги?»

Где  узнать информацию?

Приветствие,

Отвечают на вопрос:  Какие тексты будут темой урока ( о войне).

 Проверка д.з.

Чтение таблицы

Посетив сайт ПБ, ты  

Узнаешь

Научишься

Поймешь

- познакомишься с  виртуальными персонажами, приглашающими посетить тот или иной раздел, рассказывающими, как правильно работать с информацией,

-Работать с текстом

- правилам встроенных познавательных игр

--использовать веб-ресурс;

- Как извлекать, преобразовывать , структурировать и применять нужную информацию. с учётом решаемых задач;

             

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Использование веб-ресурса Президентской библиотеки как подспорье в образовательном процессе, а также как безопасный "входной шлюз" для первого знакомства ребёнка с защищёнными секторами глобальной компьютерной сети, знакомятся с  виртуальными персонажами, которые приглашают посетить тот или иной раздел, рассказывают, как правильно работать с информацией, сообщают о правилах встроенных познавательных игр и тому подобное.

Личностные УУД: личностное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между термином и определением. ·         создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;иформирование сознательного отношения к собственной будущей жизн,;

удовлетворение различных информационных ожиданий и интересов

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков ; развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий); формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом; уметь оценивать свою работу.

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Познавательные УУД:  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; постановка  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера формировать умение работать с  текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять извлекать нужную информацию образовательного плана

с учётом решаемых задач;

Актуализация. знан,

Раздает детям алгоритмы с указанием действий и  листок с лакунами

-Чтение алгоритма.

1.Объединяются в группы по  2. Получают алгоритм действия

1. Набери в поисковой строке «Президентская библиотека» официальный сайт

2.Нажми на «prlbr»,   «О Президентской библиотеке рассказывает Детский сайт Президента России»

3.Нажми на «среда»

4. Найди ответ на 1 вопрос плана. Нажми на «Зачем государству вооруженные силы, если оно никого не хочет завоевывать»

5. Прочитай текст. Выпиши ключевые слова.

6. Нажми на иконку «Назад»

7. Найди ответ на 2 вопрос плана. Нажми на «Что будет делать Президент, если на нашу страну нападут враги?»

8. Прочитай текст. Выпиши ключевые слова

9. Нажми на иконку «Назад», «Победы России»,  кликни 1-2 раза, выбери «Дни воинской славы»

10. Прочитай текст. Выпиши 3 Победы, которые ты считаешь наиболее важными для истории России

.

Выделение

затруднений

Возможные ошибки: последовательность, точность. 

Понятие известно и неизвестно, данное и новое

Развертывание содержания (темы) и развитие главной мысли в тексте выглядит так: каждое следующее предложение добавляет что-то новое к уже известному из предыдущего.

Каждое предложение текста можно разделить на две части. Первая вбирает в себя (повторяет) какую-то часть предыдущего предложения (словосочетания). Эту часть предложения называют известным. То сообщение, которое прилагается к известному, называется новым.

 практическая деятельность

- -

.

Конструируют текст из 8 предложений.

1.Зачем государству вооруженные силы, если оно никого не хочет завоевывать»

2._______________________________________________________________

3.____________________________________________________________________

4. Что будет делать Президент, если на нашу страну нападут враги?»

5._________________________________________________________

6.________________________________________________________

7. Дни воинской славы России.

8._______________________________________________________________________9._____________________________________________________________________

10.____________________________________________________________________

Закрепление с комментированием.

.

 2. Поясняет нормы  взаимооценивания данного вида работы: за каждое из правильно построенных и записанных согласно правилам пунктуации предложений – по 0,5 баллов. Демонстрирует правильный вариант на доске

Взаимооценивание  работы  согласно нормам, согласованным с учителем.

(получают листы оценивания)

Итоги урока.

Рефлексия

Дает домашнее задание: «Президентские глаголы»

Организует  рефлексию

Взаимооценивание  работы  согласно нормам, согласованным с учителем.

Критерии

Отлично

Хорошо

Требует доработки

балл

Качество работы

Сотрудничество

Умение выделить главное

Содержание согласно плану

Грамотность

.Представление лучших работ

Подводят итоги: Выполнив предложенные задания, я теперь знаю…, я умею…,я столкнулся с трудностями.. .Для преодоления трудностей планирую…

Суммирование полученного опыта.

Оценивают свою работу, ставят на странице смайлик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  р...

Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.

В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста

Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста....

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.

Цели урока:1.    Обучающая:обучение приемам сжатия  (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.2.    Развивающие:развитие монологической речи уч...

Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту

а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия  текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б)  развива...

Сжатое изложение как вид текста,7 класс

Урок развития речи.Обучение написанию сжатого изложения...