«Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине Б.М.Кустодиева "Сирень" учит собирать и фиксировать материал наблюдений. Учитель в процессе беседы обращает внимание учащихся на признаки предметов, важные для раскрытия идейно-художественного замысла картины.
Художник Кустодиев Б.М. очень любил простые солнечные дни. Он старался изображать на своих полотнах реальную жизнь. Показывал, как люди работают, отдыхают, празднуют. Нередко среди его произведений и моменты из его жизни.
Полотно "Сирень" - одно из таких простых и самых любимых произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень» | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова И.Е.,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Урок по русскому языку в 7 классе
(в рамках недели «Тебе, молодой учитель»)
Тема: «Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»
Цель: 1) познакомить учащихся с художником Б.М. Кустодиевым;
2) подготовить к сочинению по картине, используя рабочий материал учебника;
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебники русского языка.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Орфографическая разминка:
-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа», запишем слова, графически обозначим орфограммы.
Букет сирени, переливы цветов, розово-лиловая палитра цветов, цветочное облако, великолепие сиреневой пены, источают нежный аромат. (слайд 3)
-Графически обозначьте орфограммы.
-Вам знакомы эти словосочетания?
-В каком сочинении мы их использовали?
Вывод: «Эти слова мы использовали при написании сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» в 6 классе».
3. Сообщение темы и цели урока
-Вот и сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения по картине «Сирень», но только другого художника, Б.М.Кустодиева (слайд 1).
-Научимся описывать эту картину (слайд 2).
4.Словарная работа по учебнику (устно).
-Как вы думаете, почему художники обращаются к теме «сирени»?
- Прочитайте материал рубрики «Это интересно» в учебнике русского языка на странице 93.
Вывод: «Это слово обозначает «цветок», цветы украшают нашу жизнь, а мы украшаем нашу речь».
5.Знакомство с художником (слайд 5).
- Прежде всего, познакомимся с художником.
5.1. Б.М.Кустодиев - выдающийся русский художник-жанрист, пейзажист, портретист,
театральный декоратор, график, художник-импрессионист
5.2. Словарная работа (письменно).
- Художник-импрессионист – это художник, для которого важны впечатления, ощущения, личное.
6. Знакомство с творчеством (слайд 7)
- Мы видим светлое пятно, ощущаем радость.
7.Рабта с учебником (упр.181, стр.92-93) (слайд 8)
- Откройте учебник на стр. 93, прочитайте два абзаца.
- Посмотрите на слайд, на картину.
- Мы увидели, что для художника важно личное.
8.Работа с учебником. История написания картины (слайд 9).
-Итак, мы видим женщину с ребенком,- важное в жизни художника.
9.Работа с репродукцией по картине Б.М.Кустодиева «Сирень» (слайд 10)
1)Кто изображён на репродукции по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»?
2)Когда происходит действие, изображённое на картине?
3)Что мы видим на переднем плане репродукции?
4)Каков задний план репродукции с картины?
5)Какие краски использует Б. М. Кустодиев для создания весеннего настроения?
6)Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Вывод. Нам хорошо, светло.
10. Работа над планом (слайд 11)
- Составляем план сочинения. .
1.Вводная часть.
- Можно добавить информацию о художнике, выразить общее впечатление от картины;
упомянуть, какие краски преобладают.
II. Описание картины.
-Нужно ответить на вопросы:
1.Что изображено на переднем плане картины?
2.Что видим на заднем плане?
3.На каких деталях автор акцентирует внимание зрителя? Для чего?
4.Какое отношение к миру показал художник своей картиной?
III.Заключение. Настроение, чувства зрителей.
-Какие эмоции и желания картина вызывает у вас?
Вывод: « Мы вспомнили, как нужно составлять план».
11.Подбор рабочего материала (слайд 12).
- А теперь готовим рабочий материал к пунктам плана.
Вывод: «Материал к сочинению собрали. Теперь поработаем над языком сочинения».
12. Работа над языком сочинения (слайд 13)
1. Какие языковые конструкции вам встретились?
2. Какую смысловую нагрузку они несут?
- придают динамику,
- содержат добавочную информацию,
- украшают речь, позволяя более детально и точно описать предметы.
Вывод: « Наше сочинение должно быть богато разнообразием словаря и грамматического строя речи, используемых в ходе оформления высказывания».
13.Орфографически-пунктуационный практикум (слайд 14)
-Поработаем над грамматическими конструкциями. Объясним орфограммы и пунктограммы.
1)На заднем плане – бревенчатый, крашенный жёлтой краской дом, темно-зеленые листья кустарника, растущего у забора.
2)Полотно напоминает гроздь из ярких насыщенных цветовых пятен, точно плотная, пышная кисть сиреневого цветка.
14. Устное сочинение по картине.
- Теперь же послушаем несколько высказываний.
15. Рефлексия (слайд 15)
15.1.Слово учителя:
-Перед вами незаконченные предложения. Пожалуйста, закончите их.
15.2.Высказывание с использованием приёма «Продолжи предложение»:
-Я научился…
-Больше всего понравилось…
-Не удалось…
-Остались вопросы…
16.Вывод.
-Чему вы научились на уроке?
17.Оценивание с комментариями.
- Активны были,…
18.Домашнее задание
-Напишите небольшое сочинение о своём впечатлении от картины, используя необходимые материалы из прочитанного текста, из материала урока, а также информацию о художнике и его произведениях, размещённую в Интернете (http/artru.info) (слайд 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Подготовка к сочинению – описанию по картине Ф.В. Сычкова "Трактористки-мордовки" (8-й класс) с применением ИКТ.
Познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины....
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
Урок развития речи для 6 класса. Групповая работа....
Презентация подготовки к сочинению-описанию по картине Б. М. Кустодиева «Сирень»
Презентация подготовки к сочинению содержит краткие сведения о художнике, репродукции полотен Б.М.Кустодиева. В презентации учащиеся могут увидеть вопросы по содержанию картины, примерный план сочинен...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща" 5 класс
Урок развития речи помогает подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. Он проводится в рамках программы смыслового чтения. Современные требования к целям и результатам учебной деятел...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине.
Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».Цели урока:1. Подготовить уч-ся к сочинению-описанию по картине в...
Методическая разработка. Сочинение-описание по картине Б. М. Кустодиева "Сирень"
В методической разработке представлена презентация....