Методическая разработка урока "Советский тыл и город Горький в годы войны"
методическая разработка по истории по теме
Тема урока актуальна и востребована. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это урок изучения нового материала с использованием элементов практикума. Используются методы групповой работы а также метод постановки проблемных задач , что соответствует целям и задачам урока. Заявленная проблема -достоин ли наш город звания города воинской славы, что мы можем сделать,чтобы добиться этого, напрямую связана с жизнью и позволяет сформировать гражданскую позицию учеников.
Особенность музейной педагогики- дать ребенку возможность соприкоснуться с историей запечатленной в предметах, дать возможность прикоснуться к истории. Для этого ученикам в ходе урока раздаются музейные предметы, фотографии и документы.
На уроке использовались различные формы организации учебно-познавательной деятельности. Это и беседа с классом, и работа в микрогруппах,и объяснение учителя. Для проведения урока использовалась мультимедийная презентация. Это позволило сэкономить время, а также дополнить и обогатить материал урока. Презентация выложена в сокращенном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Советский тыл и город Горький в годы войны" | 32.15 КБ |
gorkiy_v_gody_voyny.pptx | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Советский тыл и город Горький в годы Великой Отечественной войны.
Цель: показать подвиг советского тыла в годы войны на примере г.Горького.
Задачи:
Образовательные: научить извлекать информацию из разных типов исторических источников; изучить будни и трудовой подвиг горьковчан в годы войны.; доказать,что наш город достоин звания города-героя.
Развивающие: развитие мышления, аналитические способности, развитие монологической речи, памяти.
Воспитательные: познакомить учащихся с трудовым подвигом горьковчан, сформировать уважительное отношение к истории нашего города
Регулятивные УУД: Ставить цель; планировать деятельность; уметь организовать работу внутри группы; оценивать результативность своей собственной работы и работы других
Коммуникативные УУД: Умение правильно сформулировать учебную задачу для других и для себя;
уметь ее доходчиво объяснить или в случае необходимости конкретизировать участникам своей группы
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор оснований и критериев для сравнения; установление причинно-следственных связей
Планируемые результаты :
Предметные: знать, что выпускали в Горьком в годы войны, когда как и почему бомбили город,как защищали город; уметь, анализируя фактический материал, систематизировать его по предложенному алгоритму, формулировать выводы по теме.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с соучениками; формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку
Ресурсы: компьютер, экран, мультимедиа, презентация
Формы урока Ф-фронтальная, Г – групповая
Технология Проблемно-диалогическая технология
Ход урока
Орг.момент.
Здравствуйте!
На предыдущих уроках вы изучали историю Великой Отечественной войны. Назовите мне известные вам самые крупные сражения. Ученики называют битвы под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге.
В результате побед советских войск в 1942-43 году произошел коренной перелом в войне. А как вы думаете, что было причиной этих побед? Героизм, талант полководцев…
Да ,вы правы . Но ни мужество, ни умение полководцев не приведет к победе-безоружных.
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?
О работе советского тыла в годы войны.
Но не только. Знаете ли вы о том, что некоторые города СССР после войны получили высокое звание города-героя? Какие города герои вам известны? Всего их 13. А наш город носит это звание?
НЕТ. Потому что это звание присуждалось только тем городам, которые были на линии фронта или оккупированы врагом. Горький не подходит. А вот в 2006 году президент России В.В.Путин подписал указ о присуждении звания города воинской славы за боевой и трудовой подвиг в годы войны. В этом списке сейчас более 30 городов. Как вы думаете, Горький носит это звание? Нет! И уже 2 года идет дискуссия, достоин ли наш город хотя бы этого звания. Ведь Горький не был оккупирован. И какую мы можем решить проблему, связанную с этими сведениями?
Ученики формулируют проблему- выяснить, достоин ли наш город звания героя? Запишите тему урока.
Тема урока «Советский тыл и город Горький в годы Великой Отечественной войны». (слайд №1)
Итак, вам уже известно,что до войны наш город был крупным промышленным центром. Какой завод был построен в 30-е годы? (слайд №2)
Мирная жизнь горожан, как и жизнь всей страны изменилась 22 июня 1941 года.На слайде вы видите уходящих на фронт солдат. Где это снято? Как жила страна в эти годы ? Посмотрите на карту. (слайд №3) К осени 1941 года была оккупирована территория , на которой до войны проживало почти 80 млн человек, или 42% всего населения страны, дававшие до войны почти 40% зерна и 84% сахара). выпуск валовой промышленной продукции к ноябрю 1941 г. уменьшился более чем вдвое по сравнению с довоенным . Значительная часть мужского населения ушла на фронт. На их место добровольно встали женщины, подростки, пожилые люди, Началась грандиозная по своему размаху эвакуация на восток заводов и фабрик, имущества колхозов и МТС, скота. Предстояло в короткий срок, под налетами вражеской авиации, эвакуировать тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики еще не знала мировая история. Для организации этой колоссальной работы в 1941 г. создается Совет по эвакуации
Не менее важной задачей было налаживание работы этих предприятий на новом месте. До конца 1941 г. в тыл были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 2,5 тыс. предприятий, а также другие материальные и культурные ценности. Для этого потребовалось более 1,5 млн железнодорожных вагонов. В максимально короткие сроки (в среднем через полтора-два месяца) эвакуированные предприятия приступали к работе и начинали давать необходимую фронту продукцию
Горький не был взят врагом,но когда немцы рвались к Москве, тысячи людей строили укрепления недалеко от нашего города . Об этом-стихотворение Андрианова «Невоевавшие окопы» (слайд №4)
Не знаю, вы, быть может, не видали
Остатки рвов у волжских деревень?
На этих рубежах не воевали –
Их строили на самый черный день
.На самый горький, страшный миг прорыва,
На самый роковой для жизни час,
Когда волна железного прилива
Плеснула под Саранск и Арзамас…
.
Как же жил город в войну? Чтобы ответить на вопрос, мы должны найти информацию. Для этого я предлагаю вам поработать с источниками из музея гимназии. Разделитесь по микрогруппам по 6 -7 человек. Я даю вам пакеты с различными данными. У вас есть 3-4 минуты на анализ. Вам нужно будет ответить на вопросы 1. Какую информацию вы можете извлечь из этих исторических источников? 2. Что их все объединяет ? Какие выводы можно сделать, исходя из этих источников Этим же вопросы- на слайде (слайд №5) и на раб. листах.
Набор №1: Осколок снаряда, фото немецкой карты г. Горького с обозначенными целями для бомб, отрывки из мемуаров очевидца, фото памятника на Бугровском кладбище
Набор № 2 Очки летчика, фото сбитого самолета, , материал в книге о Шавурине , воспоминания о зенитчицах, их фото.
Набор № 3 Календарь 1943 года, Модель Ла -7, фото работающих цехов завода . Постановление о выпуске оружия,
Заслушиваем каждую группу с информацией. На слайд выводятся те источники, с которыми работала данная группа. 1-я группа может сказать о бомбежках города, об эмоциях и чувствах людей во время авианалетов, , о разрушенных заводах, о погибших в то жуткое время.
Дополнения учителя: Первый авианалет был совершен 4 ноября 1941 года. которые даны группам и комиссии . (слайд №6) У нас есть небольшой фильм, это немецкие хроники, и на них показано, что представляли собой бомбардировки. (слайд №7) Точное число жертв первого налета так и осталось неизвестным. Предполагают, что тогда погибло не менее 300 – 350 человек. На этой фотографии памятник. (слайд №8) Жертвам этого налета, как погибшие за весь период бомбардировок, захоронены на Бугровском кладбище, где им поставлен общий памятник. Конечно, немцы имели определенную цель в своих бомбежках: сокрушить промышленный потенциал города-кузницы. И заводы бомбили особенно усиленно. Особенно страдал Автозавод. А вот Горьковский завод №2 (сейчас он называется просто машиностроительным заводом) облетали стороной, не бомбили. Как вы думаете,почему? Немцы надеялись все-таки рано или поздно вступить в город и забрать некоторые заводы себе, чтобы выпускали немецкую продукцию. Машиностроительный был таким заводом.
Самое тяжелое испытание городу пришлось выдержать в июне 1943 года, это было время наиболее массовых налетов. Почему именно в это время? Почему именно карта 1943 года? Велась подготовка к Курской битве, и немцы хотели полностью сокрушить советскую промышленность, которая работала во всю свою мощь. Ведь перелом 1943-его наступил не только на фронте, но и в тылу. Дополнительно! Самым сложным был третий налет (с 6 на 7 июня). (слайд №9) В нем участвовали 157 самолетов. Было разрушено 12 цехов, склады, депо. В Автозаводском районе полностью или частично разрушены десятки домов, Особенно пострадал колесный цех. Некоторые самолеты с малой высоты поливали сооружения воспламеняющейся жидкостью. Поэтому завод горел, как тайга: пламя пожарища было видно за десятки километров. "Как допустили разрушение завода? Почему не сумели защитить? Кто виноват?" Причины, конечно, были. Причин много. Самые главные: противник переиграл нас в тактике, у зенитчиков не было еще опыта, не хватало средств ПВО, не сумели организовать бой с воздушным противником. Кроме этого цеха автозавода были спроектарованы до войны нем.специалистами,и у них остались все карты завода.
2-я группа рассказывает о подвиге летчиков, которые защищали город.
«В бой с немецкими бомбардировщиками поднимались наши самолеты. Более всех среди летчиков-истребителей в небе над Горьким отличился Петр Иванович Шавурин. 27 июля 1942 года, во время патрулирования, он, заметив вражеский «Юнкерс», атаковал его. Поймав в прицел противника, Шавурин хотел открыть огонь, но не тут-то было – патроны закончились. Впрочем, увеличив обороты двигателя, Шавурин ударил винтом по хвостовому оперению самолета противника. Оба самолета – и немецкий «Юнкерс», и МиГ-3 самого Шавурина – устремились к земле. К счастью, наш летчик-герой сумел сориентироваться, выпрыгнул с парашютом и опустился на землю целым и невредимым. Тогда он был только еще лейтенантом, а этот самолет – первым в его боевом списке… (слайд № 10)
Обломки «Юнкерса» были извлечены из болота, куда он упал, и размещены для всеобщего обозрения на площади Советской. И ровно через пять месяцев, 27 декабря того же года, Шавурин повторил свой подвиг. А 14 февраля 1943 года он стал Героем СССР. Город защищали зенитные батареи. Служили на них совсем еще молодые девушки. (слайд №11)
3-я группа рассказывает о том, что производили заводы города.
Перелом в работе тыловой экономики произошел к лету 1942 г. В СССР была создана новая военно-промышленная база, полностью обеспечивавшая потребности фронта. С этого времени Красная Армия получала вооружение, превосходившее немецкое не только в количественном, но и в качественном отношении (танки Т-34, истребители Як-1, Як-3, штурмовики Ил-2, минометные установки «Катюша»). (слайд №12,13)
Завод «Красное Сормово» начал производство средних танков Т-34. Первые танки ушли под Москву уже в октябре 1941 года. За годы Великой Отечественной войны сормовский завод поставил фронту 10 тысяч 159 танков (10,2% союзного производства), В январе 1942 года сормовичи возобновили выпуск подводных лодок. 22 подводные лодки (43%). (слайд №14,15) Машиностроительный завод им. И.В. Сталина в годы войны было спроектировано 27 образцов различных орудий. Снаряды, выпущенные из пушки ЗИС-2, прошивали немецкий танк насквозь и улетали дальше. Точность попадания в цель была настолько велика, что из пушки можно было поразить отдельно стоящего человека Перед вами-таблица по выпуску пушек. (слайд №16) Что нам говорят эти данные? Во время войны он дал фронту сто тысяч пушек (всеми остальными заводами СССР было произведено 86 тысяч пушек, на заводах гитлеровской Германии и ее союзников - 104 тысячи). Горьковские пушки во много раз превосходили зарубежные, были лучшими по скорострельности, точности, легче по весу и дешевле по цене
Ну и знаменитый автозавод становится в годы Великой Отечественной войны одним из универсальных в стране. Здесь выпускались танки Т-60 и Т-70 (этот танк сконструирован на заводе), бронеавтомобили, самоходки, минометы В 1942 году прямо с завода полуторки ГАЗ-АА направлялись на фронт. Они первыми выходили на едва окрепший лед Ладожского озера и последними сходили с его ледяных трасс.. (слайд №17,18)
Авиационный завод им. С. Орджоникидзе (№ 21), выпустил в 1941 году боевые истребители ЛАГГ-3. ЛА-5 с двигателем воздушного охлаждения. В 1944 году параллельно с ЛА-5 был начат выпуск модели самолета ЛА-7. Авиационная промышленность области дала фронту 16 тысяч самолетов (26% общесоюзного производства истребителей). (слайд №19)
Завод им. Ульянова – единственный в стране, производил специальную судовую электроаппаратуру для судостроения, береговых установок и кораблей Военно-морского флота. Завод № 80 производил до 50% взрывчатых веществ, выпускавшихся в стране, что позволяло делать свыше 3 миллионов снарядов, мин и авиабомб в месяц. Победа в борьбе с гитлеровской Германией была очевидна. Она была достигнута не только в боях, но и в результате героического труда советского народа в тылу. Несмотря на огромные разрушения, причиненные народному хозяйству страны, промышленный потенциал ее постепенно возрастал. В 1944 г. советская промышленность перегнала военное производство не только Германии, но и Англии и США
Закрепление нового материала: Итак, давайте подведем итог. Что производилось в годы войны в Горьком? Когда бомбежки города были особенно ожесточенными? Что бы вы хотели узнать еще? Вспомните, на какой вопрос мы хотели найти ответ в начале урока? Достоин ли город звания города воинской славы?
Рефлексия. Что понравилось на уроке? Что было интересным? Что бы вы хотели еще узнать? Как вы оцениваете свою работу? Оценки за урок.
Так как мы не записывали сегодня материал, вы можете его найти на моем сайте в разделе Для учеников. Путь поиска-в яндексе забить в адресную строку Е.М.Горбачева сайт учителя истории.Домашнее задание: параграф «Советский тыл в годы войны», материалы урока. Забить в яндексе мобильное приложение 1945. Творческое задание на выбор- или сделать небольшую презентацию-«Памятные места моего города, связанные с трудовым подвигом горьковчан» или написать исследовательскую работу «Моя семья в Горьком в годы войны» , или написать эссе, статью на тему-«Горький достоин звания воинской славы» и разместить ее в Интернете. (слайд №20)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бомбардировки автозавода
Подвиг П.И. Шавурина 27 июля 1942 года
Завод «Красное Сормово» 10 159 танков Т-34 - 10% производства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия, посвященного 70-летию начала Великой Отечественной Войны на тему: «70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»
мероприятие, посвященное началу ВОВ...
Методическая разработка мероприятия, посвященного 70-летию начала Великой Отечественной Войны на тему: «70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»
мероприятие, посвященное началу ВОВ...
Методическая разработка сценария (литературно-музыкальная композиция) "Эти страшные годы войны" (1941-1945 гг.)
Методическая разработка сценария...
Методическая разработка "По повести А.М.Горького «Детство»"
Познакомить с важными событиями из жизни и творчества М.ГорькогоПознакомить с портретами Горького русских художниковИстория создания повести «Детство»Герои повести «Детство»Проблематика повести...
методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."
Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...
Методическая разработка классного часа на тему: "Кубань в годы Великой Отечественной Войны"
Разработка классного часа....
Методическая разработка тематического классного часа «Урок Победы, посвященный Году памяти и славы — 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
Методическая разработка тематического классного часа "Урок Победы, посвященный Году памяти и славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"...