Факультативный курс "С изложением на Ты".
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Введенских Ирина Сергеевна

Появление факультативного курса «С изложением наТы» в 8-м классе во многом обусловлено современной ситуацией и проводимыми  в течение некоторого времени Министерством образования РФ новой формы выпускных экзаменов в 9-х классах.

Программа составлена на основе книги «Пособие для старших школьников и абитуриентов». Серия: Школа абитуриента: Научись сам. Автор.Т.В.Лимонад.

Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа. 

Программа включает в себя:

теоретический материал

практический материал (работа с текстом и тестовыми заданиями)

повторение трудных случаев орфографии и пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_pourochno.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2

 г. Советский

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

Федориненко И. Н._____

«05»   сентября   2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

Максимова С.Ф._____

«07» сентября 2012г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ № 2

Котикова Л.Ф._____

«08» сентября 2012г.

Рабочая программа по  факультативному курсу «С изложением на Ты»

учителя Введенских Ирины Сергеевны.

Класс 8 В .

Программа составлена на основе книги «Пособие для старших школьников и абитуриентов». Серия: Школа абитуриента: Научись сам. Автор.Т.В.Лимонад.

г. Советский

2012-2013 уч.г.

Пояснительная записка.

Появление факультативного курса «С изложением наТы» в 8-м классе во многом обусловлено современной ситуацией и проводимыми  в течение некоторого времени Министерством образования РФ новой формы выпускных экзаменов в 9-х классах.

Программа составлена на основе книги «Пособие для старших школьников и абитуриентов». Серия: Школа абитуриента: Научись сам. Автор.Т.В.Лимонад.

Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа.

Программа включает в себя:

теоретический материал

практический материал (работа с текстом и тестовыми заданиями)

повторение трудных случаев орфографии и пунктуации.

Программа курса содержит пять разделов, которые постепенно тренируют учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями  учащихся. Каждый раздел завершается промежуточным зачетом, подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся.

В последних разделах курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются типы ошибок.

Цель – оказание помощи  учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в формате ГИА.

Программа факультативного курса  рассчитана на 35 часов (в течение всего учебного года).

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать, что такое изложение;
  • знать стили и типы речи, уметь определять их;
  • уметь писать сжатое изложение;
  • уметь письменно высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему или  давать аргументированный ответ на вопрос к тексту;
  • знать основные виды речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;
  • знать требования к изложению.

Тематическое планирование.

Тема.

Кол.

час.

Компетенции.

1

Вводное занятие

1

.

Учебно-познавательная: формирует знания, умения, навыки по организации целеполагания, планирования, анализа. Рефлексии, самооценка учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативная: включает знание языка, способов взаимодействия с окружающими людьми. Навыки работы в группе, индивидуальной работы.

2

Классификация изложений.

4

3

Структурные виды изложений.

2

4

Виды текстов по типу речи.

21

5

Стилистика изложений.

6

6

Итоговое занятие.

1

Всего

35

Поурочно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия.

Кол.

часов

Дата

Деятельность учителя, учащихся.

1.

Вводное занятие. Классификация изложений.

1

Рассказ учителя .Анализ структуры нового курса, определение задач.

2.

Подробное и сжатое изложения.

1

Комплексная работа с текстом.

3.

Практикум. Создание вторичного текста

1

Практикум.

4.

Полное и выборочное изложения.

1

Комплексная работа с текстом.

5.

Практикум. Выборочное изложение.

1

Практикум.

6.

Структурные виды изложений.

1

Работа с таблицей «Структура текста.

7.

Структурные виды изложений.

1

8.

Виды текстов по типу речи.

1

Рассказ учителя. Анализ текстов, определение типа речи, ведущего типа речи.

9.

Изложения на основе текстов повествовательного характера.

1

Устное комментирование примеров, работа с текстами повествовательного характера: преобразование текста, изменение времени.

10.

Изложения на основе текстов описательного характера. Описание предмета.

1

Устное комментирование примеров, работа с текстами описательного характера: построение развёрнутого плана, определение вида портрета по способу изображения, по количеству изображаемых лиц, построение нескольких планов, переработка текста изложения, определение изобразительно-выразительных средств, переработка стихотворного текста в прозаический.

11.

Описание лица (портрет).

1

12.

Описание места, интерьера.

1

13.

Описание состояния среды (описание природы, пейзаж).

1

14.

Практикум. Изложение на основе текстов описательного характера (описание лица , места, интерьер, состояния среды.

1

15

Описание состояния человека(настроение).

1

16.

Практикум. Изложение на основе текстов описательного характера (описание состояния человека).

1

17.

Редактирование изложений на основе текстов описательного характера.

1

18.

Изложение на основе текстов- рассуждений.

1

Устное комментирование примеров, работа с текстами-рассуждениями:определение тезиса, системы аргументов.

19.

Рассуждение-объяснение.

1

Построение рассуждения-объяснения. Анализ текстов.

20.

Рассуждение-доказательство.

1

Построение рассуждения-доказательства.Анализ текстов.

21.

Рассуждение-опровержение.

1

Построение рассуждения-опровержения.Анализ текстов.

22.

 Рассуждение-размышление.

1

Построение рассуждения-размышления. Анализ текстов.

23.

Практикум. Изложение на основе текстов рассуждений: объяснение, доказательство,опровержение, размышление.

1

Практикум.

24.

Редактирование изложений-рассуждений.

1

Коррекция ошибок.

25.

Изложение на основе текстов оценочного характера.

1

Устное комментирование примеров, работа с текстами повествовательного характера: выделение слов со значением оценки, словесная иллюстрация аргументов.

26.

Построение оценочного типа речи (теоретическая часть).

1

27.

Построение оценочного типа речи (практическая часть).

1

28.

Вступительная часть изложения.

1

Рассказ учителя. Анализ текстов, определение типа речи, ведущего типа речи;  определение  вида вступления, типов вступительных абзацев.

29.

Типы вступительных абзацев.

1

30.

Практикум. Вступительная часть изложения.

1

31.

Заключительная часть изложения (в виде выводов).

1

Рассказ учителя. Анализ текстов, определение типа речи, ведущего типа речи.  Определение видов заключительных абзацев, создание вторичных текстов с продолжением, введение цитат, трансформация текста, ограничение употребления языковых средств, изменение стиля текста.

32.

Заключительная часть изложения ( в виде следствий).

1

33.

Практикум. Изложение в формате ГИА.

1

Практикум.

34.

Практикум. Изложение в формате ГИА.

1

35.

Анализ  сжатого изложения в формате ГИА. Подведение итогов.

1

Коррекция ощибок.

Объяснительная записка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература.

  1. Т.В.Лимонад. «Пособие для старших школьников и абитуриентов». Серия: Школа абитуриента: Научись сам. 2010.
  2. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Русский язык. - Москва: ФИПИ, 2012.
  3. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 класс.: учеб.пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2011.
  4. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2012: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  5. ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й Кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проверки государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – ФИПИ.  
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение" 9 класс

Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассужд...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"

Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....

Программа доп курссов 9 класс (история,обществознание).

Данный материал содержит информацию для подготовки учащихся  к ОГЭ....

Конспект урока на тему: «Тактические действия игры в баскетбол. Защита кольца способом накрывание», УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (2 курсс).

Конспект урока на тему: «Тактические действия игры в баскетбол. Защита кольца способом  накрывание»....