Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 5 классе
по теме «Антонимы»
(в соответствии с программой Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.М. Александровой и др. -5-9 классы». М. «Просвещение», 2011 г.)
Планируемые образовательные результаты:
-Предметные: совершенствовать умение опознавать антонимы, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов; определять роль антонимов в речи.
-Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, слушать учителя и друг друга , решать проблемные задачи, связывать лингвистический материал с фактами других наук.
-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.
Методы и приемы : диалог, работа в паре, пропедевтическая беседа.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, раздаточный материал,. рабочая тетрадь, словарь, портрет.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Организационная структура урока.
Этапы урока | Формы работы, цель | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия. | Коллективная
Цель: повторить материал, изученный на предыдущем уроке, проверка Д/З
Цель: усилить мотивацию, повысить интерес к изучаемому материалу.
| Определение учебной задачи. Этап мотивации и целеполагания. (Слайд 2,3) - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим на смайлики. Чем они отличаются? (Один грустный, другой – веселый.) Подберите синонимы к каждому из этих определений? (Грустный, печальный, расстроенный; веселый, радостный, счастливый.) Что же такое синонимы? Какие синонимические ряды вы подобрали к словам Родина (Отечество, Отчизна), дорога( путь, трасса,магистраль)? Ребята, смайлики побывали на уроках у других ребят. Как вы думаете, почему один из них пришел к нам грустный, а другой – веселый? (Учащиеся высказывают свои предположения.) Давайте поработаем на уроке так, чтобы смайлик перестал грустить. Сравните по значению прилагательные грустный и веселый и догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке. Объявление темы урока, постановка цели. (Слайд 4)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Организация и самоорганиза-ция учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Релаксация.
Предполага-емый результат: уметь опознавать антонимы, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов, определять роль антонимов в речи.
Рефлексия.
Домашнее задание.
| Коллективная
Цель: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”.
Цель: развивать связную речь учащихся, повторить члены предложения, учиться работать со словарями.
Работа с учебником. Цель: дать понятие о видах антонимов, учиться пользо-ваться дополни-тельным материалом.
Цель: закрепить полученные знания.
Коллективная.
Мимическая разминка.
Цель: определять роль антонимов в речи, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов.
Работа с учебником, со схемой.
Анализ высказывания. Цель: формировать представление о силе слова, пробудить бережное отношение к нему; повторить морфемы слова.
Коллективная.
Творческое задание.
Цель: развивать связную речь учащихся и творческие навыки.
Работа в группах.
Цель: учиться работать в группе, совершенство-вать умение опознавать антонимы.
| Движение темы. Этимология. Объяснение темы урока. (слайды 5, 6) Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.) (Запись словарной статьи в тетрадь) Конструирование предложения. -Выберите себе одно из двух слов и составьте предложение. Почему большая часть класса выбрала слово «добрый»? (Создание проблемной ситуации) -Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните второстепенные члены предложения.
-Антоним, как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный) . Прочитаем материал учебника «Это интересно» (с.87), «Из истории языка» (с. 88).
Закрепление материала. 1) Выполнение упр. 188.
2) Отгадайте загадку. Далеко мой стук -Почему дятла можно назвать другом деревьев? А что должны делать мы с вами, чтобы тоже быть друзьями деревьев? -Найдите в тексте антонимы. Почему эти слова можно назвать антонимами?
-Давайте при помощи мимики и жестов покажем нашему смайлику, что можно быть не только грустным, но и огорчённым, удивлённым, испуганным, сердитым, но лучше, конечно, быть весёлым и счастливым. -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы смайлик стал весёлым? ( Хорошо поработать в оставшееся время на уроке)
3)-Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. – К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными? Подберите антонимы .(слайд 7)
Свежий хлеб – … хлеб (чёрствый)
4) Выполнение упражнения 190. Работа со схемой с. 87.
5) Прочитайте слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого и найдите антонимы. ( Слайд 8) “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”. Беседа: -Какие слова пропущены? - Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого? (Портрет.) - Запишите высказывание в тетради. -Найдите антонимы (соединить – разъединить; любовь- ненависть; мир-вражда). Определите их вид. ( Первая пара однокорневые, а остальные разнокорневые) - Что заставляет слова с одним корнем иметь противоположные значения? (приставка). А какие морфемы вы ещё знаете?
6) Игра « Наоборот». Теперь пришел черед Скажу я слово далеко, Скажу я слово потерял, Скажу тебе с укором: трус, Теперь начало я скажу,
- Какие антонимы вы запомнили?
Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Творческое задание.
- Вставьте пропущенные антонимы. (Слайд 9)
Сытый … не разумеет. Труд кормит, а лень … . Черная коровка дает … молочко. Вы по-вашему, а мы … .
Используя пословицы из упражнения 194, опишите ситуации, в которых можно их использовать.
7)-А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам). Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетради. 1группа. Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - …(Злой враг) Теплый день - …(Холодная ночь) Хорошее начало - …(Плохой конец) Полезный труд - …(Вредное безделье) Утренний уход - …(Вечерний приход) Последнее поражение - …(Первая победа) 2 группа. К словам левой колонки подберите антонимы из правой.
3 группа. Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Летом – зимой. Дело – потеха. Свет – тьма. Легко – трудно. Больше – меньше. 4 группа. Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, да плод его сладок. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Маленькая ложь за собой большую ведет. Добрая ссора лучше худого согласия. Правой рукой строит, а левой разрушает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Сытый голодного не разумеет. 5 группа. Заполнить таблицу, подобрав синонимы и антонимы к данным словам.
6 группа. Подобрать синонимы и антонимы к слову чуткий. (Равнодушный, невнимательный, бессердечный; отзывчивый, внимательный, сердечный, душевный).
-Что нового о словах вы узнали на уроке? -Какая часть в слове антонимы указывает нам на то, что это слова с противоположным значением? - Для чего нужны антонимы и какую роль они выполняют в речи? - Как вы считаете, ребята, помогли ли мы своей работой на уроке поднять настроение смайлику? (Слайд 10)
1)Устный рассказ об антонимах с опорой на теоретический материал и схему ( с. 86-87). 2)Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека. 3)Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов (задание выполняется по желанию сильными учениками).
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 828.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
грустный, печальный, расстроенный. веселый, радостный, счастливый
. Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя ».
Н.П.Колесников. «Словарь антонимов» Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы.)
Свежий хлеб – … хлеб Свежий журнал – … журнал Свежий ветер – … ветер Легкий труд – … труд Легкий путь – … путь Легкий ветер – … ветер
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти”. (Л.Н. Толстой)
Сытый … не разумеет. Труд кормит, а лень … Черная коровка дает … молочко. Вы по-вашему, а мы …
Рефлексия. -Что нового о словах вы узнали на уроке? -Какая часть в слове антонимы указывает нам на то, что это слова с противоположным значением? - Для чего нужны антонимы и какую роль они выполняют в речи?
Домашнее задание. 1)Устный рассказ об антонимах с опорой на теоретический материал и схему ( с. 86-87). 2)Записать в две колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека. 3)Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов ( задание выполняется по желанию сильными учениками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (английский язык, 6 класс) на тему: « Health is our wealth » Хрулева Лала Владимировна учитель английского языка МБОУ СОШ №16 Белоглинского района Краснодарского края
Урок составлен на основе УМК под редакцией В.М.Кузовлева.Повторение грамматического материала по теме "Модальные глаголы."...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме Антонимы
Презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Антонимы"...
методическая разработка (английский язык, 7 класс) на тему:
открытый урок по английскому языку в 7 «а» классе «Технология использования компьютерных программ»...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
Методическая разработка открытого урока....
Методическая разработка (английский язык, 8 класс) на тему: "В ресторане"
Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по теме "В ресторане"...