Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Цели урока:
1. Обучающая:
обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.
2. Развивающие:
развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.
3. Воспитывающая:
воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokv8klasse.pptx | 133.75 КБ |
fragment_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 18.36 КБ |
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 14.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме В данной работе проверяются ваши умения: Уметь выделять микротемы Определять в них главное, отсекать второстепенное Этот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.
Критерии оценивания ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла) ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла) ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла) Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7
Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение
Исключение Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. Вот бесчисленные портреты-штампы, в которых угадывается Александр Сергеевич. Проверь себя
Обобщение Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встреч и с безупречным стихом - известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам… Только мы, русские, можем понять те чувства, о которых пишет поэт. Проверь себя
Упрощение Есть ведь ещё мелочь разная – брелки , значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… Есть ещё сувениры разные с изображением поэта! Проверь себя
Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно
Содержательные способы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить: Проблему, содержащуюся в тексте Стиль текста Тип речи Строение абзацев Структуру предложений Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения
Упражнение №1. Прочитайте предложение и выделите в нём главную информацию Книги, исследования, монографии! Над всем этим работают «пушкинисты», «пушкиноведы», «исследователи жизни и творчества», и всякий раз они что- то находят. Исследователи- «пушкинисты» пишут о нём книги, монографии… Проверь себя
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям , подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.
Языковые способы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить ; привести доказательство – доказать ; проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …; Процесс реакции – реакция ; свойство упругости - …; месяц март - … А) трансформация словосочетаний. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.
Языковые способы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления ; для того чтобы получить – для получения ; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь ( достичь цели) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели. Б) трансформация предложений Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией. Проверь себя
Языковые способы сокращения текста Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен. При поступлении в рыболовецкую артель ему устроили экзамен. Замените сложноподчинённое предложение простым. Проверь себя
Приготовьте бумагу, ручку. Писать карандашом на экзамене запрещено.При записи используйте различные способы сокращения, стенографические знаки. Например, 1. вместо слова «характеризуется» -« хар-ся », «является»-« явл-ся »; 2. если в тексте часто повторяется одно слово, допустим, «память», то первый раз напишите его полностью, а второй, третий – (П); 3. используйте стенографические знаки:
Прослушайте текст, делая пометки, составляя что-то типа плана, тезисов, записей для ориентации по тексту. Помните, что на этом этапе главное - понять содержание текста! Прослушайте аудиозапись ИЗЛОЖЕНИЯ 4:
Обдумайте услышанный текст. Попробуйте по плану пересказать его.
Еще раз прослушайте текст изложения, стараясь как можно больше записать на черновике. Используйте некоторые стенографические знаки. Изложение 4
Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. (28 слов) Сосчитайте количество слов в первом абзаце. Попробуйте по смыслу разбить написанный вами текст на 3 абзаца. АБЗАЦ 1
Не следует забывать, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. (30 слов) Сосчитайте количество слов во втором абзаце. АБЗАЦ 2
Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, он неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (32 слов) Сосчитайте количество слов в третьем абзаце. АБЗАЦ 3
Сосчитайте количество слов во всем изложении. Если при подсчете обнаружите менее 70 слов, то вернитесь к черновику и добавьте недостающее количество слов, используя прилагательные, причастия, деепричастия, заменив местоимение группой существительных (например, «все» = «мальчики и девочки, учителя и родители»).
Сравните написанное вами изложение с нашим, обратив внимание на абзацное членение текста. Человек совершил проступок или не оправдал надежд, которые на него возлагали. Окружающие и он сам начинают искать объяснение случившемуся, обвиняя при этом школу, семью, но только не провинившегося. А как важно помнить, какую роль в жизни человека сыграл он сам, как занимался самовоспитанием, важнейшим звеном в формировании личности, предусматривающим сознательное отношение к собственной жизни, к собственным планам и действиям. Самовоспитание начинается с самооценки. Если она занижена, человек неуверен, робок, а если завышена, то – самоуверен. Только умение адекватно оценивать свои возможности помогает человеку верно поставить цель в жизни и добиваться ее исполнения. (91 слово) Несомненно, ваш вариант и наш друг от друга слегка отличаются. Но это нормально: ведь это авторское (ваше) восприятие текста.
Проверьте написанное вами сжатое изложение с помощью орфографического словаря.
Полный текст изложения. Посмотрите его, сравните со своей работой. Текст изложения "Человек совершил проступок" Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.(37 слов) Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям. (45 слов) Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.(58 слов) ( По С.Л.Львову). 140 слов.
Предварительный просмотр:
ФРАГМЕНТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Тема: Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.
Тип урока: урок развития речи
Сжатие текста - это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Цели урока:
1. Обучающая:
обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.
2. Развивающие:
развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.
3. Воспитывающая:
воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.
Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) аудиозапись текста изложения; 3) распечатки для работы с текстом; 4) памятки «Приемы сжатия текста».
Формы работы:
• фронтальная,
• групповая,
• индивидуальная.
Методы обучения:
• репродуктивный,
• частично-поисковый.
Предварительный просмотр:
МКОУ гимназия г. Слободского Кировской области
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
Учитель русского языка и литературы: Емельянова И. В.
Тема: Сжатое изложение (приёмы компрессии текста). Подготовка к ГИА.
Тип урока: урок развития речи
Цели урока:
1. Обучающая: обучение приемам сжатия (компрессии) исходного текста, используя различные приемы.
2. Развивающие: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное; определять количество микротем текста.
3. Воспитывающая: воспитание осознания значимости книги в развитии общества, её интеллектуальной ценности.
Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) аудиозапись текста изложения; 3) распечатки для работы с текстом; 4) памятки «Приемы сжатия текста».
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Структура урока
Этапы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Введение в урок | Вступительное слово учителя | |
2.Актуализация и целеполагание | Подготовка к выступлению учащихся | Формулировка цели урока, знакомство с планом выступления, критериями оценивания | Работа с презентацией |
3.Повторение | Повторение изученного материала «Приемы сжатия текста». Способы сокращения текста: Исключение Обобщение Упрощение Содержательные способы сокращения текста (примеры). Языковые способы сокращения текста | Учитель слушает выступления учащихся, задаёт уточняющие вопросы, способствует выработке стратегии достижения цели | Работа с презентацией |
4.Работа с текстом | Прослушивание аудиозаписи текста С. Л. Львов «Человек совершил проступок» | При первом чтении: - Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. - Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). - Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. - Запомните последовательность событий, рассуждений. - Определите количество абзацев, ключевые слова. - Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. - Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. | Запись текса , обдумывание и пересказ по плану |
5.Написание сжатого изложения | Написать сжатое изложение | Самостоятельная работа | |
6. Рефлексия | Повторение приёмов сжатия (компрессии) исходного текста | Понятны ли вам приемы сжатия текста? Какой из приемов вам показался наиболее доступным? Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? | Отвечают на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сжатого изложения по прослушанному тексту
а) познакомить учащихся с различными способами сокращения информации; отработать технику сжатия текста; акцентировать внимание учащихся на полноценном понимании исходного текста;б) р...
Сжатое изложение. Приемы компрессии текста.
В данном уроке показаны все приемы компресс текста при написании сжатого изложения (ГИА),...
Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста
Опорный конспект, который поможет быстро повторить все приёмы сжатия текста....
Сжатое изложение (приемы компрессии
В презентации указаны основные приемы компрессии текста...
Подготовка к ОГЭ, 9 класс. Презентация на тему "Приёмы компрессии текста"
Данный материал-презентация на тему "Приёмы компрессии текста" рассчитан для учащихся 9 классов и необходим для подготовке к ОГЭ...
Готовимся к ГИА. 9 класс. Сжатое изложение. Виды компрессии.
Конспект-схема. Виды компрессии. Изложение 9 класс. Подготовка к ГИА....
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...