Рабочая программа по русскому языку 5 -9
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» города Когалыма
Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», утвержденной приказом МАОУ «Средняя школа №6» от 31.08.2019 № 410 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметная область: русский язык и литература
Учебный предмет: русский язык
5-9 классы
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностейязыкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуациейобщения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
писать рецензии, рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров,
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского
(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
проводить фонетический анализ слова;
соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования;
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
опознавать омонимы разных видов;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства морфологии;
различать грамматические омонимы;
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать синонимические средства синтаксиса;
опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официальноделового стилей речи;
анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться
демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание предмета «Русский язык» (735 часов)
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного(отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического(выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового(расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о русском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
Тематическое планирование
5 класс (175 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке и речи | Зачем человеку нужен язык | |
Что мы знаем о русском языке | ||
Р.Р. Что такое речь | ||
Р.Р. Речь диалогическая и монологическая | ||
Р.Р. Речь устная и письменная | ||
Звуки и буквы. Алфавит | ||
Что обозначают буквы е, ё, ю, я | ||
Повторение. Речь | Фонетический разбор слова | |
Р.Р. Что такое текст (повторение) | ||
Р.Р. Тема текста | ||
Р.Р. Основная мысль текста | ||
Р.Р.Контрольная работа №1.Сочинение «Памятный день летних каникул» | ||
Р.Р. Анализ сочинения | ||
Зачем людям письмо | ||
Орфография. Нужны ли правила | ||
Орфограммы гласных корня | ||
Орфограммы согласных корня | ||
Буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, нщ, щн, рщ | ||
ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов | ||
Разделительные ь и ъ | ||
Не с глаголами | ||
Написание тся и ться в глаголах | ||
Кр. Контрольная работа №2.Диктант и задания к нему | ||
Анализ контрольной работы | ||
Почему корень, приставка и суффикс – значимые части слова | ||
Как образуются формы слова | ||
Самостоятельные части речи | ||
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | ||
Служебные части речи: предлог, союз, частица | ||
Р.Р. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте | ||
Р.Р. Абзац как часть текста | ||
Р.Р. План текста | ||
Р.Р. Сжатие и развёртывание текста | ||
Фонетика. Речь | Что изучает фонетика | |
Звуки гласные и согласные | ||
Слог. Ударение | ||
Что изучает орфоэпия. Произношение гласных звуков | ||
Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор | ||
Кр. Контрольная работа (№3) по фонетике и орфоэпии | ||
Анализ контрольной работы | ||
Лексика. Речь | Как определять лексическое значение слова | |
Сколько лексических значений имеет слово | ||
Когда слово употребляется в переносном значении | ||
Как пополняется словарный состав русского языка | ||
Как образуются слова в русском языке | ||
Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | ||
Правописание чередующихся гласных в корнях - лаг-//-лож- и –рос-//-раст-(-ращ-) | ||
Буквы о – ё после шипящих в корнях слов | ||
Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | ||
Что такое профессиональные и диалектные слова | ||
О чём рассказывают устаревшие слова | ||
Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | ||
Правописание корней слов | ||
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с | ||
Правописание неизменяемых на письме приставок и приставок на з/с | ||
Буквы и – ы после ц | ||
Значение, строение и написание слова (ЗСП) | ||
Кр. Контрольная работа №4. | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Что изучает стилистика | ||
Р.Р. Разговорная и книжная речь | ||
Р.Р. Культура речевого поведения | ||
Р.Р.Художественная речь | ||
Р.Р. Научно-деловая речь | ||
Р.Р.Контрольная работа №5Изложение «Барсучонок» | ||
Р.Р. Анализ контрольной работы | ||
Синтаксис. Речь | Что изучают синтаксис и пунктуация | |
Словосочетание | ||
Словосочетание | ||
Предложение | ||
Предложение | ||
Главные члены предложения | ||
Главные члены предложения | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||
Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения | ||
Второстепенные члены предложения | ||
Однородные члены предложения | ||
Однородные члены предложения | ||
Кр. Контрольная работа №6 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Обращение | ||
Синтаксический разбор простого предложения | ||
Сложное предложение | ||
Сложное предложение | ||
Прямая речь | ||
Прямая речь | ||
Диалог | ||
Повторение и обобщение изученного | ||
Кр. Контрольная работа №7 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Что такое тип речи | ||
Р.Р. Описание, повествование, рассуждение | ||
Р.Р. Оценка действительности | ||
Р.Р. Строение текста типа рассуждения-доказательства | ||
Р.Р.Контрольная работа №8.Анализ текста: определение типа речи | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р.Контрольная работа №9.Изложение «Джек здоровается» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Морфология. Самостоятельные части речи. Речь | Самостоятельные и служебные части речи. Междометия | |
Что обозначает глагол | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами | ||
Словообразование глаголов | ||
Виды глагола | ||
Корни с чередованием букв е- и | ||
Инфинитив | ||
Правописание -тся и -ться в глаголах | ||
Наклонение глаголов | ||
Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола | ||
Как образуется повелительное наклонение глагола | ||
Времена глагола | ||
Времена глагола | ||
Спряжение глагола. Лицо и число | ||
Правописание личных окончаний глаголов | ||
Правописание личных окончаний глаголов | ||
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы | ||
Кр. Контрольная работа №10. | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Как связываются предложения в тексте | ||
Р.Р. «Данное» и «новое» в предложениях | ||
Р.Р. Строение текста типа повествования | ||
Р.Р. Строение текста типа повествования | ||
Р.Р. Строение текста типа повествования | ||
Что обозначает имя существительное | ||
Словообразование имён существительных | ||
Употребление суффиксов существительных -чик-,-щик-, -ек-, -ик- | ||
Употребление суффиксов существительных -чик-,-щик-, -ек-, -ик- | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными | ||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | ||
Имена существительные собственные и нарицательные | ||
Имена существительные собственные и нарицательные | ||
Род имён существительных | ||
Род имён существительных | ||
Число имён существительных | ||
Падеж и склонение имён существительных | ||
Падеж и склонение имён существительных | ||
Правописание безударных падежных окончаний существительных | ||
Употребление имён существительных в речи | ||
Употребление имён существительных в речи | ||
Р.Р. Строение текста типа описания предмета | ||
Р.Р. Редактирование текстов типа описания предмета | ||
Р.Р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | ||
Р.Р. Создание текстов типа описания предмета художественного и делового стилей | ||
Р.Р. Контрольная работа №11.Сочинение «Знакомьтесь, мой друг…» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Типы речи в тексте | ||
Р.Р. Анализ и редактирование текста | ||
Р.Р. Анализ и редактирование текста | ||
Р.Р. Обучающее сочинение | ||
Р.Р. Обучающее сочинение | ||
Р.Р.Контрольная работа №12.Изложение «Друг детства» | ||
Анализ контрольной работы | ||
Качественные прилагательные | ||
Относительные прилагательные | ||
Притяжательные прилагательные | ||
Правописание окончаний имён прилагательных | ||
Правописание окончаний имён прилагательных | ||
Словообразование имён прилагательных | ||
Прилагательные полные и краткие | ||
Прилагательные полные и краткие | ||
Степени сравнения имён прилагательных | ||
Степени сравнения имён прилагательных | ||
Кр. Итоговая Контрольная работа №13 | ||
Кр. Итоговая Контрольная работа №13 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Фонетика | ||
Лексика | ||
Словообразование | ||
Орфография | ||
Морфология | ||
Синтаксис | ||
Пунктуация | ||
Речь | ||
Обобщение и систематизация изученного в 5 классе |
Тематическое планирование
6 класс (210 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
1 | Основная единица языка. Речь | Слово – основная единица языка |
2 | Слово – основная единица языка | |
3 | Р.Р. Что мы знаем о речи, её стилях и типах | |
4 | Повторение. Речь | Орфография и пунктуация |
5 | Орфография и пунктуация | |
6 | Орфография и пунктуация | |
7 | Употребление прописных букв | |
8 | Буквы Ь и Ъ | |
9 | Орфограммы корня | |
10 | Орфограммы корня | |
11 | Орфограммы корня | |
12 | Орфограммы корня | |
13 | Правописание окончаний (прилагательных, глаголов, существительных) | |
14 | Правописание окончаний (прилагательных, глаголов, существительных) | |
15 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | |
16 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | |
17 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными | |
18 | Кр. Контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием (входной) | |
19 | Анализ контрольной работы | |
20 | Р.Р.Что мы знаем о тексте | |
21 | КР. Контрольная работа № 2. Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.) | |
22 | Анализ сочинения | |
23 | Части речи и члены предложения | |
24 | Части речи и члены предложения | |
25 | Части речи и члены предложения | |
26 | Имя существительное. речь | Морфологические признаки имени существительного |
27 | Морфологические признаки имени существительного | |
28 | Словообразование имён существительных | |
29 | Словообразование имён существительных | |
30 | Словообразование имён существительных | |
31 | Правописание сложных существительных | |
32 | Правописание сложных существительных | |
33 | Правописание сложных существительных | |
34 | Употребление имён существительных в речи | |
35 | Употребление имён существительных в речи | |
36 | Произношение имён существительных | |
37 | КР. Контрольная работа № 3. Проверочная работа по грамматике (имя существительное) | |
38 | Анализ контрольной работы | |
39 | Р.Р.Разграничение деловой и научной речи | |
40 | Р.Р.Характеристика научного стиля | |
41 | Р.Р.Определение научного понятия | |
42 | КР. Контрольная работа № 4.Изложение «Связанные корни» | |
43 | Анализ контрольной работы | |
44 | Р.Р. Рассуждение-объяснение | |
45 | Р.Р. Рассуждение-объяснение | |
46 | Р.Р. Характеристика делового стиля | |
47 | Р.Р. Характеристика делового стиля | |
48 | Имя прилагательное. Речь | Морфологические признаки имени прилагательного |
49 | Морфологические признаки имени прилагательного | |
50 | Словообразование имён прилагательных | |
51 | Словообразование имён прилагательных | |
52 | Словообразование имён прилагательных | |
53 | Правописание сложных имен прилагательных | |
54 | Правописание сложных имен прилагательных | |
55 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
56 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
57 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
58 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
59 | Буквы Н – НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных | |
60 | Употребление имен прилагательных в речи | |
61 | Употребление имен прилагательных в речи | |
62 | Произношение имен прилагательных | |
63 | Произношение имен прилагательных | |
64 | Кр. Контрольная работа № 5. Диктант с грамматическим заданием «Необычный стрелок» | |
65 | Анализ контрольной работы | |
66 | Р.Р. Способы связи предложений в тексте | |
67 | Р.Р. Средства связи предложений в тексте | |
68 | Р.Р. Употребление параллельной связи в тексте | |
69 | Р.Р. Как исправить текст с неудачным повтором | |
70 | Кр. Контрольная работа № 6. Изложение «Тоска по Москве» | |
71 | Анализ контрольной работы | |
72 | Глагол. Речь | Морфологические признаки глагола |
73 | Морфологические признаки глагола | |
74 | Морфологические признаки глагола | |
75 | Словообразование глаголов | |
76 | Словообразование глаголов | |
77 | Словообразование глаголов | |
78 | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- | |
79 | Правописание приставок ПРЕ | |
80 | Правописание приставок ПРЕ | |
81 | Правописание приставок ПРЕ | |
82 | Буквы И - Ы в корне после приставок | |
83 | Буквы И - Ы в корне после приставок | |
84 | Кр. Контрольная работа № 7. По словообразованию | |
85 | Анализ контрольной работы | |
86 | Употребление глаголов в речи | |
87 | Употребление глаголов в речи | |
88 | Употребление глаголов в речи | |
89 | Произношение глаголов | |
90 | Кр. Контрольная работа № 8. По орфоэпии | |
91 | Анализ контрольной работы | |
92 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | |
93 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | |
94 | «Проверьте свою подготовку по орфографии» | |
95 | Кр. Контрольная работа № 9. Диктант | |
96 | Анализ контрольной работы | |
97 | Кр. Контрольная работа № 10. По лексике | |
98 | Анализ контрольной работы | |
99 | Причастие. Речь | Что такое причастие |
100 | Что такое причастие | |
101 | Что такое причастие | |
102 | Что такое причастие | |
103 | Что такое причастие | |
104 | Причастный оборот | |
105 | Причастный оборот | |
106 | Причастный оборот | |
107 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
108 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
109 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
110 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
111 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
112 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | |
113 | Полные и краткие причастия | |
114 | Полные и краткие причастия | |
115 | Полные и краткие причастия | |
116 | Морфологический разбор причастий (закрепление) | |
117 | Буквы н и нн в причастиях | |
118 | Буквы н и нн в причастиях | |
119 | Буквы н и нн в причастиях | |
120 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
121 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
122 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | |
123 | Кр. Контрольная работа № 11. Диктант по морфологии. Причастие | |
124 | Анализ контрольной работы | |
125 | Р.Р. Повествование разговорного и художественного стилей | |
126 | Р.Р. Повествование в рассказе | |
127 | Кр. Контрольная работа № 12. Изложение «Как спасали крысу» | |
128 | Анализ контрольной работы | |
129 | Р.Р. Повествование делового и научного стилей | |
130 | Р.Р. Повествование делового и научного стилей | |
131 | Кр. Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа | |
132 | Анализ контрольной работы | |
133 | Деепричастие. Речь | Что такое деепричастие |
134 | Что такое деепричастие | |
135 | Деепричастный оборот | |
136 | Деепричастный оборот | |
137 | Правописание НЕ с деепричастиями | |
138 | Правописание НЕ с деепричастиями | |
139 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
140 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
141 | Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
142 | Кр. Контрольная работа № 14. Диктант по морфологии. | |
143 | Анализ контрольной работы | |
144 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
145 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
146 | Употребление причастий и деепричастий в речи | |
147 | Произношение причастий, деепричастий | |
148 | Произношение причастий, деепричастий | |
149 | Кр. Контрольная работа № 15. По орфоэпии. Произношение глаголов, причастий и деепричастий | |
150 | Анализ контрольной работы | |
151 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | |
152 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | |
153 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации» | |
154 | Кр. Контрольная работа № 16. По морфологии. Причастие, деепричастие | |
155 | Анализ контрольной работы | |
156 | Р.Р. Описание места | |
157 | Р.Р. Описание места | |
158 | Кр. Контрольная работа № 17. Сочинение «Кабинет Пушкина» или «Кабинет Лермонтова» | |
159 | Анализ контрольной работы | |
160 | Имя числительное. Речь | Что обозначает имя числительное |
161 | Что обозначает имя числительное | |
162 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | |
163 | Простые, сложные и составные числительные. Их правописание | |
164 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | |
165 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | |
166 | Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. | |
167 | Изменение порядковых числительных | |
168 | Изменение порядковых числительных | |
169 | Употребление числительных в речи | |
170 | Произношение имен числительных | |
171 | Кр. Контрольная работа № 18. По морфологии. Числительное | |
172 | Анализ контрольной работы | |
173 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды | |
174 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды | |
175 | Кр. Контрольная работа № 19. Сочинение по картине «Лесистый берег» | |
176 | Анализ контрольной работы | |
177 | Местоимение. Речь | Какие слова называются местоимениями |
178 | На какие разряды делятся местоимения по значению | |
179 | На какие разряды делятся местоимения по значению | |
180 | Личные местоимения | |
181 | Возвратное местоимение себя | |
182 | Притяжательные местоимения | |
183 | Указательные местоимения | |
184 | Определительные местоимения | |
185 | Определительные местоимения | |
186 | Вопросительно-относительные местоимения | |
187 | Вопросительно-относительные местоимения | |
188 | Отрицательные местоимения | |
189 | Неопределённые местоимения | |
190 | Неопределённые местоимения | |
191 | Употребление местоимений в речи | |
192 | Произношение местоимений | |
193 | Кр. Контрольная работа № 20. Диктант по теме «Местоимение» | |
194 | Анализ контрольной работы | |
195 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | |
196 | Р.Р. Соединение в тексте разных типовых фрагментов | |
197 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пункпуации» | |
198 | «Проверьте свою подготовку по орфографии и пункпуации» | |
199 | Кр. Контрольная работа № 21. Диктант «На Кара-Даге» | |
200 | Анализ контрольной работы | |
201 | Повторение | Орфография |
202 | Правописание приставок ПРЕ- ПРИ- | |
203 | Н и нн во всех частях речи | |
204 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | |
205 | Морфология | |
206 | Деепричастие | |
207 | Причастие | |
208 | Пунктуация | |
209 | Пунктуация | |
210 | Орфография |
Тематическое планирование
7 класс (140 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке | Изменяется ли язык с течением времени | |
Язык. Правописание. Культура речи. Речь | Р.Р. Что мы знаем о стилях речи | |
Р.Р. Что мы знаем о типах речи | ||
Фонетика и орфоэпия | ||
Фонетика и орфоэпия | ||
Словообразование изменяемых частей речи | ||
Словообразование изменяемых частей речи | ||
Словообразование изменяемых частей речи | ||
Кр. Контрольная работа № 1 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Текст. Способы и средства связи предложений | ||
Кр. Контрольная работа № 2 Р.Р. Обучающее изложение | ||
Кр. Контрольная работа № 2 Р.Р. Обучающее изложение | ||
Анализ контрольной работы | ||
О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация | ||
Разделительные Ь и Ъ | ||
Употребление Ь | ||
Правописание О-Е(Ё) после шипящих и Ц | ||
Правописание приставок | ||
Правописание приставок | ||
Орфограммы в корне слов | ||
Орфограммы в корне слов | ||
Правописание суффиксов | ||
Правописание суффиксов | ||
Контрольная работа № 3 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Правописание окончаний | ||
Правописание окончаний | ||
НЕ с разными частями речи | ||
НЕ с разными частями речи | ||
НЕ и НИ в отрицательных местоимениях | ||
Употребление дефиса | ||
Употребление дефиса | ||
Лексика и фразеология | Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты | |
Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты | ||
Морфология и синтаксис. Наречие. Слова категории состояния. Речь | Грамматика: морфология и синтаксис | |
Грамматика: морфология и синтаксис | ||
Кр. Контрольная работа № 4 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Публицистический стиль | ||
Р.Р. Публицистический стиль | ||
Р.Р. Заметка в газету | ||
Р.Р. Сочинение-заметка в газету. Контрольная работа № 5 | ||
Р.Р. Сочинение-заметка в газету. Контрольная работа № 5 | ||
Р.Р. Анализ сочинения | ||
Какие слова являются наречиями | ||
Какие слова являются наречиями | ||
Разряды наречий по значению | ||
Разряды наречий по значению | ||
Степени сравнения наречий | ||
Степени сравнения наречий | ||
Морфологический разбор наречий | ||
Степени сравнения наречий | ||
Степени сравнения наречий | ||
Кр. Контрольная работа № 6 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Правописание наречий | ||
Правописание НЕ с наречиями | ||
Буквы Н и НН в наречиях на О(Е) | ||
Буквы Н и НН в наречиях на О(Е) | ||
Буквы О, Е в конце наречий после шипящих | ||
Р.Р. Рассуждение-размышление | ||
Р.Р.Контрольная работа № 7. (Р.Р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля) | ||
Р.Р.Контрольная работа №7. (Р.Р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля) | ||
Р.Р. Анализ сочинений | ||
Буквы О, А в конце наречий | ||
Дефис в наречиях | ||
Дефис в наречиях | ||
НЕ и НИ в отрицательных наречиях | ||
Ь в конце наречий после шипящих | ||
Употребление наречий в речи | ||
Употребление наречий в речи | ||
Произношение наречий | ||
Произношение наречий | ||
Повторение изученного | ||
Кр. Контрольная работа № 8 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Описание состояния человека | ||
Р.Р. Описание состояния человека | ||
Р.Р.Контрольная работа № 9. (Р.Р. Сочинение «Как я первый раз…») | ||
Р.Р.Контрольная работа № 9. (Р.Р. Сочинение «Как я первый раз…») | ||
Р.Р. Анализ сочинений | ||
Предлог. Речь | Предлог как часть речи | |
Разряды предлогов | ||
Правописание предлогов | ||
Правописание предлогов | ||
Употребление предлогов в речи | ||
Р.Р. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | ||
Р.Р. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | ||
Р.Р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | ||
Р.Р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи | ||
Р.Р.Контрольная работа № 10. (Р.Р. Изложение «Поговорим о бабушках») | ||
Р.Р.Контрольная работа № 10.(Р.Р. Изложение «Поговорим о бабушках») | ||
Р.Р. Анализ изложений | ||
Союз. Речь | Союз как часть речи | |
Разряды союзов | ||
Правописание союзов | ||
Правописание союзов | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | ||
Употребление союзов в простых и сложных предложениях | ||
Кр. Контрольная работа № 11 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Описание внешности человека | ||
Р.Р. Описание предмета | ||
Р.Р. Описание внешности человека | ||
Р.Р. Описание внешности человека | ||
Частица | Частица как часть речи | |
Разряды частиц | ||
Правописание частиц | ||
Правописание частиц | ||
Кр. Контрольная работа № 12 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Употребление частиц в речи | ||
Употребление частиц в речи | ||
Произношение предлогов, союзов, частиц | ||
Произношение предлогов, союзов, частиц | ||
Междометие и звукоподражательные слова | Междометие | |
Междометие | ||
Звукоподражательные слова | ||
Омонимия частей речи. Речь | Омонимия частей речи | |
Омонимия частей речи | ||
Р.Р. Характеристика человека | ||
Р.Р. Характеристика человека | ||
Р.Р. Характеристика человека | ||
Р.Р. Контрольная работа № 13. (Р.Р. Изложение «О Чехове») | ||
Р.Р. Анализ изложений | ||
Р.Р. Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | ||
Р.Р.Контрольная работа № 14. (Р.Р. Сочинение о человеке) | ||
Р.Р.Контрольная работа № 14. (Р.Р. Сочинение о человеке) | ||
Р.Р. Анализ сочинений | ||
Кр. Контрольная работа № 15 | ||
Кр. Контрольная работа № 15 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Обобщающее повторение | Повторение. Фонетика и орфоэпия | |
Повторение. Морфемика и словообразование | ||
Повторение. Орфография | ||
Повторение. Синтаксис и пунктуация | ||
Обобщающее повторение | ||
Повторение изученного в 7 классе | ||
Повторение изученного в 7 классе |
Тематическое планирование
8 класс (105 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке | Русский язык в семье славянских языков | |
Язык. Правописание. Культура речи. Речь | Р.Р. Разновидности речи | |
Р.Р. Стили речи | ||
Р.Р. Контрольная работа № 1. Изложение без концовки | ||
Р.Р. Анализ изложения | ||
Букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | ||
Букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | ||
Букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | ||
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | ||
Употребление в тексте частицы НИ | ||
Употребление дефиса | ||
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ими словоформ других частей речи | ||
Кр. Контрольная работа № 2 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Типы речи | ||
Способы и средства связи предложений в тексте | ||
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | Словосочетание | |
Словосочетание | ||
Словосочетание | ||
Предложение и его типы | ||
Предложение и его типы | ||
Двусоставное предложение. Речь | Интонация простого предложения | |
Главные члены предложения, их функции. Подлежащее и его способы выражения | ||
Сказуемое и способы его выражения | ||
Сказуемое и способы его выражения | ||
Тире между подлежащим и сказуемым | ||
Правила согласования главных членов предложения | ||
Второстепенные члены предложения, их функции. Определение | ||
Дополнение | ||
Обстоятельство | ||
Порядок слов в предложении | ||
Порядок слов в предложении | ||
Кр. Контрольная работа № 3. Диктант с дополнительным заданием | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Репортаж | ||
Р.Р. Репортаж-повествование | ||
Р.Р.Контрольная работа № 4. Сочинение в жанре репортажа | ||
Р.Р. Репортаж - описание | ||
Односоставное предложение. Речь | Виды односоставных предложений | |
Определенно-личное предложение | ||
Неопределенно-личное предложение | ||
Обобщенно-личное предложение | ||
Безличное предложение | ||
Безличное предложение | ||
Назывное предложение | ||
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | ||
Понятие неполного предложения. Оформление неполных предложений на письме | ||
Р.Р. Статья | ||
Р.Р. Статья | ||
Кр. Контрольная работа № 5 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Предложения с однородными членами. Речь | Понятие однородности членов предложения | |
Средства связи между однородными членами предложения | ||
Средства связи между однородными членами предложения | ||
Средства связи между однородными членами предложения | ||
Однородные и неоднородные определения | ||
Однородные и неоднородные определения | ||
Однородные и неоднородные определения | ||
Р.Р. Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | ||
Обобщающие слова пи однородных членах предложения | ||
Обобщающие слова пи однородных членах предложения | ||
Кр. Контрольная работа № 6. Диктант | ||
Анализ контрольной работы | ||
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями | Предложения с обращениями | |
Предложения с обращениями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения с вводными конструкциями | ||
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | ||
Предложения со вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | ||
Кр. Контрольная работа № 7 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Предложения с обособленными членами. Речь | Понятие обособления второстепенных членов предложения | |
Понятие обособления второстепенных членов предложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Обособленные определения и приложения | ||
Кр. Контрольная работа № 8. | ||
Анализ контрольной работы | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Обособленные обстоятельства | ||
Уточняющие члены предложения | ||
Уточняющие члены предложения | ||
Кр. Контрольная работа № 9 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Портретный очерк | ||
Р.Р. Портетный очерк | ||
Кр. Контрольная работа № 10 | ||
Анализ контрольной работы | ||
Р.Р. Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | ||
Р.Р. Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | ||
Прямая и косвенная речь | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | |
Цитаты их оформление на письме | ||
Прямая речь и ее оформление на письме | ||
Прямая речь и ее оформление на письме | ||
Прямая речь и ее оформление на письме | ||
Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | ||
Обобщение и повторение | Обобщение и повторение | |
Обобщение и повторение |
Тематическое планирование
9 класс (105 часов)
№ | Тема раздела | Тема |
О языке | Русский язык – национальный язык русского народа | |
Язык. Правописание. Культура речи Речь | Р.Р. № 1. Текст. Стили речи | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика | ||
Лексика. Морфемика. Словообразование | ||
Лексика. Морфемика. Словообразование | ||
Морфология и синтаксис | ||
Морфология и синтаксис | ||
Орфография и пунктуация | ||
Орфография и пунктуация | ||
Орфография и пунктуация | ||
Кр № 1. Диктант по теме «Обобщение изученного в 5-8 классах» | ||
Р.Р. № 2. Типы речи. Составление собственного речевого высказывания публицистического характера | ||
Р.Р. № 3. Обучение сжатому изложению в формате ОГЭ | ||
Р.Р. № 4. Обучение сжатому изложению в формате ОГЭ | ||
Кр. № 2. Сжатое изложение | ||
Синтаксис и пунктуация. Речь | Понятие о сложном предложении | |
Понятие о сложном предложении | ||
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения | ||
Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения | ||
Понятие о сложносочиненном предложении | ||
Виды сложносочинённых предложений | ||
Виды сложносочинённых предложений | ||
Р.Р. № 5. Творческая работа по картине А.А.Пластова «Первый снег» | ||
Р.Р. № 6. Художественный стиль речи и язык художественной литературы | ||
Р.Р. № 7. Художественный стиль речи и язык художественной литературы | ||
Кр.3. Изложение «Мой друг» | ||
Кр.3. Изложение «Мой друг» | ||
Понятие о сложноподчинённом предложении | ||
Понятие о сложноподчинённом предложении | ||
Виды сложноподчинённых предложений | ||
Виды сложноподчинённых предложений | ||
Кр № 4. Сжатое изложение в формате ОГЭ | ||
Кр № 4. Сжатое изложение в формате ОГЭ | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными | ||
Р.Р. № 8. Строение текста. Сочинение-этюд по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными места | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными места | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными времени | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными времени | ||
Р.Р. № 9. Обучающее сочинение-рассуждение. Строение текста | ||
Р.Р. № 10. Обучающее сочинение-рассуждение. Строение текста | ||
Р.Р. № 11. Обучающее сочинение-рассуждение. Строение текста | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнения | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными сравнения | ||
Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными образа действия и степени | ||
Р.Р. № 12. Путевые заметки | ||
Р.Р. № 13. Путевые заметки | ||
Р.Р. № 5. Создание письменного текста определенного жанра | ||
Р.Р. № 5. Создание письменного текста определенного жанра | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными цели | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными условия | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными причины и следствия | ||
Кр № 6. Сочинение-рассуждение. | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | ||
Сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными | ||
Р.Р. № 14, 15. Рецензия | ||
Р.Р. № 14, 15. Рецензия | ||
Кр № 7. Рецензия на книгу | ||
Кр № 7. Рецензия на книгу | ||
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | ||
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | ||
Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | ||
Кр № 8. Диктант «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | ||
Кр № 8. Диктант «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными» | ||
Р.Р. № 16. Эссе: понятие о жанре. Структура, языковые особенности текста | ||
Кр № 9. Сочинение в жанре эссе (типа сочинения-рассуждения) | ||
Кр № 9. Сочинение в жанре эссе (типа сочинения-рассуждения) | ||
Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения | ||
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия и сравнения | ||
Р.Р. № 17. Сочинение по картине Н.Я.Бута «Сережка с малой бронной и Витька с Моховой» | ||
Р.Р. № 18. Сочинение по картине Н.Я.Бута «Сережка с малой бронной и Витька с Моховой» | ||
Кр № 10. Диктант и его анализ | ||
Кр № 10. Диктант и его анализ | ||
Р.Р. № 19. Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу | ||
Р.Р. № 20. Деловая речь. Написание деловых бумаг по образцу | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи | ||
Период | ||
Период | ||
Итоговое повторение | ||
Итоговое повторение | ||
Кр № 11. Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Кр № 11. Комплексный анализ текста с использованием тестовых заданий | ||
Повторение | ||
Повотрение | ||
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...