Разработка урока на тему " Биробиджан - мой любимый город"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Методическая разработка урока по теме "Типы речи. Стили речи" (на основе творческих работ моих учеников) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyi_urokk_uroku_o_tekste_lopatina_g.v.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ты - мой любимый город

Урок развития речи в 6 классе по теме ”Текст. Стили и типы речи.”

(на материале творческих работ учащихся)

      Подготовила: Лопатина Г.В.,                                                              

                                                                     … Ты не Хабаровск, не Москва,

                                                                          Ты не Нью-Йорк, Варшава.

                                                                         И не имел ты никогда

                                                                         Такой огромной славы.

                                                                        Забудь про все хотя б на миг:

                                                                          Не зря ты на Земле возник!

                                                                        Я повторю: «Ты лучше всех,

                                                                       Ты – мой любимый город!»
                                                                            Кисина Екатерина,  выпускница МОУ СОШ №5                          

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить сведения о тексте, стилях и типах речи;

- владеть полученной информацией, формировать навык определения стиля и типа речи;

- формировать умения «узнавать» тексты разных стилей по их особенностям ,  целям и сфере употребления.

Развивающие:

- активизировать самостоятельную деятельность;

- развивать умения работать в коллективе, в группе.

Воспитательные:

- через восприятия текста воспитывать любовь к своему городу, малой родине, уважение к людям, живущим в нем.

- воспитывать бережное отношение к литературному языку.

Оборудование:

  1. Мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией.
  2. Дидактический материал.
  3. Конспекты-опоры.
  4. Выставка  книг, посвященная юбилею Биробиджана.
  5. Толковые словари.

Тип урока: урок комплексного применения знаний – практикум.

Учащимся заранее дается задание: разделиться на 4 группы, выбрать капитана команды и консультанта.

      Ход урока

  1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Слово учителя.

Звучит еврейская мелодия.

На экране слайды  «Путешествие по родному городу».

На экране тест.

Город Биробиджан!

Мой родной и любимый город!

Тишина. Ночь прошла. Тени удлиняются, все  окутывается  нежным туманом… наступает новый день.

Когда солнце освещает сопки и реку Биру, город преображается. Небо приобретает необыкновенную голубизну. Город улыбается новому дню, расцветает и начинает благоухать. Биробиджан встречает новый день – день добра, мира и красоты.

Беседа с учащимися.

- Это отдельные предложения или текст? Докажите.

Определите тему текста. Озаглавьте. (Рождение нового дня).

-А какова идея? (Новый день – день добра, мира и красоты).

- Стиль? (художественный)

-А тип речи? (описание).

Учитель. Исходя из этого текста и работы над ним, сформулируйте  тему урока.

Текст. Стили и типы речи.

Запишите ее.

А какие цели мы должны поставить, чтобы урок был полноценным?

 Учитель. В качестве разминки поговорим о признаках текста, его особенностях, средствах связи.

Монологическая речь по плану.

1.Что такое текст?

2. Основные признаки текста.

3. Связи предложений в тексте.

4. Что может отражено в заглавии? (и тема, и основная мысль)

Все готовят минирецензию на ответ.

По страницам словаря

Рецензия – критический отзыв о каком-то сочинении, спектакле, фильме.

Рецензент – автор рецензии.

Рецензировать – писать  или составлять  рецензию о чем-то.

(из «Толкового словаря русского языка»  под редакцией  С. И Ожегова)

Работа в группах.

Предлагается текст( из сочинения Горевой Виктории, ученицы 6 класса Б МБОУ СОШ №5).

     Биробиджан — любимый город.. Если сравнивать наш молодой город с другими, имеющими многовековую историю, то возраст, конечно, просто младенческий, но для нас – молодых – почтенный, и я хочу, чтобы вы посмотрели на него моими глазами…

     Очередное зимнее утро. Я иду в школу. Город будто окутан белой дымкой, и кажется, что он необычен и удивительно сказочен. Сегодня очень морозно. Мимо меня бегут люди, стараясь скорей добраться до автобуса. Они не замечают ничего вокруг: ни потрясающе красивых, покрытых снегом и инеем веток деревьев, ни нежного, почти музыкального, хруста снега под ногами, ни мелких ажурных снежинок, роящихся в свете фонарей. Я люблю свой город зимой: он напоминает мне сказку своими белоснежными дворами и дорогами, а после недавнего снегопада, идя по узеньким тропинкам, я представляю, что вот-вот увижу дом Морозко или избу бабы Яги…

Задания группам:

1.Доказать, что это текст.

(Текст, потому что здесь несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. Налицо основные признаки текста:

1.тематическое и композиционное единство предложений;

2. наличие грамматической связи между предложениями (цепная, параллельная);

3.Смысловая цельность, относительная завершенность.

2 группа. Определить тему и основную мысль

Тема: зимнее утро.

Основная мысль: «Я люблю свой город зимой».

3 группа.

Определите связи предложений в тексте. (1 -5 параллельная связь, т.к предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При этой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого.

4 и 5  связаны цепной  связью, т.к. предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке. В данном случае при помощи местоимения ОНИ.

4 группа.

Определить стиль и тип речи. (стиль – художественный, т.к взят из сочинения ученицы, повествующей о красоте зимнего утра.

Тип речи - описание с элементами повествования).

Учитель. Вспомним стили речи.1 минуту на подготовку по группам по плану:

Отчего зависит выбор стиля? (От цели речи и речевой ситуации).

Указать  основную функцию, цель, общие признаки определенного стиля.

Первой группе  -  разговорный; (стиль представлен как в устной, так и в письменной –форме- записками, частными письмами.

Цель: общение, обмен мыслями.

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм.

Второй группе – научный стиль ( разновидность книжных стилей литературного языка.

Основная функция – доказательное изложение научной информации.

Особенности:  строгая логичность, четкость изложения)

Третьей группе - публицистический – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью.

Основная функция – функция воздействия (агитация, пропаганда)

Цель: воздействовать на слушателей или читателей)

Четвертой группе -официально-деловой  (употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.

Основная функция – точная передача    деловой информации.

Используется для написания различных официальных   документов, деловых бумаг.

Особенности: точность, сжатость изложения, стандартизованность. Лишены эмоциональности, экспрессивности.

По страницам словаря

Стандартизировать – устанавливать стандарты; придавать однообразие, стандартные формы.

Эмоция – душевное переживание, чувство.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.

(из словаря Ожегова)

Художественный – стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д.

Цель: воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-либо.

Особенности:

Образность, выразительность, эмоциональность.

Определите стиль текста

 Учитель. Типы речи. Объектами наших высказываний являются окружающие               предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на 3 смысловые типа: повествование, описание, рассуждение.

- Рассказать о повествовании(1 группе)

Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Учитель.

-По какой композиционной схеме он строится?( экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)

По страницам словаря.

Экспозиция – вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащие мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Учитель.

- Рассказать об описании (2 группе)

Описание – смысловой  тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Учитель.

- Рассказать о рассуждении (3 группе)

Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Учитель.

- По какому плану строится рассуждение? (4 группе)

Рассуждение строится по следующему плану:

Тезис – доказательство - вывод.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

На экране текст из сочинения Горевой Виктории.

    А любите ли вы  мой город? Я дружу с ним с самого рождения. Здесь живут все мои самые близкие и дорогие люди. Здесь очень много мест, с которыми у меня связаны самые лучшие воспоминания. Здесь у меня появилось много друзей. Здесь я учусь быть хорошим человеком. Разве можно не любить этот удивительный город?! Ведь он такой красивый, зелёный, спокойный и главное - родной.

    Остановитесь на минутку, когда идете утром на работу. Послушайте знакомые с детства звуки, почувствуйте знакомые с детства ароматы, вспомните, сколько хорошего случилось с вами в этом городе, сколько дорогих людей здесь живет. Ведь если вы не научитесь любить свой город, вы никогда не будете в нём счастливы.

     Много лет он рос и развивался для нас,  для того, чтобы мы чувствовали себя в нем уютно и комфортно. Разве такой возраст не достоин уважения? А сколько ещё у него впереди, и в наших с вами силах сделать так, чтобы он стал большим, многолюдным и перспективным.

Работа в группах:

1 гр. Доказать, что это рассуждение.(риторические вопросы, налицо аргументы-доказательства, подтверждающие любовь автора к своему родному городу, вывод).

2 гр. Наити изобразительно-выразительные средства в тексте (эпитеты: близкие, дорогие люди; красивый, спокойный, родной город; большой, многолюдный, перспективный.

Метафоры и олицетворения (дружу с городом; учусь быть человеком; город рос)

Инверсия (любите ли вы; живут близкие  люди).

Анафора (здесь – 4 предложения)

Синтаксический параллелизм.

Градация (большой, многолюдный, перспективный).

3 группа Пунктуационный разбор. (Знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения).

4 группа. Вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограммы, объяснить условия выбора орфограмм.

Сочинение – миниатюра. Задания по группам

1гр.-сочинение – описание, 2 – сочинение-повествование, 3-рассуждение, 4-

повествование с элементами описания на тему «Моя малая родина».

Рефлексия. Мой итог урока.

По страницам словаря

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

1 группе!-  Что повторили?  

  2 гр. - Что узнали нового?

 3гр.- Что хотелось бы узнать еще?

 4 гр.- Что показалось трудным?

Выразить свое отношение к городу:

Красный шар -  «Я  люблю свой город»;

Синий – «Мне безразлична его судьба».

Чтение отрывка Горевой Викторией из творческой работы выпускника МОУСОШ 5 Панова Андрея «Пропела скрипка мне  стихи» под аккомпанемент гитары (играет ученик этого же класса Ляшенко Филипп).

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Лицо города - визитная карточка страны"

Данная разработка составлена в форме слайдов. Можно использовать при изучении городов России и столице нашей страны....

урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)

Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...

Методическая разработка урока "Советский тыл и город Горький в годы войны"

Тема урока актуальна и востребована. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это урок изучения нового материала с использованием элементов практикума. ...

Разработка урока "Где лучше в городе или в деревне".

Разработка урока  "В сельской местности много интересного"....

Разработка урока: "Что имеется в городе?" 5 класс, учебник Бим И.Л.

Разработка урока: "Что имеется в городе?" 5 класс, учебник Бим И.Л....

Методическая разработка урока по теме: Любимые праздники

комбинированный урок  с применением ИКТ...

Методическая разработка урока на тему «Любимая еда. Письмо - рассказ о любимой еде»

Методическая разработка урока на тему «Любимая еда. Письмо - рассказ о любимой еде» в 3 классе с использованием современного учебного оборудования: мультимедиа проектора....