Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvoetochie_prsle_obobshchayushchego_slova.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения».
Цель: познакомить с правилом постановки знаков препинания после обобщающего слова при однородных членах предложения.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
1. Умение находить обобщающее слово при однородных членах.
2. Умение правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы.
3. Умение объяснять выбор постановки знаков препинания в устной форме.
Метапредметные:
- Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий.
- Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителеми сверстниками.
- Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Личностные:
- Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету.
- Стремление к речевому самосовершенствованию.
Ресурсы: учебный комплекс В.В.Бабайцевой, рабочие листы, презентация.
№ п/п | Этап урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся. |
I. | Организационный момент. - Прочтите слова, записанные на слайде. Я смогу выполнить все задания! У меня всё получится! Желаю успехов себе и одноклассникам! Всё в ваших руках! – девиз нашего урока. | Личностный настрой на позитивное начало урока. |
II. | Актуализация знаний.
- Сколько заданий необходимо было выполнить в упражнении? - Какие задания вызвали затруднения? Почему? - Удалось ли самостоятельно найти ответ? - Какие источники в этом помогли? - Какое предложение в упражнении соответствует схеме? - Сформулируйте пунктуационные правила по каждой схеме.
2. Терминологический диктант. Проверка по ключу. - Перед вами синтаксические термины: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Подчеркните их графически так, как мы их обозначаем при разборе предложения по членам. 3. Распознавание предложений с однородными членами. - Найдите предложения с однородными членами. Дедушка с внуком идут на рыбалку. Дедушка и внуки идут на рыбалку. Лес радует весной, летом, осенью, зимой. В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки. - Какие члены предложения могут быть однородными?
| Контроль и коррекция. Формулирование правила. Закрепление синтаксического навыка. Распознавание предложений с однородными членами. |
III. | Мотивация (создание проблемной ситуации). дуб, берёза, дерево, липа - Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь есть лишнее слово? Почему? - Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире. - Как называются слова, значение которых является общим для других слов? - Обратимся к определению в рабочих листах. Слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу, называются обобщающими.Например, животные (собака, кошка, корова), цветы (розы, астры, одуванчики). - Сформулируйте тему нашего урока. (Предложения с обобщающим словом при однородных членах). - Составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди. В лесу растут разные деревья: дубы, берёзы, липы. - Какие знаки препинания надо поставить в этом предложении? - В чём затруднение? (Какой ставить знак после обобщающего слова). | Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала. |
IV. | Целеполагание. - Как думаете о чём поговорим на уроке? На какой вопрос мы должны ответить? Сформулируйте цели (учиться правильно оформлять предложения с обобщающим словом, познакомиться со знаком препинания при обобщающем слове, распознавать предложения с обобщающим словом). | Формулирование целей урока. |
V. | Предъявление нового учебного материала.
- Составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди. В лесу растут разные деревья: дубы, берёзы, липы. - Какие знаки препинания надо поставить в этом предложении? - В чём затруднение? (Какой ставить знак после обобщающего слова).
- Откройте учебник теории на стр. 33 и в рамочке прочитайте правило. - Итак, что мы узнали? - Вернёмся к нашему предложению и разберём его по членам, составим схему. | Построение умозаключений на основе наблюдений. |
VI. | Первичное закрепление учебного материала.
- Чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому вместе составим алгоритм наших действий.
- Посмотрим на 1 предложение. Есть ли в предложении смысловые отрезки, границы которые на письме необходимо выделить знаком препинания? (есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову «прилетают» и отвечают на один и тот же вопрос кто?, эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловые отрезки – однородные члены предложения). - Определим, есть ли обобщающее слово. (птицы имеет более общее значение, чем слова синички, сойки, поползень, оно общее для всех этих слов) - После обобщающего слова, какой знак препинания нужно поставить? 2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. - Подчеркните грамматическую основу предложения. Найдите обобщающее слово. Составьте схему. В ботаническом саду мы можем увидеть и самые разнообразные лекарственные растения средней полосы: зверобой, душицу, пустырник. В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, персики. Наши мамы беспокоятся о нас всегда: утром, вечером, днём и ночью. - Какими членами предложения являются обобщающие слова при однородных членах предложения? 3. Проверка самостоятельной работы. Фронтальный опрос. | Составление связного высказывания. Формирование умения определять грамматическую основу предложения, находить обобщающее слово, составлять схемы. |
VII. | Включение учебного материала в систему знаний. Работа в парах. Творческая работа (картина с осенним пейзажем) - Составьте небольшой текст по данной картине, используя предложения с однородными членами, с обобщающими словами при однородных членах. Составление предложений - Продолжите предложения, расставьте знаки препинания.
| Создание текста на предложенную тему. |
VIII. | Подведение итогов. Рефлексия. - На какой вопрос мы должны были ответить? - Какое слово называют обобщающим? - Оцените свою работу. - Вспомним девиз, под которым прошёл наш урок. - Закрасьте ладошку тем цветом, который соответствует вашему впечатлению от урока. - Я хочу, чтобы вы верили, что всё возможно. Это в ваших руках! | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. |
IX. | Задание на дом. Стр. 33 правило, упр. 294 или сконструировать 5 предложений на тему «Спорт» с использованием обобщающих слов при однородных членах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"
Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка снимает напряжение и усталость.На каждом уроке присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...
Урок "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....
Презентация "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...