Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку.9 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по курса русского языка "Всё, что нужно значть для сдачи ГИА" рассчитана на 60 часов внеклассной работы с обучающимися. В ней предлагается поэтапное систематизирование знаний, обучение всем видам сочинения. На каждом занятии предусмотрена теоретическая и практическа часть. Цель курса - поэтапная подготовка к сдачи экзамена по русскому языку в 9 классе.
Программа охватывает все необходмые темы, составлена в соответствии с ФГОС (второго поколения), где выделяются знания, которыми должны овладеть обучающиеся и умения, которые являются основой любого теоретического обучения. Изучнение каждой предложенной темы рассчитано в среднем на два академических часа.
В конце приводится литература, которая будет полезна при подготовке и для учащихся, и для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9_klassy_1416336911.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к курсам по русскому языку
«Всё, что нужно знать для сдачи ГИА»
Пояснительная записка
Актуальность введения в школе курса «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» по выбору определяется, с одной стороны, необходимостью подготовки выпускников 9 класса к экзамену, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 60 часов.
Занятия организованы по два академических часа в неделю с октября по июнь.
Цель обучения орфографии в школе – формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Также целью курса является успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
Курс «Всё, что нужно знать для сдачи ГИА» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:
- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
- закрепить знания в области пунктуационной грамотности обучающихся;
- продолжить развивать умения и навыки по созданию собственных текстов (написание изложений и сочинений на лингвистическую и морально-этическую тему).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Формирование орфографической зоркости» (60 часов)
№ п/п | Темы занятий | Дата | Краткое содержание | Знания, умения, навыки | ||
Запл. | Факт. | |||||
1-2. | Введение. Структура экзаменационной работы в 9 классе. | Структура экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | Знать: структуру экзаменационной работы, критерии ее оценивания. | |||
3-4. | Основные способы сжатия текста. | Познакомиться с основными приёмами сжатия текста для написания сжатого итогового изложения. | Знать: основные приёмы сжатия текста. Уметь: применять их на практике. | |||
5-6. | Выполнение заданий, способствующих пониманию содержания исходного текста. | Тема, проблема, идея, авторская позиция. | Знать: принципы сжатия исходного теста, понятия тема, проблема, авторская позиция. Уметь: применять принципы сжатия текста, определять тему, проблему, авторскую позицию. | |||
7-8. | Изобразительно-выразительные средства языка. | Изобразительно-выразительные средства фонетики, лексики, синтаксиса. | Знать: изобразительно-выразительные средства языка. Уметь: находить в тексте тропы, определять их функции. | |||
9-10. | Орфограммы в приставках. | Приставка. Значения приставок. Единообразное написание приставок. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-, приставок на –З/-С. | Знать: правила написания неизменяемых приставок, букв з и с на конце приставок, приставок ПРЕ-/ПРИ-. Уметь: правильно писать слова с неизменяемыми приставками, приставками на -з (-с), ПРЕ-/ПРИ-; выделять в словах изученную орфограмму; подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой | |||
10-11. | Орфограммы в корне. | Корень. Безударные гласные в корне: непроверяемые ударением, проверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне. | Знать: орфографические правила написания корней слов. Уметь: применять правила написания слов с безударными гласными в корне (проверяемыми, непроверяемыми, чередующимися). | |||
12. | Алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему. | Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |||
13-14. | Орфограммы в суффиксах. | Правописание суффиксов в различных частях речи. | Знать: орфографические правила правописания суффиксов различных частей речи. Уметь: различать части речи, определять морфемный состав слов, применять орфографические правила, регламентирующие написание суффиксов разных частей речи. | |||
15-16. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах. | Простое и сложное предложение. Однородные члены предложения. Сочинительные союзы. Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; знаки препинания при однородных членах предложения, знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; применять пунктуационные правила при однородных членах предложения. | |||
17-18. | Алгоритм написания сочинения на морально-этическую тему. | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. | |||
19-20. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложения. | Знать: понятия простое и сложное предложение; пунктуационные правила обособления членов предложения. Уметь: опознавать предложения осложненной структуры, разграничивать сложные предложения от предложений осложненной структуры; понимать сущность обособления; применять пунктуационные правила при обособленных членах предложения. | |||
21-22. | Простое осложненное предложение. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | |||||
23-24. | Сложносочиненное предложение. | Простое предложение. Сложносочиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие простого предложения от сложного. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ; отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы сложных предложений. | |||
25-26. | Сложноподчиненное предложение. | Простое предложение. Сложноподчиненное предложение. Предикативные части сложного предложения. Знаки завершения. | Знать: отличие сложносочиненного от сложноподчиненного предложения. Уметь: определять тип предложения по количеству грамматических основ и типу союзов; отличать сложносочиненное предложение от сложноподчиненного ; находить сложные предложения в текстах; составлять схемы различных типов сложных предложений. | |||
27-28. | Виды связи слов в словосочетании. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний. | Знать: типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания. | |||
29-30. | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, основные типы грамматических основ. | Знать: понятие грамматическая основа простого предложения, типы грамматических основ. Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении. | |||
31-32. | Виды односоставных предложений. | Односоставные предложения, их основные группы (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Главные члены односоставного предложения. | Знать: структурные особенности односоставных предложений. Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения, определять тип односоставного предложения. | |||
33-34. | Бессоюзное сложное предложение. | Бессоюзные сложные предложения. Интонация БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Контекст. Знаки препинания в БСП. | Знать: понятие бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП, особенности интонации БСП. Уметь: находить БСП в тексте, определять смысловые отношения между частями БСП и особенности интонации БСП; составлять БСП с различными значениями; расставлять знаки препинания в БСП. | |||
35-36. | Способы связи в сложной синтаксической конструкции. | Многочленные сложные предложения. Союзная сочинительная и подчинительная связи. | Знать: алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Уметь: применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | |||
37-38. | Тестирование в форме ГИА с последующим анализом работ. | Тест в формате ГИА. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА. | |||
30-40. | Редактирование исходного текста. Сжатое изложение. | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Уметь редактировать собственный текст. | |||
41-42. | Написание сжатого изложения с последующим анализом работ. | Тема текста, идея, ключевые слова, микротема. Основные способы компрессии текста. | Выбор приемов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы. | |||
43-44. | Принципы русской орфографии. | Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания. | Знать: принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, дифференцированного написания. Уметь: применять принципы русской орфографии при создании собственного речевого произведения. | |||
45-46. | Принципы русской пунктуации. | Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. | Знать: принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный. Уметь: применять принципы русской пунктуации при создании собственного речевого произведения. | |||
47-48. | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с последующим анализом. | Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |||
49-50. | Лексические нормы. | Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Фразеологизмы. | Знать: лексические нормы русского языка, особенности русской лексики. Уметь: отличать различные лексические явления, соблюдать лексические нормы при создании собственного речевого произведения. | |||
51-52. | Виды речевых ошибок и недочетов. | Типология речевых ошибок и недочетов. | Знать: типологию речевых ошибок и недочетов. Уметь: находить речевые ошибки и недочеты в тексте и уметь исправлять их. | |||
53-54. | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста, с последующим анализом. | Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. | Знать: структуру сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста. Уметь: писать сочинение-рассуждение на тему связанную с анализом содержания прочитанного текста. | |||
55-56. | Грамматические нормы. | Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические и синтаксические. | Знать: типологию грамматических норм современного русского языка. Уметь: применять грамматические нормы при создании собственного речевого произведения. | |||
57-58. | Синтаксические нормы. | Синтаксические нормы: правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов. | Знать: синтаксические нормы современного литературного языка. Уметь: применять синтаксические нормы при создании собственного речевого произведения. | |||
59. | Неопределённые формы глагола в роли обстоятельств. | Инфинитив, обстоятельство. | Знать: случаи, когда инфинитив является обстоятельством в предложении. Уметь: отличать их от составных глагольных сказуемых. | |||
60. | Итоговое тестирование в форме ГИА. | Тест в формате ГИА. | Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь: выполнять тестовые задания в формате ГИА. |
Список используемой литературы
- Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
- Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
- Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
- Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
- Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
- Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
- Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
- Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
- Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
- Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
- Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
- Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
- Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
- Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
- Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
- Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
- Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
- Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Данная программа разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности ...
Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку
В помощь учителям-языковедам, работающим в 10-11 классах.......
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку в 7 классе
Работу по данной программе начала во втором полугодии 6 класса, продолжу и закончу в 1 четверти 7 класса, римерно к началу муниципального этапа олимпиад....
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального и среднего образования, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к рус...
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...
Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса
Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...
Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса
Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...