Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе. Познакомить с правилом постановки знаков препинания после обобщающего слова при однородных членах предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoetochie_prsle_obobshchayushchego_slova.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах предложения».

Цель: познакомить с правилом постановки знаков препинания после обобщающего слова при однородных членах предложения.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

1.  Умение находить обобщающее слово при однородных членах.

2.  Умение правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы.

3.  Умение объяснять выбор постановки знаков препинания в устной форме.

Метапредметные:

  1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий.
  2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителеми сверстниками.
  3. Смысловое чтение, осуществление операций анализа, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Личностные:

  1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету.
  2. Стремление к речевому самосовершенствованию.

Ресурсы: учебный комплекс В.В.Бабайцевой, рабочие листы, презентация.

№ п/п

Этап урока.

Основное содержание этапа.

Основные виды деятельности учащихся.

I.

Организационный момент.

- Прочтите слова, записанные на слайде.

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успехов себе и одноклассникам!

Всё в ваших руках! – девиз нашего урока.

Личностный настрой на позитивное начало урока.

II.

Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания (упр. 291).

- Сколько заданий необходимо было выполнить в упражнении?

- Какие задания вызвали затруднения? Почему?

- Удалось ли самостоятельно найти ответ?

- Какие источники в этом помогли?

- Какое предложение в упражнении соответствует схеме?

- Сформулируйте пунктуационные правила по каждой схеме.

  • Запятая не ставится, если союз И употребляется при однородных членах один раз.
  • Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой.
  • Запятая ставится перед повторяющимся союзом И в предложениях с однородными членами.

2. Терминологический диктант. Проверка по ключу.

- Перед вами синтаксические термины: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение. Подчеркните их графически так, как мы их обозначаем при разборе предложения по членам.

3. Распознавание предложений с однородными членами.

- Найдите предложения с однородными членами.

Дедушка с внуком идут на рыбалку.

Дедушка и внуки идут на рыбалку.

Лес радует весной, летом, осенью, зимой.

В полях лежит снег, но уже показались первые проталинки.

- Какие члены предложения могут быть однородными?

  • Слова одной и той же части речи.
  • Отвечают на один и тот же вопрос.
  • Относятся к одному и тому же слову в предложении.

Контроль и коррекция.

Формулирование правила.

Закрепление синтаксического навыка.

Распознавание предложений с однородными членами.

III.

Мотивация (создание проблемной ситуации).

дуб, берёза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь есть лишнее слово? Почему?

- Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как называются слова, значение которых является общим для других слов?

- Обратимся к определению в рабочих листах.

Слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу,  называются обобщающими.Например, животные (собака, кошка, корова), цветы (розы, астры, одуванчики).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Предложения с обобщающим словом при однородных членах).

- Составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, берёзы, липы.

- Какие знаки препинания надо поставить в этом предложении?

- В чём затруднение? (Какой ставить знак после обобщающего слова).

Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала.

IV.

Целеполагание.

- Как думаете о чём поговорим на уроке? На какой вопрос мы должны ответить? Сформулируйте цели (учиться правильно оформлять предложения с обобщающим словом, познакомиться со знаком препинания при обобщающем слове, распознавать предложения с обобщающим словом).

Формулирование целей урока.

V.

Предъявление нового учебного материала.

  1. Анализ языкового материала.

- Составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, берёзы, липы.

- Какие знаки препинания надо поставить в этом предложении?

- В чём затруднение? (Какой ставить знак после обобщающего слова).

  1. Знакомство с правилом.

- Откройте учебник теории на стр. 33 и в рамочке прочитайте правило.

- Итак, что мы узнали?

- Вернёмся к нашему предложению и разберём его по членам, составим схему.

Построение умозаключений на основе наблюдений.

VI.

Первичное закрепление учебного материала.

  1. Выполнение упр. 292. Составление алгоритма.

- Чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому вместе составим алгоритм наших действий.

  • Найти  в предложении однородные члены.
  • Определить, есть ли обобщающее слово.
  • Выбрать нужный знак препинания.

- Посмотрим на 1 предложение. Есть ли в предложении смысловые отрезки, границы которые на письме необходимо выделить знаком препинания? (есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову «прилетают» и отвечают на один и тот же вопрос кто?, эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловые отрезки – однородные члены предложения).

- Определим, есть ли обобщающее слово. (птицы имеет более общее значение, чем слова синички, сойки, поползень, оно общее для всех этих слов)

- После обобщающего слова, какой знак препинания нужно поставить?

2. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

- Подчеркните грамматическую основу предложения. Найдите обобщающее слово. Составьте схему.

В ботаническом саду мы можем увидеть и самые разнообразные лекарственные растения средней полосы: зверобой,  душицу, пустырник.

В корзине лежали разные фрукты: яблоки, груши, персики.

Наши мамы беспокоятся о нас всегда: утром, вечером, днём и ночью.

- Какими членами предложения являются обобщающие слова при однородных членах предложения?

3. Проверка самостоятельной работы. Фронтальный опрос.

Составление связного высказывания.

Формирование умения определять грамматическую основу предложения, находить обобщающее слово, составлять схемы.

VII.

Включение учебного материала в систему знаний.

Работа в парах.

Творческая работа

(картина с осенним пейзажем)

- Составьте небольшой текст по данной картине, используя предложения с однородными членами, с обобщающими словами при однородных членах.

Составление предложений 

- Продолжите предложения, расставьте знаки препинания.

  • Летом на лугу растут …… и  ……  .
  • ….., ……, …… осенью улетают на юг.
  • Ребята на уроке ….., ……., …….   .
  • Мы собирали в лесу грибы ….., ……., ….
  • Я аккуратно сложил в портфель учебные принадлежности ….., ……, ……

Создание текста на предложенную тему.

VIII.

Подведение итогов. Рефлексия.

- На какой вопрос мы должны были ответить?

- Какое слово называют обобщающим?

- Оцените свою работу.

- Вспомним девиз, под которым прошёл наш урок.

- Закрасьте ладошку тем цветом, который соответствует вашему впечатлению от урока.

- Я хочу, чтобы вы верили, что всё возможно. Это в ваших руках!

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

IX.

Задание на дом.

Стр. 33 правило, упр. 294 или сконструировать 5 предложений на тему «Спорт» с использованием обобщающих слов при однородных членах

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).

Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках  русского языка снимает напряжение  и усталость.На каждом уроке  присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...

Урок "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....

Презентация "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...