Метод эмпатии на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) по теме
О том, чему надо обучать школьников - издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы всё еще крайне мало. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод эмпатии | 58.5 КБ |
prezentatsiya_-_1.ppt | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Скоробогатая М.М. ,
учитель русского языка и литературы.
Метод эмпатии на уроках русского языка и литературы.
3 слайд. О том, чему надо обучать школьников - издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы всё еще крайне мало.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе ее присутствие. Задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке.
Философ, писатель Николай Александрович Бердяев говорил:
«Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление».
Цель исследования:
определить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи исследования:
1) определить в какой степени воображение и творчество влияют на развитие познавательных процессов
2) изучить, с помощью каких методов и средств происходит «высвобождение» творческих способностей учащихся;
Мне хочется поделиться с вами теми методами, которые я использую на уроках русского языка и литературы.
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным.
Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: "Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни..." В моменты наилучшего "вживания" ученик задаёт вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, которому удаётся отождествить себя с объектом.
Приведём примеры заданий на использование метода "вживания":
Напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время «вживания» в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось.
Найдите слова, которые вы мысленно будете проговаривать, чтобы ощутить себя этим объектом и т.д.
Приведем пример описания ученика него эмпатии в землю:
«… Я – земля, точнее большой огород, жаждущий влаги, света, доброты и заботы.
Те люди, которые, взяв свои инструменты, пытаются облагородить меня, не только перекапывают и делают на мне грядки, но и относятся ко мне как к живописному полотну, стараясь передать все свои эмоции и построение души через стебельки и корни. Я – убежище всего живого и пытаюсь приютить тех, кому это действительно необходимо.
Я холодна, но одновременно с этим, я тепла. Мой подземный мир обвивает меня, когда мне тоскливо. Дождь – одно из самых прекрасных стихий, помогающих мне раздавать свои плоды всему живому.
Земля – это не только почва, но и вся жизнь, спрятанная под ней…»
Или пример описания ученицы, ее эмпатии в пчелку: «…Я – трудовая пчела. Моя жизнь заключена в добывании нектара себе и моим товарищам. Мое любимое время года – с поздней весны до ранней осени. С раннего утра начинается моя работа. Я вылетаю из улия и лечу на самый красивый цветок, который манит меня своей яркостью и неуловимым ароматом. Я собираю самый вкусный нектар, летаю в неразведанные места и провожу это время с пользой. Мне и моим товарищам удается многое сделать и узнать. Так проходят дни. Если бы я работала зимой, я собрала бы нектар намного больше. Но, к сожалению, зимой мы отдыхаем.
Пчеловод, работающий на пасеке, где мы живем, очень добрый, заботливый человек. Он называет нектар медом. И мед ему очень нравится, так как он полезный и вкусный. Моя жизнь интересна и увлекательна…»
Правда есть и такие примеры, которые заставляют задуматься о душе этого ребёнка, что у него творится, понимаешь, то, что ему нужна помощь не только учителя , но и психолога Для таких детей это один из способов высказаться, что накопилось и то, что он не может или не хочет поделиться с близкими людьми.
Приведем сводную таблицу по итогам проведения творческой работы методом эмпатии.
Девочки | Объект эмпатии |
1 | Жидкость |
2 | Оконное стекло |
3 | Яблочное дерево |
4 | Ветер |
5 | Пластилин |
6 | Весеннее расцветающее дерево |
7 | Ручка (сборная) |
8 | Ручка |
9 | Книжка |
10 | Мобильный телефон |
11 | Пчела |
12 | Дерево |
13 | Часы |
Мальчики | Объект эмпатии |
1 | Клавиатура |
2 | Земля |
3 | Наука (физика) |
Не смог найти ассоциацию | |
Не смог найти ассоциацию |
Вывод
Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку задействует обычно неиспользуемые возможности детей. Также ребятам свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания». Этот же метод принимается в ходе изучения программных произведений по литературе, где учащиеся вживаются в роли героев.
Следующий метод, который также относится к группе методов эмпатии, называется метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи, какие ассоциации возникают у них с этим словом (фигурой). Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают, или рисуют результаты своего исследования.
Приведем пример образного видения. На доске было написано слово «Доверие», учащимся было предложено выразить те ассоциации, которые возникают при образном видении этого слова. Конечно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, ключевым моментом в ходе работы послужило межличностные общения в системах: ровесник – сверстник, подруга – друг (гендерное различие), круг общения.
Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом
голубь - символ мира
спираль - символ бесконечности
свет - символ добра
Сова-символ мудрости
Пара лебедей стала символом верности и неразлучности.
Вывод: Метод способствует развитию когнитивной сферы, в частности (познавательной).
Но особенно творчество проявляется на уроках литературы, когда ученики сами сочиняют сказки, зная особенности их построения, рисуют своих любимых героев.
И это работы раскрепощенного, открытого творчества, творчества для всех, к которому дети, даже самые скованные и замкнутые, охотно приобщаются.
И еще об одном интересном для ребят и меня деле я хочу рассказать. Начиная с 2000 года, когда в нашей гимназии проводился ежегодный конкурс «Инсценирование сказки», мы с ребятами показали такие сказки, как «Грибы», «Мудрец», А. Толстого, поставили спектакль по ПДД, «Масленица», инсценировали басни И. Крылова.
Все эти виды работ развивают воображение, которое служит познанию мира и его творческому преобразованию. И если найден общий язык, то ребята обязательно отзовутся и поймут, что являются не просто пассажирами, а членами команды общечеловеческого корабля.
Заключение
В ходе данного исследования, выделяем следующие рекомендации к проведению творческого урока:
-использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы, анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;
-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
-создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
-обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
В завершении своей теоретической части. Хочется произнести слова, которыми я и начинала своё выступление:
«Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы -команда одного корабля».
Кошка- Строптивая, дерзкая, независимая...но очень нежная...любящая когда её гладят и выпускающая когти ,когда обижают. Для своего Кота и котят-сама нежность и любовь, для врагов - дикий, хищный зверь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы
Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.
Использование метода проектов на уроках русского языка и...
Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский....
Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы
из опыта работы по теме...
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....
выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
в выступлении представлены активные формы и методы обучения...