Разработка урока на тему " Биробиджан - мой любимый город"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Методическая разработка урока по теме "Типы речи. Стили речи" (на основе творческих работ моих учеников) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyi_urokk_uroku_o_tekste_lopatina_g.v.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ты - мой любимый город
Урок развития речи в 6 классе по теме ”Текст. Стили и типы речи.”
(на материале творческих работ учащихся)
Подготовила: Лопатина Г.В.,
… Ты не Хабаровск, не Москва,
Ты не Нью-Йорк, Варшава.
И не имел ты никогда
Такой огромной славы.
Забудь про все хотя б на миг:
Не зря ты на Земле возник!
Я повторю: «Ты лучше всех,
Ты – мой любимый город!»
Кисина Екатерина, выпускница МОУ СОШ №5
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить сведения о тексте, стилях и типах речи;
- владеть полученной информацией, формировать навык определения стиля и типа речи;
- формировать умения «узнавать» тексты разных стилей по их особенностям , целям и сфере употребления.
Развивающие:
- активизировать самостоятельную деятельность;
- развивать умения работать в коллективе, в группе.
Воспитательные:
- через восприятия текста воспитывать любовь к своему городу, малой родине, уважение к людям, живущим в нем.
- воспитывать бережное отношение к литературному языку.
Оборудование:
- Мультимедийная программа с подготовленной компьютерной презентацией.
- Дидактический материал.
- Конспекты-опоры.
- Выставка книг, посвященная юбилею Биробиджана.
- Толковые словари.
Тип урока: урок комплексного применения знаний – практикум.
Учащимся заранее дается задание: разделиться на 4 группы, выбрать капитана команды и консультанта.
Ход урока
- Организационный момент. Подготовка к уроку. Слово учителя.
Звучит еврейская мелодия.
На экране слайды «Путешествие по родному городу».
На экране тест.
Город Биробиджан!
Мой родной и любимый город!
Тишина. Ночь прошла. Тени удлиняются, все окутывается нежным туманом… наступает новый день.
Когда солнце освещает сопки и реку Биру, город преображается. Небо приобретает необыкновенную голубизну. Город улыбается новому дню, расцветает и начинает благоухать. Биробиджан встречает новый день – день добра, мира и красоты.
Беседа с учащимися.
- Это отдельные предложения или текст? Докажите.
Определите тему текста. Озаглавьте. (Рождение нового дня).
-А какова идея? (Новый день – день добра, мира и красоты).
- Стиль? (художественный)
-А тип речи? (описание).
Учитель. Исходя из этого текста и работы над ним, сформулируйте тему урока.
Текст. Стили и типы речи.
Запишите ее.
А какие цели мы должны поставить, чтобы урок был полноценным?
Учитель. В качестве разминки поговорим о признаках текста, его особенностях, средствах связи.
Монологическая речь по плану.
1.Что такое текст?
2. Основные признаки текста.
3. Связи предложений в тексте.
4. Что может отражено в заглавии? (и тема, и основная мысль)
Все готовят минирецензию на ответ.
По страницам словаря
Рецензия – критический отзыв о каком-то сочинении, спектакле, фильме.
Рецензент – автор рецензии.
Рецензировать – писать или составлять рецензию о чем-то.
(из «Толкового словаря русского языка» под редакцией С. И Ожегова)
Работа в группах.
Предлагается текст( из сочинения Горевой Виктории, ученицы 6 класса Б МБОУ СОШ №5).
Биробиджан — любимый город.. Если сравнивать наш молодой город с другими, имеющими многовековую историю, то возраст, конечно, просто младенческий, но для нас – молодых – почтенный, и я хочу, чтобы вы посмотрели на него моими глазами…
Очередное зимнее утро. Я иду в школу. Город будто окутан белой дымкой, и кажется, что он необычен и удивительно сказочен. Сегодня очень морозно. Мимо меня бегут люди, стараясь скорей добраться до автобуса. Они не замечают ничего вокруг: ни потрясающе красивых, покрытых снегом и инеем веток деревьев, ни нежного, почти музыкального, хруста снега под ногами, ни мелких ажурных снежинок, роящихся в свете фонарей. Я люблю свой город зимой: он напоминает мне сказку своими белоснежными дворами и дорогами, а после недавнего снегопада, идя по узеньким тропинкам, я представляю, что вот-вот увижу дом Морозко или избу бабы Яги…
Задания группам:
1.Доказать, что это текст.
(Текст, потому что здесь несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. Налицо основные признаки текста:
1.тематическое и композиционное единство предложений;
2. наличие грамматической связи между предложениями (цепная, параллельная);
3.Смысловая цельность, относительная завершенность.
2 группа. Определить тему и основную мысль
Тема: зимнее утро.
Основная мысль: «Я люблю свой город зимой».
3 группа.
Определите связи предложений в тексте. (1 -5 параллельная связь, т.к предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, подчиняются первому предложению. При этой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого.
4 и 5 связаны цепной связью, т.к. предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке. В данном случае при помощи местоимения ОНИ.
4 группа.
Определить стиль и тип речи. (стиль – художественный, т.к взят из сочинения ученицы, повествующей о красоте зимнего утра.
Тип речи - описание с элементами повествования).
Учитель. Вспомним стили речи.1 минуту на подготовку по группам по плану:
Отчего зависит выбор стиля? (От цели речи и речевой ситуации).
Указать основную функцию, цель, общие признаки определенного стиля.
Первой группе - разговорный; (стиль представлен как в устной, так и в письменной –форме- записками, частными письмами.
Цель: общение, обмен мыслями.
Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм.
Второй группе – научный стиль ( разновидность книжных стилей литературного языка.
Основная функция – доказательное изложение научной информации.
Особенности: строгая логичность, четкость изложения)
Третьей группе - публицистический – это стиль газет, журналов, выступлений перед общественностью.
Основная функция – функция воздействия (агитация, пропаганда)
Цель: воздействовать на слушателей или читателей)
Четвертой группе -официально-деловой (употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основная функция – точная передача деловой информации.
Используется для написания различных официальных документов, деловых бумаг.
Особенности: точность, сжатость изложения, стандартизованность. Лишены эмоциональности, экспрессивности.
По страницам словаря
Стандартизировать – устанавливать стандарты; придавать однообразие, стандартные формы.
Эмоция – душевное переживание, чувство.
Экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность.
(из словаря Ожегова)
Художественный – стиль художественных произведений: рассказов, повестей, романов, пьес и т.д.
Цель: воздействовать на читателя, а также информировать его о чем-либо.
Особенности:
Образность, выразительность, эмоциональность.
Определите стиль текста
Учитель. Типы речи. Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. В зависимости от этого тексты делятся на 3 смысловые типа: повествование, описание, рассуждение.
- Рассказать о повествовании(1 группе)
Повествование – смысловой тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.
Учитель.
-По какой композиционной схеме он строится?( экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.)
По страницам словаря.
Экспозиция – вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащие мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Учитель.
- Рассказать об описании (2 группе)
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
Учитель.
- Рассказать о рассуждении (3 группе)
Рассуждение – смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.
Учитель.
- По какому плану строится рассуждение? (4 группе)
Рассуждение строится по следующему плану:
Тезис – доказательство - вывод.
Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.
Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.
На экране текст из сочинения Горевой Виктории.
А любите ли вы мой город? Я дружу с ним с самого рождения. Здесь живут все мои самые близкие и дорогие люди. Здесь очень много мест, с которыми у меня связаны самые лучшие воспоминания. Здесь у меня появилось много друзей. Здесь я учусь быть хорошим человеком. Разве можно не любить этот удивительный город?! Ведь он такой красивый, зелёный, спокойный и главное - родной.
Остановитесь на минутку, когда идете утром на работу. Послушайте знакомые с детства звуки, почувствуйте знакомые с детства ароматы, вспомните, сколько хорошего случилось с вами в этом городе, сколько дорогих людей здесь живет. Ведь если вы не научитесь любить свой город, вы никогда не будете в нём счастливы.
Много лет он рос и развивался для нас, для того, чтобы мы чувствовали себя в нем уютно и комфортно. Разве такой возраст не достоин уважения? А сколько ещё у него впереди, и в наших с вами силах сделать так, чтобы он стал большим, многолюдным и перспективным.
Работа в группах:
1 гр. Доказать, что это рассуждение.(риторические вопросы, налицо аргументы-доказательства, подтверждающие любовь автора к своему родному городу, вывод).
2 гр. Наити изобразительно-выразительные средства в тексте (эпитеты: близкие, дорогие люди; красивый, спокойный, родной город; большой, многолюдный, перспективный.
Метафоры и олицетворения (дружу с городом; учусь быть человеком; город рос)
Инверсия (любите ли вы; живут близкие люди).
Анафора (здесь – 4 предложения)
Синтаксический параллелизм.
Градация (большой, многолюдный, перспективный).
3 группа Пунктуационный разбор. (Знаки завершения, знаки разделения, знаки выделения).
4 группа. Вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограммы, объяснить условия выбора орфограмм.
Сочинение – миниатюра. Задания по группам
1гр.-сочинение – описание, 2 – сочинение-повествование, 3-рассуждение, 4-
повествование с элементами описания на тему «Моя малая родина».
Рефлексия. Мой итог урока.
По страницам словаря
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
1 группе!- Что повторили?
2 гр. - Что узнали нового?
3гр.- Что хотелось бы узнать еще?
4 гр.- Что показалось трудным?
Выразить свое отношение к городу:
Красный шар - «Я люблю свой город»;
Синий – «Мне безразлична его судьба».
Чтение отрывка Горевой Викторией из творческой работы выпускника МОУСОШ 5 Панова Андрея «Пропела скрипка мне стихи» под аккомпанемент гитары (играет ученик этого же класса Ляшенко Филипп).
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Лицо города - визитная карточка страны"
Данная разработка составлена в форме слайдов. Можно использовать при изучении городов России и столице нашей страны....
урок- проект: Мой любимый город (тема урока - квадратные уравнения)
Данный урок является заключительным по теме «Квадратные уравнения», который позволяет повторить основные понятия, свойства, формулы в материале темы, обобщить знания и конкретизировать ключевые вопрос...
Методическая разработка урока "Советский тыл и город Горький в годы войны"
Тема урока актуальна и востребована. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это урок изучения нового материала с использованием элементов практикума. ...
Разработка урока "Где лучше в городе или в деревне".
Разработка урока "В сельской местности много интересного"....
Разработка урока: "Что имеется в городе?" 5 класс, учебник Бим И.Л.
Разработка урока: "Что имеется в городе?" 5 класс, учебник Бим И.Л....
Методическая разработка урока по теме: Любимые праздники
комбинированный урок с применением ИКТ...
Методическая разработка урока на тему «Любимая еда. Письмо - рассказ о любимой еде»
Методическая разработка урока на тему «Любимая еда. Письмо - рассказ о любимой еде» в 3 классе с использованием современного учебного оборудования: мультимедиа проектора....