Рабочая программа по русскому языку 5 -9
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_fgos_5-9.docx | 92.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма
Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», утвержденной приказом МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2019 № 410 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: русский язык и литература
Учебный предмет: русский язык
5-9 классы
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностейязыкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуациейобщения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров,
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официальноделового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание предмета «Русский язык» (735 часов)
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
Тематическое планирование
5 класс (175 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке и речи | Зачем человеку нужен язык | |
Что мы знаем о русском языке | ||
Р.Р. Что такое речь | ||
Р.Р. Речь диалогическая и монологическая | ||
Р.Р. Речь устная и письменная | ||
Звуки и буквы. Алфавит | ||
Что обозначают буквы е, ё, ю, я | ||
Повторение. Речь | Фонетический разбор слова | |
Р.Р. Что такое текст (повторение) | ||
Р.Р. Тема текста | ||
Р.Р. Основная мысль текста | ||
Р.Р.Контрольная работа №1.Сочинение «Памятный день летних каникул» | ||
Р.Р. Анализ сочинения | ||
Зачем людям письмо | ||
Орфография. Нужны ли правила | ||
Орфограммы гласных корня | ||
Орфограммы согласных корня | ||
Буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ | ||
ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | ||
Разделительные ь и ъ | ||
Не с глаголами | ||
Написание тся и ться в глаголах | ||
Кр. Контрольная работа №2.Диктант и задания к нему | ||
Анализ контрольной работы | ||
Почему корень, приставка и суффикс – значимые части слова | ||
Как образуются формы слова | ||
Самостоятельные части речи | ||
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | ||
Служебные части речи: предлог, союз, частица | ||
Р.Р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | ||
Р.Р. Абзац как часть текста | ||
Р.Р. План текста | ||
Р.Р. Сжатие и развёртывание текста | ||
Фонетика. Речь | Что изучает фонетика | |
Звуки гласные и согласные | ||
Слог. Ударение | ||
Что изучает орфоэпия. Произношение гласных звуков | ||
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор | ||
Кр. Контрольная работа (№3) по фонетике и орфоэпии | ||
Анализ контрольной работы | ||
Лексика. Речь | Как определять лексическое значение слова | |
Сколько лексических значений имеет слово | ||
Когда слово употребляется в переносном значении | ||
Как пополняется словарный состав русского языка | ||
Как образуются слова в русском языке | ||
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | ||
Правописание чередующихся гласных в корнях - лаг-//-лож- и –рос-//-раст-(-ращ-) | ||
Буквы о – ё после шипящих в корнях слов | ||
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | ||
Что такое профессиональные и диалектные слова | ||
О чём рассказывают устаревшие слова | ||
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | ||
Правописание корней слов | ||
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с | ||
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с | ||
Буквы и – ы после ц | ||
Значение, строение и написание слова (ЗСП) | ||
Кр. Контрольная работа №4. | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Что изучает стилистика | ||
Р.Р. Разговорная и книжная речь | ||
Р.Р. Культура речевого поведения | ||
Р.Р.Художественная речь | ||
Р.Р. Научно-деловая речь | ||
Р.Р.Контрольная работа №5Изложение «Барсучонок» | ||
Р.Р. Анализ контрольной работы | ||
Синтаксис. Речь | Что изучают синтаксис и пунктуация | |
Словосочетание | ||
Словосочетание | ||
Предложение | ||
Предложение | ||
Главные члены предложения | ||
Главные члены предложения | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||
Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения | ||
Второстепенные члены предложения | ||
Однородные члены предложения | ||
Однородные члены предложения | ||
Кр. Контрольная работа №6 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Обращение | ||
Синтаксический разбор простого предложения | ||
Сложное предложение | ||
Сложное предложение | ||
Прямая речь | ||
Прямая речь | ||
Диалог | ||
Повторение и обобщение изученного | ||
Кр. Контрольная работа №7 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Что такое тип речи | ||
Р.Р. Описание, повествование, рассуждение | ||
Р.Р. Оценка действительности | ||
Р.Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства | ||
Р.Р.Контрольная работа №8.Анализ текста: определение типа речи | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р.Контрольная работа №9.Изложение «Джек здоровается» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Морфология. Самостоятельные части речи. Речь | Самостоятельные и служебные части речи. Междометия | |
Что обозначает глагол | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | ||
Словообразование глаголов | ||
Виды глагола | ||
Корни с чередованием букв е- и | ||
Инфинитив | ||
Правописание -тся и -ться в глаголах | ||
Наклонение глаголов | ||
Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | ||
Как образуется повелительное наклонение глагола | ||
Времена глагола | ||
Времена глагола | ||
Спряжение глагола. Лицо и число | ||
Правописание личных окончаний глаголов | ||
Правописание личных окончаний глаголов | ||
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | ||
Кр. Контрольная работа №10. | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Как связываются предложения в тексте | ||
Р.Р. «Данное» и «новое» в предложениях | ||
Р.Р. Строение текста типа повествования | ||
Р.Р. Строение текста типа повествования | ||
Р.Р. Строение текста типа повествования | ||
Что обозначает имя существительное | ||
Словообразование имён существительных | ||
Употребление суффиксов существительных -чик-,-щик-, -ек-, -ик- | ||
Употребление суффиксов существительных -чик-,-щик-, -ек-, -ик- | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | ||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | ||
Имена существительные собственные и нарицательные | ||
Имена существительные собственные и нарицательные | ||
Род имён существительных | ||
Род имён существительных | ||
Число имён существительных | ||
Падеж и склонение имён существительных | ||
Падеж и склонение имён существительных | ||
Правописание безударных падежных окончаний существительных | ||
Употребление имён существительных в речи | ||
Употребление имён существительных в речи | ||
Р.Р. Строение текста типа описания предмета | ||
Р.Р. Редактирование текстов типа описания предмета | ||
Р.Р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | ||
Р.Р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | ||
Р.Р. Контрольная работа №11.Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Типы речи в тексте | ||
Р.Р. Анализ и редактирование текста | ||
Р.Р. Анализ и редактирование текста | ||
Р.Р. Обучающее сочинение | ||
Р.Р. Обучающее сочинение | ||
Р.Р.Контрольная работа №12.Изложение «Друг детства» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Качественные прилагательные | ||
Относительные прилагательные | ||
Притяжательные прилагательные | ||
Правописание окончаний имён прилагательных | ||
Правописание окончаний имён прилагательных | ||
Словообразование имён прилагательных | ||
Прилагательные полные и краткие | ||
Прилагательные полные и краткие | ||
Степени сравнения имён прилагательных | ||
Степени сравнения имён прилагательных | ||
Кр. Итоговая Контрольная работа №13 | ||
Кр. Итоговая Контрольная работа №13 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Фонетика | ||
Лексика | ||
Словообразование | ||
Орфография | ||
Морфология | ||
Синтаксис | ||
Пунктуация | ||
Речь | ||
Обобщение и систематизация изученного в 5 классе |
Тематическое планирование
6 класс (210 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
1 | Основная единица языка. Речь | Слово – основная единица языка |
2 | Слово – основная единица языка | |
3 | Р.Р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах | |
4 | Повторение. Речь | Орфография и пунктуация |
5 | Орфография и пунктуация | |
6 | Орфография и пунктуация | |
7 | Употребление прописных букв | |
8 | Буквы Ь и Ъ | |
9 | Орфограммы корня | |
10 | Орфограммы корня | |
11 | Орфограммы корня | |
12 | Орфограммы корня | |
13 | Правописание окончаний (прилагательных, глаголов, существительных) | |
14 | Правописание окончаний (прилагательных, глаголов, существительных) | |
15 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | |
16 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | |
17 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | |
18 | Кр. Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием (входной) | |
19 | Анализ контрольной работы | |
20 | Р.Р.Что мы знаем о тексте | |
21 | КР. Контрольная работа № 2. Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.) | |
22 | Анализ сочинения | |
23 | Части речи и члены предложения | |
24 | Части речи и члены предложения | |
25 | Части речи и члены предложения | |
26 | Имя существительное. речь | Морфологические признаки имени существительного |
27 | Морфологические признаки имени существительного | |
28 | Словообразование имён существительных | |
29 | Словообразование имён существительных | |
30 | Словообразование имён существительных | |
31 | Правописание сложных существительных | |
32 | Правописание сложных существительных | |
33 | Правописание сложных существительных | |
34 | Употребление имён существительных в речи | |
35 | Употребление имён существительных в речи | |
36 | Произношение имён существительных | |
37 | КР. Контрольная работа № 3. Проверочная работа по грамматике (имя существительное) | |
38 | Анализ контрольной работы | |
39 | Р.Р.Разграничение деловой и научной речи | |
40 | Р.Р.Характеристика научного стиля | |
41 | Р.Р.Определение научного понятия | |
42 | КР. Контрольная работа № 4.Изложение «Связанные корни» | |
43 | Анализ контрольной работы | |
44 | Р.Р. Рассуждение-объяснение | |
45 | Р.Р. Рассуждение-объяснение | |
46 | Р.Р. Характеристика делового стиля | |
47 | Р.Р. Характеристика делового стиля | |
48 | Имя прилагательное. Речь | Морфологические признаки имени прилагательного |
49 | Морфологические признаки имени прилагательного | |
50 | Словообразование имён прилагательных | |
51 | Словообразование имён прилагательных | |
52 | Словообразование имён прилагательных | |
53 | Правописание сложных имен прилагательных | |
54 | Правописание сложных имен прилагательных | |
55 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
56 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
57 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
58 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
59 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
60 | Употребление имен прилагательных в речи | |
61 | Употребление имен прилагательных в речи | |
62 | Произношение имен прилагательных | |
63 | Произношение имен прилагательных | |
64 | Кр. Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием «Необычный стрелок» | |
65 | Анализ контрольной работы | |
66 | Р.Р. Способы связи предложений в тексте | |
67 | Р.Р. Средства связи предложений в тексте | |
68 | Р.Р. Употребление параллельной связи в тексте | |
69 | Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором | |
70 | Кр. Контрольная работа № 6. Изложение «Тоска по Москве» | |
71 | Анализ контрольной работы | |
72 | Глагол. Речь | Морфологические признаки глагола |
73 | Морфологические признаки глагола | |
74 | Морфологические признаки глагола | |
75 | Словообразование глаголов | |
76 | Словообразование глаголов | |
77 | Словообразование глаголов | |
78 | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | |
79 | Правописание приставок ПРЕ | |
80 | Правописание приставок ПРЕ | |
81 | Правописание приставок ПРЕ | |
82 | Буквы И - Ы в корне после приставок | |
83 | Буквы И - Ы в корне после приставок | |
84 | Кр. Контрольная работа № 7. По словообразованию | |
85 | Анализ контрольной работы | |
86 | Употребление глаголов в речи | |
87 | Употребление глаголов в речи | |
88 | Употребление глаголов в речи | |
89 | Произношение глаголов | |
90 | Кр. Контрольная работа № 8. По орфоэпии | |
91 | Анализ контрольной работы | |
92 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | |
93 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | |
94 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | |
95 | Кр. Контрольная работа № 9. Диктант | |
96 | Анализ контрольной работы | |
97 | Кр. Контрольная работа № 10. По лексике | |
98 | Анализ контрольной работы | |
99 | Причастие. Речь | Что такое причастие |
100 | Что такое причастие | |
101 | Что такое причастие | |
102 | Что такое причастие | |
103 | Что такое причастие | |
104 | Причастный оборот | |
105 | Причастный оборот | |
106 | Причастный оборот | |
107 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
108 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
109 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
110 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
111 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
112 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
113 | Полные и краткие причастия | |
114 | Полные и краткие причастия | |
115 | Полные и краткие причастия | |
116 | Морфологический разбор причастий (закрепление) | |
117 | Буквы н и нн в причастиях | |
118 | Буквы н и нн в причастиях | |
119 | Буквы н и нн в причастиях | |
120 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
121 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
122 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
123 | Кр. Контрольная работа № 11. Диктант по морфологии. Причастие | |
124 | Анализ контрольной работы | |
125 | Р.Р. Повествование разговорного и художественного стилей | |
126 | Р.Р. Повествование в рассказе | |
127 | Кр. Контрольная работа № 12. Изложение «Как спасали крысу» | |
128 | Анализ контрольной работы | |
129 | Р.Р. Повествование делового и научного стилей | |
130 | Р.Р. Повествование делового и научного стилей | |
131 | Кр. Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа | |
132 | Анализ контрольной работы | |
133 | Деепричастие. Речь | Что такое деепричастие |
134 | Что такое деепричастие | |
135 | Деепричастный оборот | |
136 | Деепричастный оборот | |
137 | Правописание НЕ с деепричастиями | |
138 | Правописание НЕ с деепричастиями | |
139 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
140 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
141 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
142 | Кр. Контрольная работа № 14. Диктант по морфологии. | |
143 | Анализ контрольной работы | |
144 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
145 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
146 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
147 | Произношение причастий, деепричастий | |
148 | Произношение причастий, деепричастий | |
149 | Кр. Контрольная работа № 15. По орфоэпии. Произношение глаголов, причастий и деепричастий | |
150 | Анализ контрольной работы | |
151 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | |
152 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | |
153 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | |
154 | Кр. Контрольная работа № 16. По морфологии. Причастие, деепричастие | |
155 | Анализ контрольной работы | |
156 | Р.Р. Описание места | |
157 | Р.Р. Описание места | |
158 | Кр. Контрольная работа № 17. Сочинение «Кабинет Пушкина» или «Кабинет Лермонтова» | |
159 | Анализ контрольной работы | |
160 | Имя числительное. Речь | Что обозначает имя числительное |
161 | Что обозначает имя числительное | |
162 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | |
163 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | |
164 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | |
165 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | |
166 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | |
167 | Изменение порядковых числительных | |
168 | Изменение порядковых числительных | |
169 | Употребление числительных в речи | |
170 | Произношение имен числительных | |
171 | Кр. Контрольная работа № 18. По морфологии. Числительное | |
172 | Анализ контрольной работы | |
173 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды | |
174 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды | |
175 | Кр. Контрольная работа № 19. Сочинение по картине «Лесистый берег» | |
176 | Анализ контрольной работы | |
177 | Местоимение. Речь | Какие слова называются местоимениями |
178 | На какие разряды делятся местоимения по значению | |
179 | На какие разряды делятся местоимения по значению | |
180 | Личные местоимения | |
181 | Возвратное местоимение себя | |
182 | Притяжательные местоимения | |
183 | Указательные местоимения | |
184 | Определительные местоимения | |
185 | Определительные местоимения | |
186 | Вопросительно-относительные местоимения | |
187 | Вопросительно-относительные местоимения | |
188 | Отрицательные местоимения | |
189 | Неопределённые местоимения | |
190 | Неопределённые местоимения | |
191 | Употребление местоимений в речи | |
192 | Произношение местоимений | |
193 | Кр. Контрольная работа № 20. Диктант по теме «Местоимение» | |
194 | Анализ контрольной работы | |
195 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | |
196 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | |
197 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пункпуации» | |
198 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пункпуации» | |
199 | Кр. Контрольная работа № 21. Диктант «На Кара-Даге» | |
200 | Анализ контрольной работы | |
201 | Повторение | Орфография |
202 | Правописание приставок ПРЕ- ПРИ- | |
203 | Н и нн во всех частях речи | |
204 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | |
205 | Морфология | |
206 | Деепричастие | |
207 | Причастие | |
208 | Пунктуация | |
209 | Пунктуация | |
210 | Орфография |
Тематическое планирование
7 класс (140 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке | Изменяется ли язык с течением времени | |
Язык. Правописание. Культура речи. Речь | Р.Р. Что мы знаем о стилях речи | |
Р.Р. Что мы знаем о типах речи | ||
Фонетика и орфоэпия | ||
Фонетика и орфоэпия | ||
Словообразование изменяемых частей речи | ||
Словообразование изменяемых частей речи | ||
Словообразование изменяемых частей речи | ||
Кр. Контрольная работа № 1 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Текст. Способы и средства связи предложений | ||
Кр. Контрольная работа № 2 Р.Р. Обучающее изложение | ||
Кр. Контрольная работа № 2 Р.Р. Обучающее изложение | ||
Анализ контрольной работы | ||
О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация | ||
Разделительные Ь и Ъ | ||
Употребление Ь | ||
Правописание О-Е(Ё) после шипящих и Ц | ||
Правописание приставок | ||
Правописание приставок | ||
Орфограммы в корне слов | ||
Орфограммы в корне слов | ||
Правописание суффиксов | ||
Правописание суффиксов | ||
Контрольная работа № 3 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Правописание окончаний | ||
Правописание окончаний | ||
НЕ с разными частями речи | ||
НЕ с разными частями речи | ||
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | ||
Употребление дефиса | ||
Употребление дефиса | ||
Лексика и фразеология | Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты | |
Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты | ||
Морфология и синтаксис. Наречие. Слова категории состояния. Речь | Грамматика: морфология и синтаксис | |
Грамматика: морфология и синтаксис | ||
Кр. Контрольная работа № 4 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Публицистический стиль | ||
Р.Р. Публицистический стиль | ||
Р.Р. Заметка в газету | ||
Р.Р. Сочинение-заметка в газету. Контрольная работа № 5 | ||
Р.Р. Сочинение-заметка в газету. Контрольная работа № 5 | ||
Р.Р. Анализ сочинения | ||
Какие слова являются наречиями | ||
Какие слова являются наречиями | ||
Разряды наречий по значению | ||
Разряды наречий по значению | ||
Степени сравнения наречий | ||
Степени сравнения наречий | ||
Морфологический разбор наречий | ||
Степени сравнения наречий | ||
Степени сравнения наречий | ||
Кр. Контрольная работа № 6 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Правописание наречий | ||
Правописание НЕ с наречиями | ||
Буквы Н и НН в наречиях на О(Е) | ||
Буквы Н и НН в наречиях на О(Е) | ||
Буквы О, Е в конце наречий после шипящих | ||
Р.Р. Рассуждение-размышление | ||
Р.Р.Контрольная работа № 7. (Р.Р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля) | ||
Р.Р.Контрольная работа №7. (Р.Р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля) | ||
Р.Р. Анализ сочинений | ||
Буквы О, А в конце наречий | ||
Дефис в наречиях | ||
Дефис в наречиях | ||
НЕ и НИ в отрицательных наречиях | ||
Ь в конце наречий после шипящих | ||
Употребление наречий в речи | ||
Употребление наречий в речи | ||
Произношение наречий | ||
Произношение наречий | ||
Повторение изученного | ||
Кр. Контрольная работа № 8 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Описание состояния человека | ||
Р.Р. Описание состояния человека | ||
Р.Р.Контрольная работа № 9. (Р.Р. Сочинение «Как я первый раз…») | ||
Р.Р.Контрольная работа № 9. (Р.Р. Сочинение «Как я первый раз…») | ||
Р.Р. Анализ сочинений | ||
Предлог. Речь | Предлог как часть речи | |
Разряды предлогов | ||
Правописание предлогов | ||
Правописание предлогов | ||
Употребление предлогов в речи | ||
Р.Р. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | ||
Р.Р. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | ||
Р.Р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | ||
Р.Р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | ||
Р.Р.Контрольная работа № 10. (Р.Р. Изложение «Поговорим о бабушках») | ||
Р.Р.Контрольная работа № 10.(Р.Р. Изложение «Поговорим о бабушках») | ||
Р.Р. Анализ изложений | ||
Союз. Речь | Союз как часть речи | |
Разряды союзов | ||
Правописание союзов | ||
Правописание союзов | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | ||
Кр. Контрольная работа № 11 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Описание внешности человека | ||
Р.Р. Описание предмета | ||
Р.Р. Описание внешности человека | ||
Р.Р. Описание внешности человека | ||
Частица | Частица как часть речи | |
Разряды частиц | ||
Правописание частиц | ||
Правописание частиц | ||
Кр. Контрольная работа № 12 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Употребление частиц в речи | ||
Употребление частиц в речи | ||
Произношение предлогов, союзов, частиц | ||
Произношение предлогов, союзов, частиц | ||
Междометие и звукоподражательные слова | Междометие | |
Междометие | ||
Звукоподражательные слова | ||
Омонимия частей речи. Речь | Омонимия частей речи | |
Омонимия частей речи | ||
Р.Р. Характеристика человека | ||
Р.Р. Характеристика человека | ||
Р.Р. Характеристика человека | ||
Р.Р. Контрольная работа № 13. (Р.Р. Изложение «О Чехове») | ||
Р.Р. Анализ изложений | ||
Р.Р. Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | ||
Р.Р.Контрольная работа № 14. (Р.Р. Сочинение о человеке) | ||
Р.Р.Контрольная работа № 14. (Р.Р. Сочинение о человеке) | ||
Р.Р. Анализ сочинений | ||
Кр. Контрольная работа № 15 | ||
Кр. Контрольная работа № 15 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Обобщающее повторение | Повторение. Фонетика и орфоэпия | |
Повторение. Морфемика и словообразование | ||
Повторение. Орфография | ||
Повторение. Синтаксис и пунктуация | ||
Обобщающее повторение | ||
Повторение изученного в 7 классе | ||
Повторение изученного в 7 классе |
Тематическое планирование
8 класс (105 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке | Русский язык в семье славянских языков | |
Язык. Правописание. Культура речи. Речь | Р.Р. Разновидности речи | |
Р.Р. Стили речи | ||
Р.Р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки | ||
Р.Р. Анализ изложения | ||
Букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | ||
Букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | ||
Букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | ||
Употребление в тексте частицы НИ | ||
Употребление дефиса | ||
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ими словоформ других частей речи | ||
Кр. Контрольная работа № 2 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Типы речи | ||
Способы и средства связи предложений в тексте | ||
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | Словосочетание | |
Словосочетание | ||
Словосочетание | ||
Предложение и его типы | ||
Предложение и его типы | ||
Двусоставное предложение. Речь | Интонация простого предложения | |
Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и его способы выражения | ||
Сказуемое и способы его выражения | ||
Сказуемое и способы его выражения | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||
Правила согласования главных членов предложения | ||
Второстепенные члены предложения, их функции. Определение | ||
Дополнение | ||
Обстоятельство | ||
Порядок слов в предложении | ||
Порядок слов в предложении | ||
Кр. Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительным заданием | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Репортаж | ||
Р.Р. Репортаж-повествование | ||
Р.Р.Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | ||
Р.Р. Репортаж - описание | ||
Односоставное предложение. Речь | Виды односоставных предложений | |
Определенно-личное предложение | ||
Неопределенно-личное предложение | ||
Обобщенно-личное предложение | ||
Безличное предложение | ||
Безличное предложение | ||
Назывное предложение | ||
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | ||
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | ||
Р.Р. Статья | ||
Р.Р. Статья | ||
Кр. Контрольная работа № 5 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Предложения с однородными членами. Речь | Понятие однородности членов предложения | |
Средства связи между однородными членами предложения | ||
Средства связи между однородными членами предложения | ||
Средства связи между однородными членами предложения | ||
Однородные и неоднородные определения | ||
Однородные и неоднородные определения | ||
Однородные и неоднородные определения | ||
Р.Р. Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | ||
Обобщающие слова пи однородных членах предложения | ||
Обобщающие слова пи однородных членах предложения | ||
Кр. Контрольная работа № 6. Диктант | ||
Анализ контрольной работы | ||
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями | Предложения с обращениями | |
Предложения с обращениями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | ||
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | ||
Кр. Контрольная работа № 7 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Предложения с обособленными членами. Речь | Понятие обособления второстепенных членов предложения | |
Понятие обособления второстепенных членов предложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Кр. Контрольная работа № 8. | ||
Анализ контрольной работы | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Уточняющие члены предложения | ||
Уточняющие члены предложения | ||
Кр. Контрольная работа № 9 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Портретный очерк | ||
Р.Р. Портетный очерк | ||
Кр. Контрольная работа № 10 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | ||
Р.Р. Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | ||
Прямая и косвенная речь | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | |
Цитаты их оформление на письме | ||
Прямая речь и ее оформление на письме | ||
Прямая речь и ее оформление на письме | ||
Прямая речь и ее оформление на письме | ||
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | ||
Обобщение и повторение | Обобщение и повторение | |
Обобщение и повторение |
Тематическое планирование
9 класс (105 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке | Русский язык – национальный язык русского народа | |
Язык. Правописание. Культура речи Речь | Р.Р. № 1. Текст. Стили речи | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
Лексика. Морфемика. Словообразование | ||
Лексика. Морфемика. Словообразование | ||
Морфология и синтаксис | ||
Морфология и синтаксис | ||
Орфография и пунктуация | ||
Орфография и пунктуация | ||
Орфография и пунктуация | ||
Кр № 1. Диктант по теме «Обобщение изученного в 5-8 классах» | ||
Р.Р. № 2. Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера | ||
Р.Р. № 3. Обучение сжатому изложению в формате ОГЭ | ||
Р.Р. № 4. Обучение сжатому изложению в формате ОГЭ | ||
Кр. № 2. Сжатое изложение | ||
Синтаксис и пунктуация. Речь | Понятие о сложном предложении | |
Понятие о сложном предложении | ||
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения | ||
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения | ||
Понятие о сложносочиненном предложении | ||
Виды сложносочинённых предложений | ||
Виды сложносочинённых предложений | ||
Р.Р. № 5. Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег» | ||
Р.Р. № 6. Художественный стиль речи и язык художественной литературы | ||
Р.Р. № 7. Художественный стиль речи и язык художественной литературы | ||
Кр.3. Изложение «Мой друг» | ||
Кр.3. Изложение «Мой друг» | ||
Понятие о сложноподчинённом предложении | ||
Понятие о сложноподчинённом предложении | ||
Виды сложноподчинённых предложений | ||
Виды сложноподчинённых предложений | ||
Кр № 4. Сжатое изложение в формате ОГЭ | ||
Кр № 4. Сжатое изложение в формате ОГЭ | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными | ||
Р.Р. № 8. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными места | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными места | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными времени | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными времени | ||
Р.Р. № 9. Обучающее сочинение-рассуждение. Строение текста | ||
Р.Р. № 10. Обучающее сочинение-рассуждение. Строение текста | ||
Р.Р. № 11. Обучающее сочинение-рассуждение. Строение текста | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнения | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнения | ||
Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени | ||
Р.Р. № 12. Путевые заметки | ||
Р.Р. № 13. Путевые заметки | ||
Р.Р. № 5. Создание письменного текста определенного жанра | ||
Р.Р. № 5. Создание письменного текста определенного жанра | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными цели | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными условия | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия | ||
Кр № 6. Сочинение-рассуждение. | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | ||
Р.Р. № 14, 15. Рецензия | ||
Р.Р. № 14, 15. Рецензия | ||
Кр № 7. Рецензия на книгу | ||
Кр № 7. Рецензия на книгу | ||
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | ||
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | ||
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | ||
Кр № 8. Диктант «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | ||
Кр № 8. Диктант «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | ||
Р.Р. № 16. Эссе: понятие о жанре. Структура, языковые особенности текста | ||
Кр № 9. Сочинение в жанре эссе (типа сочинения-рассуждения) | ||
Кр № 9. Сочинение в жанре эссе (типа сочинения-рассуждения) | ||
Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения | ||
Р.Р. № 17. Сочинение по картине Н.Я.Бута «Сережка с малой бронной и Витька с Моховой» | ||
Р.Р. № 18. Сочинение по картине Н.Я.Бута «Сережка с малой бронной и Витька с Моховой» | ||
Кр № 10. Диктант и его анализ | ||
Кр № 10. Диктант и его анализ | ||
Р.Р. № 19. Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу | ||
Р.Р. № 20. Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Период | ||
Период | ||
Итоговое повторение | ||
Итоговое повторение | ||
Кр № 11. Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Кр № 11. Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Повторение | ||
Повотрение | ||
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...